Роддом — каюта парохода

якутец, пароход, 1930
На пароходе “Якутец”, капитан Строев Иван Александрович, 1930 год

Строев Валентин Иванович родился 29 июня 1929 года в каюте парохода «Якутец».
Мой отец — Строев Иван Александрович — был капитаном этого парохода.
В 1942 году окончил 5 классов Ново-Слободской средней школы и началась моя трудовая жизнь «Бурляцкая» жизнь матросом на пароходе  «Якутец» и хлебная карточка 800 гр.
Из Горького нас отправили с составом барж, в которых был груз с назначением Сталинград, в Казань. В Казани дали приказ идти до Сталинграда. «Якутец» работал на твердом топливе (каменный уголь), а в Сталинград отправляли пароходы, которые работали на мазуте. Приказ был изменен, и нас направили в Горький. В Горьком забуксировали плавучий ДОК с подводной лодкой и пошли до Рыбинска. В Рыбинском водохранилище забуксировали  (река Малога) плот и, пошли в Москву. При подходе к Москве в ночное время видели воздушные бомбежки.
Плот привели без потери древесины, за что получили денежную премию и несколько метров мануфактуры. В Северном речном порту г. Москвы нам дали три часа на покупку продуктов и заправку топливом. Хочу сказать, что магазины для речников работали круглые сутки. Отец отправил меня на пароход за женщинами (а их было 5 работающих женщин) и пришли в магазин. Придя в магазин, проверив наши документы, вежливо пригласили, быстро нас отоварили, и мы вовремя ушли из Москвы. Наши женщины долго удивлялись и вздыхали, как культурно работали женщины магазина в военное время.

Строев капитан юрьевец
Строев Валентин Иванович

Нас направили на проводку плотов и барж — Москва-Углич. В Москву мы привозили составы и всегда безаварийно, за что каждый раз получали премии. Из Москвы ушли в последние дни октября месяца. Наступили ранние суровые морозы, и домой в г. Юрьевец мы не пришли, а зазимовали в Рыбинске.
Зима 1942 года началась очень рано, а поэтому в Рыбинске зазимовало много пароходов и барж. Зиму 1942?43 год я работал в механическом цеху, учеником слесаря. Рыбинск, немец, каждую ночь бомбил, особенно моторный завод, но мы выжили и весной вернулись в Юрьевец, и сразу же были направлены в Кологрив  (по реке Унже) на буксировку плотов.

Летом 1944 года работал матросом на барже, где шкипером была Орина Мухлаева.
В 1946 году окончил 7 классов в Ново-Слободской школе и подал документы в Горьковское речное училище, но вступительные экзамены не выдержал. Не поступив учиться, пошел работать матросом на пароход «Мария Большевичка», где капитаном был Строев Иван Александрович (мой отец).
Зиму 1946?47 года учился на курсах рулевых при Юрьевецком учебном комбинате и уже навигацию 1947 года работал рулевым на пароходе «Мария Большевичка». Зиму 1947?48 г. учился на курсах лоцманов р. Унжа, преподавателем был Сиротин Василий Иванович.
В 1949 г. в августе призван в ряды тихоокеанского флота. Должность — командир отделения катера  «Морской охотник», где и прослужил до 1954 года. После демобилизации, в декабре 1954 года, поступил работать в должности рулевого на пароход «Сплавщик», где капитаном был Козырев Александр Петрович, и поступил учиться в Куйбышевский речной техникум на вечернее отделение.

"Сплавщик" - капитан Лапшин Сергей Макарович и I штурман Строев Валентин Николаевич
“Сплавщик” – капитан Лапшин Сергей Макарович и I штурман Строев Валентин Николаевич

1955 год. Работал вторым штурманом парохода «Сплавщик», а уже навигацию 1957 года — первый штурман теплохода  «Сплавщик». В 1959 году окончил Куйбышевский речной техникум. Получил диплом с отличием и диплом капитана всех групп судов речного транспорта. Вернулся домой и был назначен капитаном парохода «Клавдий Краснояров». Начальником пристани «Юрьевец» работал тогда Абросимов Дмитрий Федорович — профессионал своего дела, требовательный, дисциплинированный.
В 1966 году начальником Волжского Объединенного ордена Ленина речного пароходства Коретковым Константином Константиновичем был назначен заместителем начальника пристани «Юрьевец», а начальником был Таланов Борис Сергеевич — человек высокой культуры. В те годы пристань имела 12 пароходов типа «Сплавщик», 3 пассажирских теплохода, теплоход СП-1 — паромная переправа, 5 рейдовых катеров. Вокзал был со служебным и пассажирским помещением, грузовой причал с портальным краном грузоподъемностью 5 тонн, крановщик — Перминов Александр Канидович, 7 пассажирских пристаней на р. Унжа и Немда.
В распоряжении пристани «Юрьевец» была:
1. Пристань «Пучеж», которая имела пассажирский и грузовой причал, вокзал, пассажирский теплоход МО-3О — капитан Шахов Борис Михайлович;
2. Пристань «Сокольское», имела пассажирский и грузовой причалы, грузовой склад, вокзал со служебными и пассажирскими помещениями — начальник Сеньков Сергей Иванович.
В устье реки Ёлнать расположен отстойно-ремонтный пункт «Кривозерские мастерские» для ремонта и зимнего отстоя судов пристани «Юрьевец» и судов других предприятий Министерства речного флота. Речные просторы рек Унжа, Нёмда, Желвата, Ёлнать, Моча, Ячменка находились в ведении пристани «Юрьевец», из которых флотом вывозился лес в плотах и пиломатериалы на теплоходах в города: Москва, Ярославль, Кострома, Кинешма, Балахна, Горький, Казань, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону. В весенний период по р. Унжа в Костромскую область завозились грузы: мука, крупа, сахар, бензин, керосин, доломитовая мука, гравии и другие грузы. Это был годовой запас Кологривского и Макарьевского районов. Из Кологривского, Мантуровского, Макарьевского районов в Соловатовскую старку буксировалось 400 тыс. кубометров леса в плотах. Это нужно было завести и сплавить за хорошую навигацию. План отправления грузов в судах и плотах составлял 1600000 тонн.
1978 год. Я был назначен начальником Юрьевецкого порта. Награжден Орденом Красного Знамени «За доблестный труд», медалью «300 лет российскому флоту», значками «Отличник соц. соревнования», «Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности» и другие.
В 1987 году был назначен директором в «Клуб юных моряков». Первым секретарем РК КПСС был Соколов Александр Александрович, а первым секретарем РК ВЛКСМ был — Андреев Сергей Павлинович. Клуба в Юрьевце не было, пришлось все начинать с нуля. С помощью райкома партии и комсомола, директора ДОКа Л. Г. Зинина, директора льнофабрики М. И. Шереметьева, К. С. Смирнова (министерства речфлота) и других друзей клуб создан и работает до настоящего времени (жаль, что часть флота потеряли).
В 1990 году ушел на заслуженный отдых. Родился в каюте парохода и вся моя жизнь была связана с речным флотом.

«Навечно в памяти», 2005 г. Составитель А.В. Сиротина.

Поделитесь c друзьями

Напишите свой комментарий