Жизнь юрьевецких речников

О жизни речников рассказывает Галина Гавриловна Васильева, проработавшая десять лет секретарем партийной организации порта «Юрьевец».

— В былые времена Юрьевецкий порт именовался «портом пяти морей». Здесь круглосуточно кипела работа. В состав Юрьевецкого порта входили пристани Пучеж, Сокольское, Макарьев, Мантурово, Кологрив, Грушино (Вологодская область), Елизарово (переправа). Коллектив был большой. Руководили им опытные волгари. Начальником Юрьевецкого порта в 1944-64 годах был Дмитрий Федорович Абросимов. Это был спокойный, уравновешенный начальник. Не допускал никаких грубостей к своим подчиненным. Всегда вел большую общественную работу и находил время для воспитания своих четверых детей (троих сыновей и дочки).

После его ухода на пенсию начальником Юрьевецкого порта был назначен Константин Сергеевич Смирнов. Активный, деловой, знающий свое дело, он проработал начальником только два года. В 1966 году его пригласили на работу в Министерство речного флота.

Начальником порта стал Борис Сергеевич Таланов. Молодой, симпатичный, всегда говорил спокойным голосом с улыбкой, которая подкупала каждого, кто с ним общался. Руководить разбросанным коллективом было непросто. Но на каждом участке работали опытные диспетчера, которые умело руководили работой флота. Большое количество судов было приписано к Юрьевецкому порту. На судах работали опытные капитаны: Иван Макарович Заботин, который впоследствии работал капитаном-наставником. Опытный, трудолюбивый, дисциплинированный товарищ Строев А. И., а также Шахов Б. М., Круглов Ю. В., Зубарев В. А., Мокеев Л. К. и многие другие.

Суда зимовали в затоне «Елнать». С приходом судов на отстой их ремонтом руководил Пронин П. В. Из ремонта суда выходили в срок при высоком качестве работ и принятии их в эксплуатацию.

Речники, проживавшие в Юрьевце, на работу в затон доставлялись на автомашине «полуторке». Утром и вечером их привозил шофер Михаличенко Валентин, ни разу не сорвав рейса. Дорога была разбитая, да и автомобиль оставлял желать лучшего. Тогда и встал вопрос о приобретении автобуса. Сделали письменный запрос в Министерство речного флота, но ответа не последовало. Тогда я добилась приема у министра Кучкина С. А. Вопрос, наконец-то, был решен. Автобус нам все-таки выделили. В автобусе было тепло и уютно. Шофер Акимов Ю. Всегда был на месте и вовремя.

В 1967 году в Юрьевец приехал секретарь ЦК КПСС И. В. Капитонов. После беседы со мной, познакомившись с нашими проблемами, он оказал содействие в вопросе нашего присутствия на одном из заседаний коллегии Министерства речного флота. На коллегию приехала я с председателем пристанькома Циперштейном Наумом Абрамовичем и Смирновым Константином Сергеевичем. Я там выступила с вопросом «О работе пристани и затона, о состоянии, серьезных недостатках и трудностях». К счастью, все вопросы на коллегии министерства были решены положительно.

После заседания министр Кучкин С. А. оставил нас и предложил нам из верховья Унжи вывести плоты и древесину на стройки Москвы.

Наказ министра мы довели до каждого члена коллектива и выполнили его досрочно. За что министр поблагодарил речников.

Затон подключили к Горьковской ГЭС. Здесь же была построена баня, заасфальтировали дорожки. Все жители остались очень довольны.

В Затоне поставили обелиск в память о погибших в годы Великой Отечественной войны речниках. В основание обелиска была заложена капсула с перечнем имен погибших речников.

В Юрьевецком порту перед началом навигации всегда кипела работа. Для ремонта вокзала привозили побелку, краску. Приводили в порядок территорию вокруг вокзала. Это же лицо города. Всеми работами руководил начальник вокзала Егоров Н. А.

В порт заходили пассажирские суда, суда на подводных крыльях класса «Метеор» и «Ракета», У проезжающих пассажиров всегда оставались теплые приятные впечатления от посещения Юрьевца.

Ранней весной река Унжа становилась главной трассой для вывоза древесины из ее верховьев. От Грушина, Мангурова, Кологрива, Макарьева вереницей шли буксирные пароходы с плотами, «самоходки», груженные пиломатериалом, доставляя груз в Горький, Москву, Саратов и в другие города. В верховья Унжи шли грузовые теплоходы, груженые баржи, плавмагазины с продовольствием, мукой, солью для местного населения. Везли также и горючее. Порожних пробегов не было. Суда с продовольствием подходили к нашей пристани еще при «ледовом поле». Доставить грузы и вывезти лес надо было успеть за короткий период навигации в верховьях Унжи. На судах работали и труженики-волгари из Юрьевца.

В Юрьевецком порту был сооружен причал-переправа для связи с Завражьем, Селянцевом, Сокольским. Эту линию обслуживал паром СП-1 (самоходный паром №1). Многие годы капитаном на нем работал Александр Андреевич Патраничев.

Рабочие, инженерно-технические работники работали с душой. Но были проблемы с жильем. Руководство порта ставило вопрос о строительстве дома для речников в Юрьевце, но безрезультатно.

Тогда я поехала в облисполком к председателю Созыкину. Пришла на прием. Секретарь ответила, что он не может принять. А когда узнал, что мы из Юрьевца, сразу принял. Я доложила ему о необходимости строительства жилого дома в Юрьевце. После чего меня пригласили на совещание строителей, где я снова повторила свою просьбу. Облисполком обязал строителей ПМК выполнить это задание, Строительство сразу началось. Начальник ПМК Корнилов Николай Сергеевич следил сам за ходом стройки, которую завершили в срок. Таким образом, речники были обеспечены жильем.

* * *

О сегодняшнем дне пристани «Юрьевец» рассказывает ее начальник Владимир Наумович Циперштейн.

— В 1975 году приказом начальника ВОРП Короткова К. К. пристань Юрьевец была административно подчинена порту Кинешмы и стала называться портом Юрьевец. Одна из немногих «лесных пристаней» утратила свою самостоятельность. Все так же проходили «весновки» — буксировались плоты с верховьев Унжи, завозилось продовольствие, удобрения, материально-строительные грузы в самые удаленные селения и «ставежи» на Унже. Но былая слава «порта пяти морей» была потеряна. Однако люди здесь грудились, продолжая традиции старшего поколения. А именно, буксировочный теплоход «Плотовод-2» с капитаном Фотичевым Н. К., «Плотовод-3» с капитаном Вагановым А. В., «Плотовод-4» с капитаном Забаревым В. А., «Плотовод-5» с капитаном Гладковым Н. И., теплоход «Волгарь-25» с капитаном Лужициным В. Л. Все названные фамилии капитанов относятся к категории отличных волгарей. Добросовестные, немногословные, отличающиеся высокой исполнительностью. Весь этот флот продолжал буксировать плоты в Рыбинск, Кострому, Кинешму, Юрьевец, Балахну, Казань. Грузовые суда «Тобол», капитан Климов Е. В., т/х СТ-16 — капитан Абрашов Г. П., т/х «Урал» — капитан Силкин А. Н. продолжали перевозить муку и другое продовольствие в устье реки, а обратно везли лес. Пассажирские суда «П.Старостин» — капитан Наградов А. А. следует в реку Немда, т/х «МО-72» — капитан Сиротин В. И. следует в реку Унжа, т/х «МО-ЗО» — капитан Шахов Б. М. обслуживал юг Сокольского района и Пучеж с районом.

История, история… Как много она может рассказать о жизни Родины, предприятия, человека. Богата история юрьевецких речников. Еще совсем недавно был иной ритм жизни в нашем порту. Именно с перестройкой всего хозяйства России изменилась и жизнь порта «Юрьевец». В 1987 году порт расформировывают, и весь речной флот передается в порт Кинешма. С каждым годом закрываются пассажирские линии и перевозки, нет «весновок» и плотов. Наступил новый век. Идет 2003 год. Осталась небольшая пристань «Юрьевец». Иногда пробежит «Метеор», идущий в Нижний Новгород или в Ярославль. Крутится старенький портовый кран, которым командует крановщик, давно уже на пенсии, Перминов А. К., выгружая песок, щебень или дрова. В 2001 году ушли работать последние теплоходы «МО-39» — капитан Сиротин В. И., т/х «Юрьевец» — капитан Разумов М. И.

Как бы хотелось вернуть былую славу порту «Юрьевец». А наш славный город этого заслуживает.

***

В здании речного вокзала размещен Юрьевецкий участок связи Ярославского филиала государственного предприятия «Волгаречсвязь». Здесь трудится дружный мужской коллектив богатыми традициями, которые были заложены старшим поколением участка. Среди них следует отметить Агафонова В. Д., Роганова Ю. В. — бывших начальников участка; Лебедева А. И., Алексеева В. И. — радистов участка; Роганову Е. В. — телеграфистку участка и многих других.

С 1994 года начальником участка связи работает Александр Леонидович Александров, офицер запаса. В беседе с ним можно было услышать много добрых слов об этом коллективе. Сам Александр Леонидович — человек скромный, о себе говорить не любит. Активно занимается спортом, особенно волейболом, теннисом. В свободное время тренирует волейбольную команду сельхозколледже. Успевает управляться и с семейными делами. Воспитал двух прекрасных дочек. Благодаря старшей дочери, он недавно стал дедушкой.

Традиции, заложенные старшим поколением старается сохранить и приумножить. Но это в современных экономических условиях удается с большим трудом.

После 1994 года произошло сокращение штатов. Количество работающих уменьшилось с 8 человек до 5. Это повлекло за собой увольнение некоторых работников и увеличение нагрузки на оставшихся.

В настоящее время на участке работают люди, которые умеют делать практически все, могут заменить друг друга при необходимости.

Коллектив чисто мужской. Это определяет специфика работы. Почти все с высшим образованием.

С 1986 хода радиооператором работает Симанов Иван Александрович. Это старожил участка и наиболее опытный из радиооператоров. Говорит мало, любую работу выполняет не спеша и качественно. При разговоре всегда спокоен, всегда с улыбкой на устах, не задает лишних вопросов. С полуслова понимает, что от него требуется.

Радиооператор и «главный» энергетик участка Пивоваров Александр Борисович работает с 1996 года. Это человек с быстрой реакцией. На все просьбы реагирует и тут же выполняет их. Увлечен техникой. Жизнерадостен, как будто и нет в его жизни проблем. Помимо обязанностей оператора выполняет работу по обслуживанию аппаратуры аварийного электропитания участка. К ней относятся бензоагрегаты, аккумуляторная, аппаратура подзарядки аккумуляторов.

К числу старожилов участка относится Шицков Игорь Семенович — радиооператор, «главный» специалист по линейно-кабельным работам (бригадир монтеров АКС). Это веселый, обладающий талантом юмориста, человек. Хороший семьянин. Вместе с женой воспитывают двоих сыновей, привлекая их ко всем домашним заботам.

Специалист по автотракторной технике, он же водитель единственного нашего «авто» ГАЗ-66, радиооператор участка Лебедев Николай Александрович, работает с 1997 года. Продолжает традиции своего отца (Александр Иванович долгие годы работал здесь же). Всегда серьезен, исполнителен, немногословен.

С сентября 1997 года монтером по ремонту оборудования работает Богачев Алексей Николаевич. Этот специалист отвечает за работоспособность всей аппаратуры на участке. И, в первую очередь аппаратуры радиосвязи, линейной связи. Ремонтирует ее и выполняет регламентные работы на ней. По чувству юмора может потягаться с Шицковым И. С., хотя с виду и кажется серьезным.

Высокий уровень образованности, технической культуры, ответственности способствовал объединению их в коллектив, который решает самые сложные задачи по обеспечению радиосвязи на водохранилище от Стиберского до устья речки Ячменки (под Пучежом) и поддержанию линейно-кабельного хозяйства на участке Решма — Летнево.

«Золотые руки» каждого из них могут делать все: и блоху подковать, и автомашину отремонтировать, и компьютер собрать. А главное, поддерживать работоспособность станции на самом высоком уровне.

Взаимоотношения в коллективе сформировались при выполнении общих задач, т. к. выезд на ремонт линии при повреждениях в любое время года и сучок, развертывание системы радиосвязи перед началом навигации и сворачивание ее при закрытии летнего навигационного периода.

При выполнении этих задач осуществлялась притирка каждого друг к другу. И, конечно, взаимообучение. А это позволяет решить проблему взаимозаменяемости при отсутствии кого-либо.

Общение коллектива не ограничивается только служебными рамками, но и осуществляется на бытовом уровне. С большим удовольствием встречает коллектив некоторые праздники: День радио, День защитника Отечества. Организованно отдыхали в летнее время.

При возникновении трудных ситуаций всегда приходят друг другу на помощь, не считаясь ни с чем.

стр. 232

Память о подвигах простых тружеников навсегда останется в летописи родного Юрьевца.

Оставьте комментарий