В советские годы в Юрьевце был создан значительный портово-пристанский водотранспортный узел. К нему относятся также пристани в Пучеже, Сокольском, остановочные пункты на Унже и Немде, судоремонтные мастерские, которые после затопления Новой Слободки на левом берегу Волги перенесены в Елнатский затон.
До двух и больше миллионов тонн различных грузов в свое время отправляли юрьевецкие речники из своего района деятельности за навигацию. На перевалочные пункты Горького, Уфы, Казани шла пряжа и нитки Юрьевецкой льнофабрики, ткань и строчевы-шивальные изделия Пучежа. На Дон отправлялись пиломатериалы Юрьевецкого деревообрабатывающего комбината, Пучежского и Сокольского леспромхозов. Сейчас поток грузов уменьшился.
В начале навигации, по весеннему паводку, спешат юрьевецкие речники провести суда в недоступные летом верховья Унжи.
Много перемен произошло в береговом хозяйстве Юрьевецкого порта, в составе судов, в судьбах самих речников с тех пор, как в 1918 году был подписан декрет о национализации флота.
В старину навигацию встречали на временных пристанях в Куренях, верхнем конце города, так как весеннее половодье затопляло весь остальной берег, образуя обширное пространство мелководья, и только в этом месте суда могли подойти к нему поближе. Основные пристани располагались по берегу между современным Революционным переулком и базаром. Возле них громоздились складские помещения, поленницы дров.
В 1957 году для пристани был сделан искусственный залив в нижнем конце
города, позднее построены пакгаузы, металлический причал, здание речного вокзала с административным корпусом. Погрузочно-разгрузочные работы ведутся с помощью крана.
С образованием Большой Волги зимняя стоянка судов и ремонтно-отстойный пункт перенесены в устье реки Елнать, где создана крупная судоремонтная база, растет поселок речников Затон.
Не одно поколение юрьевецких речников прославилось своим трудом на Волге. Еще на «Ауле» начинал матросом А. И. Муравьев. Потом уже капитаном ходил на пассажирских судах рейсом Горький — Рыбинск.
Звание «Лучший капитан РСФСР» было присвоено А. А. Долотову за высокие трудовые показатели. А в годы Великой Отечественной войны он прославился ратным подвигом: во время боев под Сталинградом спас под вражеским обстрелом баржи с бензином. Бывший портовый бухгалтер П. В. Левков стал героем партизанского движения в оккупированном фашистами Киеве. Тесно связаны революционные, боевые и трудовые традиции речников. Рулевой, а затем помощник капитана Алексей Плетнев был членом первого социал-демократического кружка в Юрьевце. Первым народным комиссаром юрьевецкого флота стал после его национализации активный участник революционного движения П. И. Батуев.
Среди юрьевецких речников много потомственных волгарей. Не раз выводили свои коллективы в победители капитаны Н. И. Гладков, В. Л. Лучинин, Ю. Н. Соловьев. Все они сыновья хорошо известных на Волге речников.
Еще в начале века «капитанили» на грузовых судах братья Иван и Сергей Александровичи Строевы. Трудятся в порту братья Строевы и теперь — лишь сменились их имена. Это сыновья Ивана Строева — Анатолий Иванович и Валентин Иванович.
Много лет был капитаном-наставником порта «Юрьевец» И. М. Заботин. В годы Великой Отечественной войны он воевал с фашистами на одном из кораблей Балтийского флота. После демобилизации возвратился на родную Волгу.
Альманах «Юрьевец», 2001 г.