Соборный ансамбль города Юрьевец

Мерзлютина Н.А. «Архитектурное наследство». № 56. М., 2012.


Юрьевец, Волга, 1901 год, пейзаж, колокольня, архитектура
Входоиерусалимский соб., Успенский соб. (Входоиерусалимский собор новый) и колокольня. Общий вид с запада. Фотограф Леонид Веснин. 1901 год.

Введение

Соборный ансамбль Юрьевца является одним из наиболее значимых памятников архитектуры Костромской области. Он включает в себя Входоиерусалимский собор, Успенский собор и колокольню, построенные в XVII-XVIII веках. Ансамбль представляет собой ценность как с исторической, так и с художественной точки зрения.

В данной работе автор ставит перед собой цель провести комплексный анализ архитектурных особенностей соборного ансамбля Юрьевца. В ходе исследования будут рассмотрены вопросы истории строительства каждого из элементов ансамбля, их архитектурного оформления, а также их места в контексте развития русской архитектуры.

Историческая справка о соборном ансамбле

Соборный ансамбль Юрьевца (ныне Ивановская область) находится в историческом центре города на пересечении главной Георгиевской улицы и Торговой площади и состоит из Входоиерусалимского летнего собора, именуемого старым Входоиерусалимским собором, Успенского зимнего (или нового Входоиерусалимского) собора и пятиярусной колокольни с церковью св. великомученика Георгия и св. благоверного князя Георгия Всеволодовича в нижнем ярусе. Он впервые запечатлен на параллели правого берега реки Волги, выполненной художниками братьями Чернецовыми во время путешествия, совершенного в 1838 г., и на картине Н.Г. Чернецова 1850-х годов, написанной по материалам этого путешествия 1 (рис. 1). Соборный ансамбль упомянут в Статистических сведениях о церквях Костромской епархии2, в которую входил Юрьевец с 1778 г3., в «Известиях Императорской археологической комиссии»4, сведения о нем опубликованы в краеведческой литературе5 и «Своде памятников архитектуры и монументального искусства России по Ивановской области»6 (рис. 2). В то же время подробно он не был изучен и заслуживает отдельного исследования с привлечением некоторых новых архивных источников.

Деревянный Входоиерусалимский соборный храм

Судя по документам, деревянный соборный храм, освященный в честь Происхождения честных древ Креста с приделами свв. Космы и Дамиана и великомученика Георгия, первоначально находился на горе и именовался по приделу Георгиевским. История перенесения соборного храма подробно отражена в Ведомостях Юрьевецкого духовного правления, содержащих сведения о церквях города на 1819 г.7 В них сказано, что соборная церковь во имя великомученика Георгия была возведена легендарным основателем города св. благоверным князем Георгием Всеволодовичем еще в 6736 (1228) г. и являлась соборной до 7107 (1599) г. После пожара по указу царя Алексея Михайловича «построена в Юрьевце соборная церковь на новом месте под горою против той же Георгиевской церкви в посаде во имя Входа (Господня в Иерусалим) холодная, деревянная». После возведения нового соборного храма Георгиевская нагорная деревянная церковь, неоднократно обновляемая, стала приходской8. Точно неизвестно, до какого времени она просуществовала. По некоторым источникам храм сгорел в 1826 г.9

По сведениям Писцовой книги о Входоиерусалимской церкви

О деревянной соборной Входоиерусалимской церкви сообщает Писцовая книга города Юрьевца Поволжского 1676 г.: «Церковь соборная деревянная, во имя Входа Иерусалима, рублена на четыре угла с прирубами, да в приделах архистратига Михаила да Алексея, Человека Божия. На церкви пять глав круглые, обиты чешуею, на главах кресты деревянные, обиты железом белым немецким; с двух сторон паперть, от паперти рундук; по стороне церкви колокольня на столбах; покрыта церковь и алтарь и трапеза, и паперть, и крыльцо тесом… Строена церковь Государевою казною. … по Государевой грамоте из приказу Большого Дворца 136-го (1628) году». 10 По сведениям «Писцовой книги» получается, что Входоиерусалимская соборная церковь первоначально построена еще при царе Михаиле Федоровиче. Именно в нее был поставлен в протопопы и прослужил в ней восемь недель будущий предводитель раскола протопоп Аввакум в 1652 г. 11 По всей видимости, она также неоднократно обновлялась. Из «Ведомостей Юрьевецкого духовного правления» узнаем, что она возводилась вновь при воеводе Иване Иванове по просьбе юрьевецкого земского старосты Фомы Ситникова и всех посадских людей в 7194 (1686) г. Интересно, что упомянутый в источнике Фома Климентьевич Ситников был впоследствии заказчиком первого юрьевецкого каменного храма Благовещения, возведенного в 1700 г.12 По-видимому, в конце XVII в. была построена и теплая деревянная Успенская церковь, так как в документе далее сказано, что когда соборные церкви обветшали, то в 1733 г. епископом нижегородским Питиримом был дан указ «как вместо холодной деревянной Спасовходской, так и вместо Успенской церкви в те же именования построить каменные…». Во всей вышеуказанной литературе сообщается, что каменный Входоиерусалимский собор был построен в 1733 г. (рис. 3).

Архитектура и внутреннее убранство Входоиерусалимского собора

Высокий двусветный четверик с огибающими лопатками вытянут по продольной оси и увенчан пятью световыми барабанами глав. Боковые фасады зрительно членятся на три оси окнами верхнего и нижнего света, боковые порталы расположены не по центру, а под западными верхними окнами. С востока и запада к основному четверику примыкают равные по ширине трехчастная абсида и трапезная, возведенная, по всей видимости, одновременно с собором. Известно, что в 1786 г. по прошению церковного старосты Николая Сухова и приходских людей для «отправления ранней Литургии» в уже существующей трапезной с правой стороны был устроен придел в честь св. Иоанна Воина13. Возможно, придел планировалось устроить изначально, так как юго-восточном углу свода трапезной имеется дополнительная распалубка, отсутствующая в северо-восточном углу (рис. 4).
Абсида украшена сдвоенными полуколоннами на боковых фасадах, места соединения полукружий отмечены одной, более крупной полуколонной. Вытянутые прямоугольные окна фланкированы тонкими колонками. При проводимых в настоящее время реставрационных работах под поздним декором на фасадах обнажились контуры подлинных сбитых при перестройке завершений окон с тремя фиалами и вставками в тимпанах. Этот характерный декор нарышкинского стиля в упрощенном варианте стал очень популярным для памятников окрестных земель первой половины – середины XVIII в. От первоначального декора сохранился также фриз, идущий по верху четверика и абсиды, раскрепованный над лопатками и полуколоннами и представляющий собой ряд сухариков, нескольких уступов и поребрика (рис. 6).
В интерьере в центре четверика помещены два столба со скругленными углами, несущие сложные своды: от столбов на стены перекинуты арки, а все остальное пространство перекрыто отрезками обходящих коробовых сводов (рис. 5). Между столбами помещен центральный световой барабан, переход к которому осуществляется через распалубки, идущие в восточном и западном направлениях, а боковые сдвинуты в углы. Алтарь перекрыт коробовым сводом с распалубками над окнами, в трапезной сомкнутый свод. На стенах и сводах четверика частично сохранились росписи XIX в.

Перестройка собора Входоиерусалимского собора

В 1806 г. собор был перестроен по проекту губернского архитектора Н.И. Метлина, согласно которому были вновь переложены столбы и своды, окна барабанов глав получили стрельчатые очертания.14 Сохранившийся план сопровождается комментариями зодчего. Вверху: «План и фасад соборной Спасовходской церкви с алтарем и трапезою для сделания над настоящею церков(ью) (ка)менного свода и под оным двух каменных столбов и над сводом пролетных каменных пяти шей с главами и покрышки кровли вновь железом так же поправки карниза и окошек и поднятия пола Костромской Епархии в уездном городе Юрьевце Повольском». Слева: «Экспликация плана. Прикрытые стены темною тушью старые, а прикрытые светлым кармином вновь сделать каменные столбы и шеи». Внизу: «№ 1061 Марта 24го года 1806го в натуре осматривал и план сочинил Костромской Губернский Архитектор Титулярный Советник Николай Метлин» (рис. 7). Судя по надписи, тогда же был выполнен ныне существующий штукатурный декор фасадов – лучковые завершения наличников с небольшими скульптурными головками херувимов в завершении и аркатурный пояс под карнизом основного объема, абсиды и трапезной. На фасаде и плане Метлина перед входами показаны одинаковые паперти-крыльца, оформленные как двухколонные портики с треугольными фронтонами. На картине Н.Г. Чернецова видно северное крыльцо, завершенное высокой фигурной кровлей.

Входоиерусалимский собор после перестройки

После перестройки собор представляет собой поздний пример центрического двустолпия с пятью световыми барабанами, центральная из которых помещена непосредственно между столбами. Невозможно со всей уверенностью определить, как выглядел первоначальный свод собора, до его перестройки Н.И. Метлиным, однако двустолпие храма не вызывает сомнения (боковые входы смещены к западу, чтобы избежать их размещения по одной оси со столбами; в интерьере на восточной стене видны следы срубленных пят первоначальных арок). Этот тип храма восходит к Благовещенскому собору в Сольвычегодске, возведенному Строгановыми в 1560-1584 гг. Он получил широкое распространение на Севере и в Поволжье, особенно в костромских землях. Ранний пример среди костромских памятников — церковь Троицы в Костроме (1645-1650, не сохр.), у которой имелась лишь одна световая глава, а боковые компартименты были перекрыты лотковыми сводами.15 К этому типу относятся также церковь Вознесения на Дебре (ок. 1654), все пять глав которой световые, а остальное пространство перекрыто коробовыми сводами,16 и храм Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе (1681-1687) с центральной световой главой, в интерьере которого имеются два столба, несущие обходящие коробовые своды17. В окрестностях Юрьевца имеются четыре двустолпных храма, возведенные в последней четверти XVII ст. Это собор Тихоно-Луховской пустыни (1678)18 и церковь Воскресения в Лухе (1680)19, церковь Макария Унженского в Макариеве-Унженском монастыре (1675)20 и Спасо-Преображенский собор одноименного монастыря в Кинешме (1694)21. Если три первых собора имеют световое пятиглавие и перекрыты системой коробовых или лотковых сводов, ориентированных по оси запад-восток, то кинешемский собор, как и храм в Ипатьевской слободе, перекрыт обходящими коробовыми сводами с разнонаправленными ребрами без дополнительных арок и имеет лишь одну центральную световую главу, расположенную между столбами. Возможно, изначально юрьевецкий собор также имел лишь центральную световую главу. Поздним примером подобной композиции является Успенская церковь села Порздни Лухского район Ивановской области (ранее Юрьевецкий уезд Костромской губернии), возведенная в 1751 г.22 Центральный неф двустолпного храма перекрыт коробовыми сводами, ориентированными по оси запад-восток, а боковые компартименты – такими же сводами, ориентированными по оси север-юг. Популярность центрического двустолпия в этих землях во второй половине XVII — первой половине XVIII ст. привела к созданию разных вариантов перекрытий и размещения боковых порталов. При этом на боковых фасадах неизменно помещается по три окна, в чем очевидна ориентация на четырехстолпные соборы.

История Успенского собора в Юрьевце

Успенский или Новый Входоиерусалимский собор в Статистических сведениях датируется 1833 г. (рис. 8). В краеведческой литературе проект собора приписывается губернскому архитектору П.И. Фурсову, а датой строительства считаются 1825-1833 гг.23 Основанием этому является хранящийся в Юрьевецком историко-художественном музее план на постройку каменной церкви 1825 г., очень близкий плану Успенского собора24 (рис. 9). Единственным существенным отличием плана Фурсова от плана Успенского собора является наличие колонных портиков не только с боковых сторон, но и со стороны алтаря и притвора. Из надписи на плане узнаем, что он составлен по благословению епископа Костромского и Галицкого Самуила25 и что к нему прилагались также фасад и разрез.

Архитектурные особенности Успенского собора

Архитектурные формы и декоративное убранство Успенского собора, возведенного в стиле позднего классицизма, отличаются монументальностью и лаконичностью. Храм представляет собой крупный кубический объем, увенчанный небольшой главкой на четырехгранной фигурной кровле. С востока и запада к основному четверику примыкают прямоугольные в плане алтарь и притвор, расчлененные соответственно пилястрами и полуколоннами и увенчанные фронтонами, а с севера и юга равные им по объему четырехколонные портики тосканского ордера. По сторонам от ризалитов и портиков на каждом фасаде расположено по одному окну с оригинальными рустованными наличниками, которые завершаются полуциркульной аркой с ушками и сережками. Боковые стены притвора также рустованы. В интерколумниях расположены окна в два света в строгих обрамлениях, причем верхние значительно меньше нижних. Развитый антаблемент, опоясывающий здание под аттиком, украшен мелкими консолями. В интерьере сферический купол на парусах покоится на четырех столбах, абсида перекрыта полуциркульным сводом (рис. 10).

Петр Иванович Фурсов: предполагаемый автор проекта Успенского собора

Предположительный автор проекта собора Петр Иванович Фурсов занимал пост костромского губернского архитектора с 1822 по 1831 гг., много строил в Костроме и губернии. Среди церковных зданий ему принадлежат проекты Богоявленской церкви с. Кажирово Кологривского уезда (1825), Покровской церкви в с. Ножкино Чухломского уезда (1826), Никольской церкви в с. Козура Костромского уезда (1829), ансамбля Игрицкого Песошенского монастыря (1826-1833).26 П.И. Фурсов, учившийся в Петербургской Академии Художеств у лучших мастеров позднего классицизма Тома де Томона и В.П. Стасова, оставался верным этому стилю во всех своих постройках. В церковных зданиях он использовал крупные объемы с монументальными портиками, ротондальные завершения, руст и тосканский ордер. Архитектурные формы Успенского собора чрезвычайно близки постройкам П.И. Фурсова, но исполнены в несколько упрощенном варианте, возможно без его непосредственного надзора. Это предположение объясняет отказ от портиков на восточном и западном фасадах и несколько суховатое декоративное убранство (рис. 11).
В Описи церковного имущества 1865 г. Успенская церковь с приделами Архистратига Михаила (справа) и апостола и евангелиста Иоанна Богослова (слева) датируется 1838 г.27 При этом в Ведомостях Юрьевецкого духовного правления 1819 г. теплая Успенская церковь с приделом Архистратига Михаила уже показана каменной, о чем было упомянуто выше. Две каменные соборные церкви показаны и на плане межевания Юрьевца, составленным инженером Федором Гине в 1779 г.28 В другом документе, датированном 1825 г., в котором говорится об устройстве от холодной соборной до Рождественской церкви каменной ограды или палисада по Георгиевской улице и Святых ворот «подле собору» для прохода в овраг, именуемый «Гребешки», упоминается лишь один соборный храм.29 По всей видимости, в 1733 г. был возведен не только ныне существующий холодный Входоиерусалимский собор, но и небольшой теплый каменный Успенский храм, снесенный к 1825 г. для постройки на этом месте нового собора по проекту П.И. Фурсова. Дата 1833 г. может относиться к окончанию строительства нового собора и освящению главного престола, а 1838 г. – являться датой освящения приделов.

Колокольня юрьевецкого соборного ансамбля

Стройная пятиярусная колокольня юрьевецкого соборного ансамбля является основной градостроительной доминантой города (рис. 12). Автор проекта и точная дата строительства неизвестны. В краеведческой литературе она датируется 1840 г.30 Но в 1838 г. колокольня уже была запечатлена братьями Чернецовыми. В Ведомостях Юрьевецкого духовного правления 1819 г. колокольня не упоминается, а в Описи церковного имущества 1865 г. сказано, что церковь святого великомученика Георгия и святого благоверного князя Георгия Всеволодовича теплая однопрестольная устроена в 1828 г.31 Таким образом, колокольня, очевидно, построена между 1819 и 1828 гг., ранее Успенского собора. Их строительство могло быть начато одновременно по единому замыслу и осуществляться параллельно.

Архитектурные черты Юрьевецкой колокольни

Колокольня представляет собой четыре яруса убывающих четвериков и ротонды, увенчанной высоким шпилем с крестом. Первый ярус, в котором находится храм, служит основанием для четырех сквозных ярусов звона (рис. 13). На каждом фасаде яруса-постамента по шесть строенных колонн (угловые читаются с двух фасадов), завершенные раскрепованными треугольными фронтонами. В интерколумниях расположены окна в два света: полуциркульные над прямоугольными. Второй и третий ярусы украшены двухколонными портиками с треугольными фронтонами. На углах второго яруса помещены трех-четвертные колонны, в третьем они утоплены в основной объем. Портики четвертого яруса завершаются лучковыми фронтонами. Между арками звона пятого яруса-ротонды помещены сдвоенные колонки, несущие антаблемент. Венчает ротонду сферический купол, на восточной и западной стороне которого имеются люкарны сложной формы с круглыми окнами. На северном и южном фасадах им вторят ложные люкарны. Базы колонн декорированы филенками, а фронтоны мелкими сухариками. Помещение церкви, расположенной в первом ярусе, разделенном на два этажа, перекрыто сомкнутым сводом.

Кто создавал проект колокольни?

Проект колокольни в краеведческой литературе также приписывается П.И. Фурсову.32 Но, несмотря на завершение верхнего яруса ротондой, стиль памятника в целом отличается от творческой манеры зодчего. Колокольня возведена в эпоху ампира, но имеет явные реминисценции раннего классицизма. Об этом свидетельствуют общие вытянутые пропорции, разорванный фронтон первого яруса, филенки в основании колонн, мелкие сухарики портиков, люкарны на куполе. Вполне возможно, что проект был создан губернским архитектором Н.И. Метлиным, занимавшим этот пост до Фурсова с 1796 вплоть до своей смерти в 1822 г.33 Среди его церковных проектов, выполненных в стиле раннего классицизма, известны неосуществленный проект каменной церкви села Прискокова Костромского уезда 1822 г.34 и церкви Благовещения села Благовещенского Юрьевецкого уезда 1810 г.35
Вполне вероятно, что проект юрьевецкой колокольни был разработан Н.И.Метлиным еще в 1806 г. при создании проекта перестройки Входоиерусалимского собора и с некоторыми изменениями воплощен уже Фурсовым. Подобная история произошла со строительством Верхних торговых рядов в Галиче, спроектированных Метлиным и завершенных после его смерти Фурсовым с некоторыми переделками.36 В то же время, в первой четверти XIX века церковные здания в этих землях возводились по проектам не только губернских архитекторов. Так, скажем, автором проектов отдельно стоящих колоколен при храмах в Тетеринском (1820, Нерехтский район Костромской области), Лежневе (1816-1823, Ивановская область) и Шуе (первоначальный проект, 1810, Ивановская область) был итальянский архитектор Я.Я. Маричелли, работавший в России в 1792-1822 годах.37
Следует отметить, что в конце XVIII – первой трети XIX в. в Юрьевце осуществляется строительство нескольких колоколен, изменивших внешний облик города. В этот период возводятся колокольни Кривоезерского монастыря (1795 г.), Преображенского и Рождественского храмов (конец XVIII в.), Богоявленской церкви (1810 г.). Колокольня Казанской церкви, наиболее близкая соборной по стилю, строится, по всей видимости, в 1820-е гг. К сожалению, соборная колокольня – единственный памятник этого жанра, дошедший до наших дней.

История освящения храма в колокольне

История освящения храма в нижнем ярусе колокольни в честь св. великомученика Георгия38 и св. благоверного князя Георгия Всеволодовича заслуживает отдельного внимания, так как имеет отношение к прославлению в Юрьевце легендарного основателя города. До освящения этого храма в городе неизвестно ни одной церкви, посвященной св. князю Георгию, канонизированному еще в 1645 г.
Предание об основании Юрьевца Юрием Всеволодовичем впервые встречается в одном из вариантов Жития благоверного князя, составленного, по всей видимости, одновременно с его канонизацией в 1645 году и получившего распространение в костромских землях. В основу создания этого варианта Жития положен текст списка Степенной книги, хранившейся в Троицком Ипатьевском монастыре, который в более позднее время был дополнен легендой об основании Юрьевца благоверным князем Юрием Всеволодовичем и о строительстве первого деревянного храма в честь его небесного покровителя святого великомученика Георгия. Эта легенда впервые опубликована в Трудах и записках Общества Истории и Древностей Российских за 1827 год, в сообщении костромского помещика князя А.Д. Козловского, а затем во многих исторических трудах и путеводителях XIX – начала XX в. с указанием разной даты основания города и строительства Георгиевской церкви (1225 или 1228 гг.)39. Интересно, что в архиве Костромской области хранилась выписка из Степенной книги «о начале Юрьевца Повольского», сделанная в 1809 году священником города Юрьевца А. Медеокритским40. В Ведомостях Юрьевецкого духовного правления 1819 г. указано, что отец Алексей Медеокритский служил протоиереем Юрьевецкого Спасовходского собора с 1778 года. В этом документе настоятель соборного храма повторяет выписанную им из Степенной книги легенду об основании города и строительстве первого храма князем Георгием Всеволодовичем, о чем было сказано выше. По всей видимости, стараниями протоиерея А. Медеокритского легенда об основании Юрьевца князем Георгием Всеволодовичем стала широко известна в самом городе, а храм в нижнем ярусе колокольни был освящен не только в честь св. Георгия Победоносца, но и в честь благоверного князя Георгия. Важно, что это событие произошло на следующий год после публикации легенды князем А.Д. Козловским, ставшей общеизвестной.

Ансамбль Юрьевецкого собора: Столетняя эволюция архитектурной гармонии

Таким образом, соборный ансамбль Юрьевца сформировался в течение столетия с 1733 по 1833 г. Построенный в древнерусской традиции двустолпный Входоиерусалимский собор, слегка поновленный в начале XIX ст., прекрасно вписался в классицистическую архитектуру Успенского собора и колокольни. Зодчие, создавшие этот проект, явно ориентировались на соборный ансамбль губернского города Костромы, где древний Успенский пятиглавый собор, дважды перестроенный в XVII в., был еще раз поновлен после пожара в 1773 г., а в 1776-1791 гг. архитектором С.А. Воротиловым был возведен в барочном стиле одноглавый Богоявленский собор и четырехъярусная колокольня.41 Эта история повторилась через пару десятилетий в уездном Юрьевце, когда был перестроен древний пятиглавый городской собор, а рядом возведены одноглавый храм и колокольня. Подобная ориентация на соборный ансамбль губернского города не уникальна для костромских земель. Так, в соседнем уездном городе Кинешме рядом с шестистолпным Успенским собором, возведенным в 1745 г. в древнерусских традициях, в 1798 г. возводится колокольня, а в 1838 г. по проекту архитектора И.Е. Ефимова строится первоначально одноглавый Троицкий собор. При этом, в начале XIX в. древний Успенский собор также перестраивается.42 В то же время следует отметить необычное расположение зданий юрьевецкого соборного ансамбля, вытянувшихся четко вдоль красной линии центральной Георгиевской улицы, идущей параллельно Волге, что прекрасно подчеркивает ее перспективу (рис. 14). Колокольня расположена не в центре ансамбля, а эффектно вынесена вперед, на Соборную площадь. Она прекрасно читается с Волги, с юрьевецких гор, и, находясь на главной городской оси, оформляет, таким образом, самый центр города.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Мерзлютина Наталья Алексеевна кандидат искусствоведения, заместитель заведующего отделом Музея им. А. Рублева «Музей русской художественной культуры 17 века» (Церковь Покрова в Филях), хранитель.

Сноски

  1. РНБ ОР Эрм. 605–2. Чернецовы Г. Г. и Н. Г. Параллель берегов реки Волги в Костромской губернии. Контурные рисунки карандашом. А) Правый берег.
    Л. 151–152. Публикуемая в статье картина находится в Алупкинском (Воронцовском) дворце-музее.
  2. Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 199; Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома. 1911. С. 232-233.
  3. Покровский И.М. Русские епархии XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Т. 2. XVIII в. Казань. 1913. С. 533.
  4. Известия Императорской археологической комиссии. Вып. 31. (Вопросы реставрации. Вып. 3). СПб., 1909. С. 276.
  5. Полякова Л. Л. Шлычков Л. А. Юрьевец. Путеводитель. Ярославль. 1975. С. 125-128; Шлычков Л. А. Листая времени страницы: Памятники архитектуры Ивановской области. Ярославль. 1983. С. 76-78; Полякова Л. Л. Юрьевец: Историко-краеведческий очерк. Ярославль. 1984. С. 111-116.
  6. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Ч. 3. М., 2000. С. 734-737.
  7. ГАИО. Ф. 907. Оп. 1. Ед. хр. 907. Ведомости церковнослужащих ведомства Юрьевецкого духовного правления на 1819 год. 22 листа с оборотом. Л. 1-1 об. 22-22 об.
  8. Известно, в частности, что Георгиевский храм возводился вновь в 1745 г. (ГАИО. Ф. 907. Оп. 1. Ед. хр. 14. Дело о постройке соборной церкви в городе Юрьевце по просьбе посадских людей. Начато 9 марта 1744 года. Окончено 7 марта 1745 года. На семи листах).
  9. О том, что Георгиевская церковь сгорела от молнии в 1826 г., сообщают следующие авторы: Боголюбов Н. П. Волга от Твери до Астрахани. СПб., 1862. С. 141; Тюменев И. Ф. От Ярославля до Нижнего // Исторический вестник. Историко-литературный журнал. СПб., Год двадцать седьмой. Октябрь. 1906. С. 266.
  10. Писцовая и Межевая книги по гор. Юрьевцу Поволжскому и Стрелецкой слободе. Приготовлены для печати Н. Н. Виноградовым // Костромская старина. Вып. VII. Издание Костромской Губернской Ученой Архивной Комиссии. Кострома. 1912. С. 17-22.
  11. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. СПб., 2010. С. 5-6, 21.
  12. О Благовещенском храме см.: Мерзлютина Н. А. Благовещенская церковь города Юрьевца // АН № 44. М., 2001. С. 49-54.
  13. ГАИО. Ф. 907. Оп. 1. Ед. хр. 148. Дело о постройке придела при соборной церкви города Юрьевца 1786 г.
  14. План перестройки собора, подписанный Н. И. Метлиным, хранится в ГАКО. Ф. 130. Оп. 14. Костромская духовная консистория 1758-1919. Д. 13. План и фасад Спасовходской соборной церкви г. Юрьевца. 1806 г. В путеводителе по Юрьевцу 1975 г. и сборнике «Листая времени страницы…» 1984 г., по всей видимости, приведены ошибочные сведения о том, что собор перестраивал костромской архитектор Н. Мечников. Зодчий с такой фамилией среди костромских архитекторов конца XVIII — начала XIX в. не известен.
  15. Богусевич В. А. Новый архитектурный тип в русском зодчестве 16-го и 17-го столетий // Сборник аспирантов ГАИМК. Л., 1929. С. 99.
  16. Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Вып. 1. г. Кострома, часть первая, Кострома. 1996. С. 184−186.
  17. Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Вып. 1. г. Кострома, часть третья. Кострома. 1998. С. 43−47.
  18. Свод памятников архитектуры… Ч. 2. С. 665−667.
  19. Свод памятников архитектуры. Ч. 2.  С. 619−623.
  20. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России. М., 1852. С. 157−159; Известия Императорской Археологической Комиссии. Вып. 31. (Вопросы реставрации. Вып. 3). СПб., 1909. С. 210−214.
  21. Свод памятников архитектуры… Ч. 2. С. 451−452.
  22. Свод памятников архитектуры. С. 649−657.
  23. Версия об авторстве Фурсова по отношению к Успенскому собору Юрьевца впервые высказана в путеводителе по Юрьевцу Л. Л. Поляковой, и Л. А. Шлычкова 1975 г. С. 127. В некоторых источниках ошибочно указано, что храм построен в 1839 г. по заказу купца И. В. Полякова. См.: Свод памятников архитектуры… Ч. 3. С. 734; Купеческое строительство Ивановской области. Каталог. Вып. 3. М., 2004. С. 233. Эти сведения относятся к юрьевецкой церкви Сошествия Святого Духа и содержатся в Рукописи Б. В. Ширяева. Юрьевец. 1912−1917. С. 61, хранящейся в ЮКМ (585).
  24. ЮКМ-576. План Фурсова на постройку каменной церкви. 1825 г.
  25. Епископ Самуил (Запольский-Платонов) возглавлял костромскую кафедру в 1817—1830 гг.
  26. Сытина Т. М. архитектор Петр Иванович Фурсов // АН № 19. М., 1972. С. 107−117; Исторические города и села Костромской области. Кострома. 2004. С. 211-212.
  27. РГИА. Фонд 834. Опись 3. Ед. хр. 2717. Опись церковному имуществу Костромской Епархии Юрьевецкого Спасовходенского собора в 1865 г. 79 л. с об. Л. 13.
  28. ЮКМ-1231/1-16.
  29. ГАИО. Ф. 907. Оп. 1. Д. 1168. Л. 1−9 с об. Дело об устройстве каменной ограды около соборной церкви г. Юрьевца. ГАИО. Ф. 907. Оп. 1. Д. 1168. Л. 1−9 с об.
  30. Полякова Л. Л. Шлычков Л. А. Юрьевец… С. 128; Шлычков Л. А. Листая времени страницы… С. 78; Полякова Л. Л. Юрьевец… С. 115.
  31. РГИА. Фонд 834. Опись 3. Ед. хр. 2717. Опись церковному имуществу Костромской Епархии Юрьевецкого Спасовходенского собора в 1865 г. 79 л. с об. Л. 19 об.
  32. Полякова Л. Л. Юрьевец… 1984. С. 116.
  33. Смирнов Г. К. Губернские архитекторы в России во второй половине 18 в. // Архив наследия-2003 Сост. В. И. Плужников. М., 2005. С. 117. Исторические города и села Костромской области. Кострома. 2004. С. 209−211.
  34. Исторические города и села Костромской области. Кострома. 2004. Илл. на С. 209.
  35. Мерзлютина Н. А. Благовещенская церковь села Благовещенье Лухского района Ивановской области. К вопросу авторства // АН. № 53. М., 2010. С. 206−210.
  36. Исторические города и села Костромской области. Кострома. 2004. С. 211.
  37. Демидов С. В., Кудряшов Е. В. Нерехта. Москва. 1996. С. 80−87. Свод памятников архитектуры. Ч. 2. М., 2000. С. 572; Ч.3. М., 2000. С. 521.
  38. Этот вариант Жития, сохранившийся в списке второй четверти XVIII в., подробно исследован А. В. Сириным в книге «Путь к граду Китежу. Князь Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах» (СПб, 2003). Автор дает ему название Костромского, в отличие от получившего распространение во Владимире Владимирского жития, и приписывает его создание известному книжнику-агиографу XVII в. Сергию Шелонину, который в 1647—1648 гг. был настоятелем костромского Ипатьевского монастыря.
  39. Труды и записки Общества Истории и Древностей Российских. Кн. 2. Ч.3. СПб., 1827. С. 171−174; Исторические сведения о некоторых городах Костромской губернии // Журнал Министерства внутренних дел. 1848. Ч. 22. С. 22−23; Памятная книга Костромской губернии на 1862 год. Кострома. 1862. С. 313; Краткий путеводитель по г. Костроме и Костромской губернии. Кострома, 1909. С. 37−38. Иваново-Вознесенская губерния. Т. 1. Иваново-Вознесенск, 1924. С. 215.
  40. Коллекция рукописей Государственного архива Костромской области. Кострома, 1964. С. 29 № 151 (156).
  41. Беляев И. Статистическое описание… С. 7−10; Краткие статистические сведения… С. 1−5.
  42. Свод памятников архитектуры… Ч. 2. С. 440−446.

Оставьте комментарий