Впервые городские гербы Русского государства упоминаются в редчайшем памятнике отечественной культуры — «Большой государственной книге», или «Титулярнике» 1672 года. В ней помещены портреты всех великих князей и царей от легендарного Рюрика до Алексея Михайловича и даны 33 герба тех городов и областей, названия которых входили в полный титул русского царя, то есть гербы Москвы, Киева, Владимира, Новгорода, Казани и других крупнейших центров государства. Для Юрьевца, естественно, черед пришел позднее.
Предшественниками гербов в русском государственном обиходе были изображения на печатях. Когда при Петре I в 1722 году была учреждена герольдмейстерская контора для составления гербов, то приписанные к ней художники брали за их основу разнообразные печати.
Со старых печатей были взяты изображения различных зверей — оленя, льва, медведя, барса, соболя и так далее для Ярославля, Владимира, Пскова, Нижнего Новгорода, Казани и других городов. Но не все города, в том числе и Юрьевец, имели собственные печати.
Поэтому при составлении большинства городских гербов итальянский художник Франциск Санти и русский Андрей Баранов, бывшие зачинателями русской геральдики, использовали сведения об особенностях городов, их хозяйстве. На гербах изображались крепостные башни, деревья, детали судов, лукошки с вишнями и даже связки пеньки. Составленные Санти и Барановым гербы для 88 городов были утверждены верховной властью 9 марта 1730 года. Среди них был и герб Юрьевца.
Их дело продолжил герольдмейстер Волков, составивший большое количество городских гербов, в том числе в 1770-1779 годах для городов Костромской, Рязанской, Курской и Петербургской губерний. Составление гербов отдельных городов продолжалось и в течение всего XIX века.
В ознаменование путешествия по Волге Екатерины II в 1767 году и посещения ею Костромы были изменены гербы Костромы и всех уездных городов Костромской губернии, кроме Юрьевца. В гербе губернского центра изображалась отныне галера, на которой плыла царица от Твери до Казани. Императорская галера была включена в верхнюю часть геральдического щита уездных гербов, а в нижней части изображалась в виде символа особенность того или иного города.
Так, например, на гербе Кинешмы под галерой были изображены два свитка полотна, на гербе Плеса — река, на гербе Буя — якорь с буем, на гербе Ветлуги — раскидистая ветла. И лишь для Юрьевца из уважения к его древности был оставлен старый герб с изображением крепостной башни. С 1778 года правило помещать в гербе уездных городов часть или весь губернский герб становится обязательным. Только гербы старых городов оставлены в неприкосновенности. Так, например, в Московской губернии исключение было сделано для Серпухова и Коломны, в Нижегородской — для Арзамаса, а в Костромской — для Юрьевца.
Не всем городам повезло с гербами: нелегко придумывать эмблемы, и даже у изобретательных герольдмейстеров не всегда хватало фантазии. Довольно прозаически выглядит, например, герб Шуи, на котором изображен брусок мыла. У Юрьевца же герб красивый, торжественный и величавый.
В Государственной библиотеке им. В. И. Ленина мне выдали с большими предосторожностями для работы в читальном зале книгу, ставшую библиографической редкостью, — русский гербовник, составленный в конце прошлого столетия П. П. Винклером. Полное название этой увесистой, с большими листами книги — «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи, внесенных в полное собрание законов с 1649 по 1900 гг».
В гербовнике в алфавитном, порядке расположены гербы городов, которых к концу XIX века в России уже было более семисот. По моему заказу специальной службой библиотеки по копированию были отсняты на фотопленку гербы Юрьевца, Костромы и уездных городов губернии, титульный лист гербовника. На снимке вы видите изображение герба Юрьевца из этого издания (репродукция мастера Юрьевецкого фотоателье Ю. Лапшина). Фотопленка передана в краеведческий музей.
Винклер приводит старинное описание Юрьевецкого герба: «в лазуревом щите, с золотой оконечностью, серебряная башня с отверстыми вратами». Наличие оконечности, то есть выделенной нижней части гербового щита, относится к почетным геральдическим фигурам. На снимке вы видите, что оконечность выделена ровной, а не волнистой линией. Очевидно, это ошибочно, так как на стр. 10 своей книги Винклер пишет: «Волнообразная оконечность находится в гербе Уральска и Юрьевца».
У Винклера мы находим и объяснение символического значения цвета в гербах. Вот что означают цвета, использованные в гербе Юрьевца. «Лазурь — символ красоты, мягкости, величия. Изображается смесью кобальта и ультрамарина, а графически — горизонтальными линиями. Золото — символ богатства, справедливости, великодушия; графически изображается точками. Серебро — символ чистоты и невинности, графически не изображается».
Тема военного быта и строительного искусства нашла отражение в гербах многих русских городов. Башня есть в гербах Ростова-на-Дону, Кронштадта, Новгород-Северского. По всей вероятности, образ крепостной башни на Юрьевецком гербе был навеян Белым городом. Так называлась крепость, воздвигнутая на горе над Волгой при царе Алексее Михайловиче. Это было первое каменное сооружение в городе, и не удивительно, что юрьевчане гордились им.
Из крепости в город вели Вознесенские ворота с надвратной башней. Они упоминаются в Юрьевецкой писцовой книге, составленной в 1676 году Московскими писцами Желябужским и Рыбинским: «…по городу ворота каменные Вознесенские, четыре сажени без малой четверти» (старая сажень равна 2,2 м). На хранящемся в музее плане Белого города, выполненном в 1899 году, указано место, где находились Вознесенские ворота, через которые в посад вела дорога. С горы (теперешней горы МТС) она спускалась к бывшей Покровской улице (за территорией речного порта) и вдоль берега Волги подходила к торговой площади.
21 апреля 1785 года было издано городовое положение, в 28-й главе которого предписывалось каждому «городу иметь герб, утвержденный рукою императорского величества и оный герб употреблять во всех городовых делах». В нашем музее хранится интересный архивный документ городской думы по рекрутскому набору 1853 года с изображением городского герба. Сохранилась и металлическая нагрудная бляха городского головы с рельефом, герба на ней.
В эти дни, когда древний Юрьевец готовится встретить свое 750-летие, его старинный герб можно увидеть не только в музее, но и на плакатах, значках, сувенирах. Однако он не всегда точно выполнен по рисунку и цвету. А ведь какую бы эмблему ни выбрал для себя современный Юрьевец, старый герб останется навсегда реликвией его прошлого, своеобразным памятником истории и культуры.
Л. ПОЛЯКОВА, Газета «Волга», 6 сентября 1975 г.