От Единой трудовой к средней общеобразовательной школе

Средняя школа №1
Средняя школа №1, 50-е гг.

Единая трудовая школа — такое название и систему обучения получили все школы и наша, уже бывшая, женская гимназия после Октябрьской революции…

Революция 1917 года, как и все революции, противоречива. С одной стороны — люди руководствовались рядом чистых побуждений и даже отменили плату за обучение, что дало возможность учиться всем. С другой стороны — уничтожили все так называемое «старое» — «до основания». И образование тоже.

Советская власть отменила всю существующую систему образования, старые программы и методики. 16 октября 1918 года наркомом просвещения Луначарским была предложена декларация о единой трудовой школе: от начального обучения до высшего образования.

Число учеников в школе увеличилось более чем в два раза, а на 10 учащихся в год приходилось по полтетради и один карандаш. Оставшиеся учителя почти не получали зарплату, а в уезде их даже брали «на прокорм» крестьяне.

Предметную систему рекомендовано было изгнать из школ и учиться по темам: «Знакомство со школой», «Весенние работы», «Революция» и т. п. Рекомендовалось даже проводить не индивидуальную, а бригадную систему оценки знаний. Некоторые «реорганизаторы» из Москвы договорились даже до того, что «школьное образование должно умереть…»

Поэтому в начале двадцатых годов большинство школ скатилось на уровень примитивных начальных с ремесленным уклоном, где в качестве основных предметов было огородничество, переплетное и сапожное дело, корзиноплетение, обществоведение…

В нашей школе педагогический процесс тоже стал создаваться заново, то было усиление влияния ремесел, то обществоведения. Но благодаря удалению от центра (зачастую рекомендации пока доходили до школы — отменялись) и, самое главное, благодаря сильному учительскому коллективу и традициям, в нашей школе удалось сгладить этот примитивный взгляд на школу.

Во главе школы с 1918 года встал один из самых одаренных организаторов и педагогов Иван Александрович Клемин. Выбор смешанного содержимого, который после окончания МГУ в 1912 году он преподавал в нашей женской гимназии естествознание и физику. Это был энергичный и волевой человек с широким кругозором, разбиравшийся в обстановке школьного образования, умело руководивший педагогическим коллективом. В школе под его руководством шла кипучая разносторонняя работа.

После седьмого класса лучшие ученики по рекомендациям школы и отдела образования принимались в техникумы. Но когда остро встала проблема подготовки учителей, в школе сразу, по опыту гимназии, ввели 8-й и 9-й классы, готовившие учителей для школ уезда (района) с предметами: школьное краеведение, педагогика, психология, педология, детское движение, методика преподавания по предметам (так называемый «педагогический уклон»).

Нехватка кадров в промышленности — и в школе создаются 8-й и 9-й классы, готовившие бухгалтеров, экономистов, руководящие кадры, с предметами: советское право, статистика, счетоводство, основы кооперации, товароведение, бюджет и организация учреждений и делопроизводство (так называемый «кооперативный уклон»).

Костяк школы — учителя «старого закала» частично уволились, другим пришлось воспринимать «новые веяния». Особое внимание уделялось антирелигиозному воспитанию, так как большинство учеников ходило в церковь, да и учителя все были крещеными. Церковь при школе переделали в спортзал.

В школу пришло много учителей, прошедших гражданскую войну, а также много детей крестьян и рабочих с горячим желанием учиться. Одновременно продолжали учиться, и учиться хорошо, дети так называемого «нетрудового элемента» — священников, купцов, служащих старой администрации. Таких детей, как и их родителей, лишили многих прав и помощи. Они так и назывались в школе — «лишенцами».

Отношения между «кухаркиными детьми» и «поповскими сынками», как они друг друга называли, после создания комсомольской ячейки в школе в 1922 году, резко обострились… Райкомом партии поручено комсомольцам вмешиваться в воспитательный и педагогический процесс. Было введено самоуправление. Комсомольский представитель участвовал даже во всех учительских совещаниях. Райком партии потребовал, чтобы руководители школы были членами партии обязательно!.. И Иван Александрович Клемин, незаслуженно обиженный, в 1929 году уехал в Москву, где затем возглавил в университете кафедру метеорологии. Профессор, доктор географических наук, полковник — он был одним из руководителей освоения Северного морского пути, обеспечивал прогнозами погоды Красную Армию во время войны, воспитал на кафедре в МГУ многих ученых, в том числе и из нашей школы.

В конце двадцатых годов курс страны на индустриализацию потребовал новые высокограмотные рабочие кадры. Школу превращают в фабрично-заводскую семилетку (ФЗС №2). Ученики много времени проводят на практических занятиях и на работе на фабрике, лесозаводе, совхозе «Маяк».

Одним из ведущих учителей школы, как и до революции, была Анна Сергеевна Никитина. В условиях значительного сокращения учебных часов на литературу она стала инициатором глубокого изучения литературы на внеклассных занятиях.

Воздействие внеклассной работы, проводимой в школе по пропаганде произведений А. С. Пушкина и других русских писателей и поэтов, было такое широкое и мощное, что любители литературы объединились и стали выпускать рукописный журнал «Эхо», где печатали свои первые стихи и рассказы. В школе с 1923 года стала выпускаться и стенная газета «Факел».

Огромная заслуга в подготовке учащихся принадлежит и учителям — П. И. Макарову, Ф. Н. Потехину, А. И. Владимирову, П. А. Шишлову, А. А. и М. Я. Флягиным, Б. В. Ширяеву, Н. Ф. Груздевой (Сбоевой), И. А. Потапову и другим. В эти годы закончили нашу школу и начали работать в ней В. П. Рубинский, Т. М. Крохина (Назарова), М. Н. Лицова (Черкасская), М. В. Доброва (Побожей), поступила на работу после института Е. А. Соколова (Владимирова) — учителя, посвятившие затем всю свою жизнь и знания школе и ученикам.

Комсомольская организация школы активно участвовала в жизни как школы, так и города и села: создавала агитбригады, ячейки Красного Креста, сельские клубы, помогала селу в уборке урожая и оформлении наглядной агитации, создавала отряды «легкой кавалерии» по проверке бесхозяйственности на предприятиях города, выпускала агитгазету. Комсомольцы при поддержке учителей создали агит-кружок «Синяя блуза», военные кружки, учились стрелять, а старшие были в роте частей особого назначения (ЧОН).

После национализации музыкальных инструментов у богатых при школе и фабрике создали струнные оркестры; хоровой кружок был одним из лучших в городе.

Впервые, еще в 1929 году, техническим кружком школы под руководством Федора Николаевича Потехина, школьное здание было радиофицировано. Особенно активно участвовал в кружке и создавал собственный школьный радиоузел выпускник Лев Эйдель.

П. И. Макаров организовал и кружок «Юный натуралист», который вел активную работу по изучению родного края, по пропаганде бережного отношения к природе среди населения, по охране природы, по пополнению экспонатами городского краеведческого музея. Был создан кооператив и школьный огород, который буквально спас от голода многих учеников.

После отъезда И. А. Клемина в школе сменилось несколько директоров, пока ее не возглавил талантливый организатор Николай Александрович Лебедев. С его именем связано дальнейшее совершенствование школы и выход ее на новый уровень — средней общеобразовательной школы.

В трудовой школе с 1918 по 1929 год подготовлено более 1520 учащихся с 7 классами и более 510 учащихся после 9 классов педагогического и кооперативного уклонов.

В фабрично-заводской семилетке (ФЗС № 2) и девятилетке (ФЗД) с 1929 по 1934 год подготовлено более 760 учащихся с 7 классами и более 210 учащихся с 9 классами.

В эти годы после революции учителя и ученики школы научили читать и писать более 5000 человек в городе и районе (по программам ликвидации неграмотности).

За время с 1918 по 1934 год с высшей тогда аттестацией «Годен к руководящей работе» выпущено 34 человека. 250 выпускников стали работать учителями городских и сельских школ.

Выпускники школы по традиции после выпускных вечеров встречали рассветы в горсаду, на берегу Волги…

Благодаря умелым и талантливым руководителям и педагогам в эти суровые годы школа сумела воспитать и подготовить тысячи учеников, ставших славными сыновьями и дочерьми нашей Родины.

А это главное достижение школы!

Примером этого может быть строительство и освоение первенца первой пятилетки — Горьковского автомобильного завода. Юрьевец принимает активное участие в строительстве автогиганта. Созданный специально трест «Унжасплавлес» поставляет на стройку сотни тысяч кубометров леса в плотах, пиломатериалы, десятки двухэтажных восьмиквартирных домов для специалистов. После призыва райкома комсомола — «Все на автострой!» — тысячи молодых и взрослых плотников, каменщиков, кузнецов города и района откликнулись на это требование времени. Многие из них потом остались работать на самом автозаводе -делать знаменитые ГАЗы.

Исследуя картотеку выпускников школы 20-40-х годов, мы находим у многих из них адреса — г. Горький, Автозаводской район. Это инженеры, учителя, врачи, строители…

Вот лишь небольшой список учеников школы, ставших достойными гражданами нашей страны: Иван Киселев стал генеральным директором Горьковского автозавода, Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и Государственной премий; Борис Платонов — главным инженером литейного производства ГАЗа, доктором технических наук, профессором Горьковского политехнического института, академик с 1998 г.; Ростислав Ласточкин — доктором технических наук, лауреатом госпремий; Георгий Холин — корреспондентом газет «Известия», «Комсомольская правда»; Константин Бармашин — старшим инженером КБ Королева. Это по его дизайну изготовлены вымпелы, доставленные на Луну. Панюгин Валентин Евгеньевич, председателем коллегии по гражданским делам Верховного Суда СССР, заслуженный юрист РСФСР; Дмитрий Рванов — начальником штаба партизанских соединений Федорова, председателем исполкома г. Херсона; Надежда Делегатская — членом Госплана страны; Алексей Никодимов — зампредседателя Ивановского горисполкома; Евгений Соколов — секретарем райисполкома Юрьевецкого района; Александр Крылов — народным художником России; Михаил Ефимов закончил школу в 1936 году с «красным аттестатом». Он стал начальником цеха Горьковского автозавода, затем лаборатории. Начальником цеха стал Владимир Прудников. Много замечательных инженеров — выпускников школы работали в КБ и цехах завода. Автозаводцев обслуживали заслуженный врач России Елизавета Савинова (выпуск 1937 г.), заслуженные учителя России Ольга Мельникова (выпуск 1937 г.), Валентина Батуева (выпуск 1939 г.) и сотни других замечательных специалистов.

Получили звание заслуженного врача страны Валентина Едина, Анна Закваскина, Вячеслав Груздев, Галина Ласточкина, Борис Ласточкин — главный кардиохирург военного госпиталя им. Бурденко, Евлампия Крохина — доктор медицинских наук…

Стали научными работниками, докторами наук, профессорами Владимир Черкасский — Ивановский энергоуниверситет, Сергей Ефремов — Московский университет, Александр Агафонов — Академия наук Украины, Владимир Потапов — «Химмаш» г. Тамбова, Дмитрий Якимов — Казанский университет, Тамара Куванова — Белоцерковский сельхозинститут, Геннадий Жихарев — Академия наук Дагестана…

Награждены орденами, получили звания заслуженного учителя России, отличника народного образования учителя нашей школы Мария Черкасская, Василий Рубинский, Татьяна Назарова, Татьяна Стрежнева, Мария Побожей…

Альманах «Юрьевец, 2001 г.

 

Оцените статью
Добавить комментарий