13 октября 1994 года, в 14:50, Юрьевец потрясла трагедия, навсегда вписавшаяся черной страницей в летопись города. Огонь, разбушевавшийся на Предтеченской горе, в одночасье уничтожил не просто деревянное строение, но и символ надежды на возрождение утраченной святыни — Церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1768 года постройки, пережившую долгие годы забвения и кропотливой реставрации. Она вспыхнула словно спичка, оставив после себя лишь горький пепел и разочарование. «Как свечка сгорела», — с болью говорили потрясенные местные жители, наблюдая за гибелью памятника, в восстановление которого было вложено столько сил и чаяний.
Историческая справка: Рождество-Богородицкая церковь села Талицы
Вся информация в данном разделе основана на источнике: «Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Кострома: Губернская типография, 1911.»
Эта скромная, но исполненная изящества деревянная одноглавая клетская церковь, увенчанная высокой клинчатой кровлей с шестигранным алтарем, северным Никольским приделом, небольшой трапезной и шатровой колокольней, когда-то являлась украшением села Талицы Юрьевецкого уезда (ранее Костромской губернии). Рождество-Богородицкая церковь села Талицы имела два храма: деревянный, построенный в 1768 году тщанием прихожан, двухпрестольный — в честь Рождества Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца, и каменный, однопрестольный, освященный в честь святых апостолов Петра и Павла, построенный в 1810 году также на средства прихожан. Колокольня при деревянной церкви была деревянной, а ограда вокруг церковной территории — каменной. Кладбище располагалось в пределах церковной ограды. К началу XX века расстояние от Талиц до Костромы составляло 130 верст, до Юрьевца с почтово-телеграфной станцией и пароходной пристанью — 25 верст, до железнодорожной станции — 45 верст, а до фельдшерского пункта — 6 верст. Ближайшими церквями были церковь села Чуркина, расположенная в 3 верстах, церковь села Каменники — в 10 верстах, и церковь села Жуковки — в 8 верстах.
Штат причта Рождество-Богородицкой церкви состоял из священника и псаломщика. Постоянными источниками дохода для них были: жалованье от казны — 294 рубля в год для священника и 98 рублей для псаломщика; проценты с общего причтового капитала в 100 рублей; и арендная плата за мукомольную мельницу в размере 13 рублей 50 копеек в год. Доход от богослужений и треб составлял до 200 рублей в год. Церковных помещений для проживания причта не было, однако имелся капитал в 100 рублей на устройство церковного дома. В пользовании причта находилось несколько земельных участков: усадебной земли — 1 десятина 520 квадратных саженей, пахотной земли — 28 десятин 1200 квадратных саженей, лесной земли — 3 десятины 460 квадратных саженей и неудобной земли — 1801 квадратная сажень. Имелись план и межевые книги на церковные земли. В 1911 году приход насчитывал 464 мужчины и 492 женщины. В приходе проживал один раскольник, а в 5 верстах, в деревне Вишне, находился храм приемлющих австрийское священство. Приход включал 12 селений, самое дальнее из которых располагалось в 5 верстах от церкви, при этом препятствий к сообщению между ними не было. В приходе действовала земская школа.
Каменный Петропавловский храм был утрачен, вероятно, в годы лихолетья 1930-х. Деревянная же церковь к концу 1980-х находилась в плачевном состоянии, являя собой печальное зрелище.
Переезд в Юрьевец и начало реставрации
В 1988 году деревянный храм, вернее, то немногое, что от него сохранилось, был разобран и перевезен в Юрьевец, чтобы обрести новую жизнь на Предтеченской горе. Возглавил реставрационные работы Александр Викторович Ополовников, чье имя стало синонимом борьбы за сохранение деревянного зодчества России. Архитектор и реставратор от Бога, он посвятил 47 лет своей жизни изучению и восстановлению уникальных памятников деревянной архитектуры. Его вклад в сохранение культурного наследия невозможно переоценить. Недаром говорили, что без Ополовникова не было бы и современных Кижей, ведь именно он стоял у истоков создания и развития этого всемирно известного музея под открытым небом. В 1988 году его профессиональный взор привлек погибающий деревянный храм в далеком селе Талицы.
Елена Александровна Ополовникова, дочь прославленного архитектора, в своей книге вспоминала о сложностях начального этапа реставрации: «Первоначально работы по восстановлению памятника деревянного зодчества начались безграмотно. Ее хотели восстановить в том виде, в котором она дошла до нашего времени – с полным набором всех благолепных обновлений, произведенных на памятнике в конце прошлого столетия. Главнейшая из них — наружная тесовая обшивка здания и перестройка его симметрично продольной оси». Этот подход противоречил принципам научной реставрации, стремящейся к воссозданию первоначального облика памятника.
Летом 1989 года юрьевецкие мастера успели собрать пять венцов колокольни, но осенью того же года ее вновь разобрали — Александр Викторович настоял на пересмотре проекта, опираясь на свои изыскания. К слову, проект реставрации церкви был разработан им еще в 1971 году, что говорит о давнем интересе архитектора к этому памятнику. Осенью 1989 года началась полноценная научная реставрация, направленная на воссоздание церкви в ее первозданной красоте и пропорциях. Юрьевецкие плотники — Пудов А.С., Разгулин С.В., Волков В.И., Медвежонков А.П., Жабров П.А., Клопов А.С. — трудились под чутким руководством Александра Викторовича, вкладывая душу в каждое бревно.
Однако, как это нередко бывает, благие начинания столкнулись с бюрократическими препонами. «Ивановореставрация» планировала завершить работы в кратчайшие сроки — за год-полтора, но эти обещания остались на бумаге. Из-за принципиальной позиции Ополовникова, требовавшего неукоснительного следования проекту, его отстранили от реставрации. Осенью 1993 года недостроенную церковь со всеми допущенными «огрехами» передали Ивановскому Епархиальному Управлению. И вновь главным реставратором церкви Рождества Богородицы был назначен Александр Викторович Ополовников, получивший возможность исправить ошибки предшественников и довести дело до конца.
Трагический пожар и гибель реставратора
Наконец-то, казалось, забрезжил свет в конце тоннеля. Завершения реставрационных работ с нетерпением ждали и сами юрьевчане. После призыва местной газеты «Волга» стали поступать пожертвования — небольшие суммы, но и они были весомым подспорьем, свидетельством неравнодушия горожан к судьбе возрождающегося храма.
Все искренне верили, что долгожданный момент освящения близок. Церковь обретала свои первоначальные формы, и оставалось совсем немного до того дня, когда Юрьевец украсит еще один восстановленный памятник деревянного зодчества. Но в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы 13 октября 1994 года строение трагически сгорело. Причины пожара так и остались не установленными, породив множество слухов и догадок.
Эта трагедия стала страшным ударом не только для жителей Юрьевца, но и лично для Александра Викторовича Ополовникова. Спустя чуть больше двух месяцев после пожара, 26 декабря 1994 года, жизнь выдающегося реставратора трагически оборвалась в автомобильной катастрофе. Он ехал в Юрьевец, чтобы своими глазами оценить масштабы разрушений и принять решение о возможности восстановления хотя бы небольшой часовни на месте сгоревшего храма. Символично, что человек, отдавший жизнь сохранению старины, погиб, спеша спасти ее остатки.
Современное состояние и надежды на будущее
На 2025 год на месте трагедии сохранились лишь фрагменты незавершенного строительства, включая колокольню, которая была достроена в начале 2010-х. Размеры самого храма, к сожалению, не приводятся в доступных источниках. Восстановление самой церкви пока остается несбывшейся мечтой, но в сердцах неравнодушных юрьевчан теплится надежда на ее дальнейшее возрождение. История церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Юрьевце — это не только печальный рассказ о потере, но и напоминание о важности сохранения культурного наследия и о неустанном труде людей, посвятивших себя этой благородной цели. Имя Александра Викторовича Ополовникова навсегда останется в памяти юрьевчан как символ преданности своему делу и бескорыстного служения русской культуре.
Примечания:
Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Кострома: Губернская типография, 1911.