Деревянная (Талицкая) церковь на Предтеченской горе

Талицкая церковь, 1930 г.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Талицы, ~ 1930 г.

13 октября 1994 года, в 14:50, Юрьевец потрясла трагедия, навсегда вписавшаяся черной страницей в летопись города. Огонь, разбушевавшийся на Предтеченской горе, в одночасье уничтожил не просто деревянное строение, но и символ надежды на возрождение утраченной святыни — Церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1768 года постройки, пережившую долгие годы забвения и кропотливой реставрации. Она вспыхнула словно спичка, оставив после себя лишь горький пепел и разочарование. «Как свечка сгорела», — с болью говорили потрясенные местные жители, наблюдая за гибелью памятника, в восстановление которого было вложено столько сил и чаяний.

Историческая справка: Рождество-Богородицкая церковь села Талицы

Вся информация в данном разделе основана на источнике: «Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Кострома: Губернская типография, 1911.»

Эта скромная, но исполненная изящества деревянная одноглавая клетская церковь, увенчанная высокой клинчатой кровлей с шестигранным алтарем, северным Никольским приделом, небольшой трапезной и шатровой колокольней, когда-то являлась украшением села Талицы Юрьевецкого уезда (ранее Костромской губернии). Рождество-Богородицкая церковь села Талицы имела два храма: деревянный, построенный в 1768 году тщанием прихожан, двухпрестольный — в честь Рождества Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца, и каменный, однопрестольный, освященный в честь святых апостолов Петра и Павла, построенный в 1810 году также на средства прихожан. Колокольня при деревянной церкви была деревянной, а ограда вокруг церковной территории — каменной. Кладбище располагалось в пределах церковной ограды. К началу XX века расстояние от Талиц до Костромы составляло 130 верст, до Юрьевца с почтово-телеграфной станцией и пароходной пристанью — 25 верст, до железнодорожной станции — 45 верст, а до фельдшерского пункта — 6 верст. Ближайшими церквями были церковь села Чуркина, расположенная в 3 верстах, церковь села Каменники — в 10 верстах, и церковь села Жуковки — в 8 верстах.

Штат причта Рождество-Богородицкой церкви состоял из священника и псаломщика. Постоянными источниками дохода для них были: жалованье от казны — 294 рубля в год для священника и 98 рублей для псаломщика; проценты с общего причтового капитала в 100 рублей; и арендная плата за мукомольную мельницу в размере 13 рублей 50 копеек в год. Доход от богослужений и треб составлял до 200 рублей в год. Церковных помещений для проживания причта не было, однако имелся капитал в 100 рублей на устройство церковного дома. В пользовании причта находилось несколько земельных участков: усадебной земли — 1 десятина 520 квадратных саженей, пахотной земли — 28 десятин 1200 квадратных саженей, лесной земли — 3 десятины 460 квадратных саженей и неудобной земли — 1801 квадратная сажень. Имелись план и межевые книги на церковные земли. В 1911 году приход насчитывал 464 мужчины и 492 женщины. В приходе проживал один раскольник, а в 5 верстах, в деревне Вишне, находился храм приемлющих австрийское священство. Приход включал 12 селений, самое дальнее из которых располагалось в 5 верстах от церкви, при этом препятствий к сообщению между ними не было. В приходе действовала земская школа.

Каменный Петропавловский храм был утрачен, вероятно, в годы лихолетья 1930-х. Деревянная же церковь к концу 1980-х находилась в плачевном состоянии, являя собой печальное зрелище.

Талицкая церковь реставрируется на новом месте. Юрьевец. 1991 год. Фото из архива Натальи Никифоровой.
Талицкая церковь реставрируется на новом месте. Юрьевец. 1991 год. Фото из архива Натальи Никифоровой.

Переезд в Юрьевец и начало реставрации

В 1988 году деревянный храм, вернее, то немногое, что от него сохранилось, был разобран и перевезен в Юрьевец, чтобы обрести новую жизнь на Предтеченской горе. Возглавил реставрационные работы Александр Викторович Ополовников, чье имя стало синонимом борьбы за сохранение деревянного зодчества России. Архитектор и реставратор от Бога, он посвятил 47 лет своей жизни изучению и восстановлению уникальных памятников деревянной архитектуры. Его вклад в сохранение культурного наследия невозможно переоценить. Недаром говорили, что без Ополовникова не было бы и современных Кижей, ведь именно он стоял у истоков создания и развития этого всемирно известного музея под открытым небом. В 1988 году его профессиональный взор привлек погибающий деревянный храм в далеком селе Талицы.

Деревянная (Талицкая) церковь на Предтеченской горе
Талицкая церковь реставрируется. Юрьевец. 1991 год. Фото из архива Натальи Никифоровой.

Елена Александровна Ополовникова, дочь прославленного архитектора, в своей книге вспоминала о сложностях начального этапа реставрации: «Первоначально работы по восстановлению памятника деревянного зодчества начались безграмотно. Ее хотели восстановить в том виде, в котором она дошла до нашего времени – с полным набором всех благолепных обновлений, произведенных на памятнике в конце прошлого столетия. Главнейшая из них — наружная тесовая обшивка здания и перестройка его симметрично продольной оси». Этот подход противоречил принципам научной реставрации, стремящейся к воссозданию первоначального облика памятника.

Летом 1989 года юрьевецкие мастера успели собрать пять венцов колокольни, но осенью того же года ее вновь разобрали — Александр Викторович настоял на пересмотре проекта, опираясь на свои изыскания. К слову, проект реставрации церкви был разработан им еще в 1971 году, что говорит о давнем интересе архитектора к этому памятнику. Осенью 1989 года началась полноценная научная реставрация, направленная на воссоздание церкви в ее первозданной красоте и пропорциях. Юрьевецкие плотники — Пудов А.С., Разгулин С.В., Волков В.И., Медвежонков А.П., Жабров П.А., Клопов А.С. — трудились под чутким руководством Александра Викторовича, вкладывая душу в каждое бревно.

Однако, как это нередко бывает, благие начинания столкнулись с бюрократическими препонами. «Ивановореставрация» планировала завершить работы в кратчайшие сроки — за год-полтора, но эти обещания остались на бумаге. Из-за принципиальной позиции Ополовникова, требовавшего неукоснительного следования проекту, его отстранили от реставрации. Осенью 1993 года недостроенную церковь со всеми допущенными «огрехами» передали Ивановскому Епархиальному Управлению. И вновь главным реставратором церкви Рождества Богородицы был назначен Александр Викторович Ополовников, получивший возможность исправить ошибки предшественников и довести дело до конца.

Трагический пожар и гибель реставратора

Наконец-то, казалось, забрезжил свет в конце тоннеля. Завершения реставрационных работ с нетерпением ждали и сами юрьевчане. После призыва местной газеты «Волга» стали поступать пожертвования — небольшие суммы, но и они были весомым подспорьем, свидетельством неравнодушия горожан к судьбе возрождающегося храма.

Все искренне верили, что долгожданный момент освящения близок. Церковь обретала свои первоначальные формы, и оставалось совсем немного до того дня, когда Юрьевец украсит еще один восстановленный памятник деревянного зодчества. Но в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы 13 октября 1994 года строение трагически сгорело. Причины пожара так и остались не установленными, породив множество слухов и догадок.

Эта трагедия стала страшным ударом не только для жителей Юрьевца, но и лично для Александра Викторовича Ополовникова. Спустя чуть больше двух месяцев после пожара, 26 декабря 1994 года, жизнь выдающегося реставратора трагически оборвалась в автомобильной катастрофе. Он ехал в Юрьевец, чтобы своими глазами оценить масштабы разрушений и принять решение о возможности восстановления хотя бы небольшой часовни на месте сгоревшего храма. Символично, что человек, отдавший жизнь сохранению старины, погиб, спеша спасти ее остатки.

Современное состояние и надежды на будущее

На 2025 год на месте трагедии сохранились лишь фрагменты незавершенного строительства, включая колокольню, которая была достроена в начале 2010-х. Размеры самого храма, к сожалению, не приводятся в доступных источниках. Восстановление самой церкви пока остается несбывшейся мечтой, но в сердцах неравнодушных юрьевчан теплится надежда на ее дальнейшее возрождение. История церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Юрьевце — это не только печальный рассказ о потере, но и напоминание о важности сохранения культурного наследия и о неустанном труде людей, посвятивших себя этой благородной цели. Имя Александра Викторовича Ополовникова навсегда останется в памяти юрьевчан как символ преданности своему делу и бескорыстного служения русской культуре.


Примечания:

Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Кострома: Губернская типография, 1911.

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x