А над Николой-Ёлнатью
Засеребрились маковки,
Кресты зазолотилися
Под колокольный звон.
Течет река глубокая,
Широкая, просторная,
Лаская, словно матушка,
Крутой высокий склон.
Абрамово, Амбросово,
Каурцево, Парфеново,
Ростоново, Аксениха,
Беляево, Дорки —
Сторонушка родимая,
Прими заблудших путников,
И должникам беспамятным
Не помяни долги.
Село Ёлнать — одно из древнейших поселений на территории Юрьевецкого района. Свое название оно получило от реки Ёлнать (что означает в переводе с финского — желтые пески). С эпохи раннего железа берега этой реки заселяли охотники и рыболовы финно-угорского племени меря. До сих пор в деревнях на Ёлнати в деревянной резьбе крестьянских изб прослеживаются элементы зооморфно-растительной символики меря. Эти резные окна, финские названия рек да городище в д. Чудь — единственное, что осталось от многочисленного племени охотников и рыболовов.
В первой половине XIII века на месте села Ёлнать около ямской избы на Юрьевецком тракте возникает русское поселение. Крестьяне, обосновавшиеся здесь, пришли из новгородской земли. По реке и вдоль тракта появилось множество деревень в среднем по 4–6 дворов, жители которых занимались земледелием, скотоводством и сплавом леса. Будучи государственными, а не крепостными, крестьяне Ёлнати издавна жили зажиточно. Согласно писцовой книге 1676 года в Ёлнатской волости насчитывалось девять мельниц во владении у крестьян и более 50 деревень, перечисление дворов в которых заняло 85 страниц рукописного текста. Центром Ёлнатской волости становится д. Мордвиново в четыре двора, где была расположена приказная изба.
Именно в этой деревне во второй половине XVIII в. была построена каменная церковь, один из престолов которой был освящен во славу святителя Николая. Поэтому селение получило название Никола-Ёлнать.
Стараниями о. Максима (Верещак) и его матушки Светланы в Костромском государственном архиве удалось отыскать некоторые очень скромные сведения об этом храме.
«Церковь каменная, с каменной колокольней и оградою… в ограде кладбище. Месточтимая икона Симона Блаженного, который жил в пределах прихода. В храме — 3 придела: во Славу Воскресения Христова из мертвых, в честь празднования иконы Казанския и святителя Николая. В приходе селений 73 в пространстве 8 верст от церкви. К сообщению прихожан с церковью препятствует река Ёлнать. Прихожан мужского пола 1511, жен — 1937. Дворов — 503. В ограде церковной устроена каменная кладовая. Раскольников и сектантов нет».
По своему строению храм интересен тем, что он строился не как все церкви в большинстве своем. Сначала он имел проект небольшой церкви общей площадью в 85 кв. м, имея пять куполов на крыше и небольшую звонницу. Но в таком виде церковь находилась недолго, вскоре началось строительство по ее расширению.
К существующему помещению стали достраивать еще два придела с двумя алтарями и увеличили центральную часть, соединив ее со звонницей, при этом оставляя прежнее помещение как внутри, так и снаружи нетронутым. Новые помещения соответствовали принципу греческих церквей, имея внутри четыре несущие колонны. Если старая церковь снаружи имела оштукатуренные и побеленные стены, то новые строения выкладывались из красного кирпича, каких-либо внешних отделочных работ не предусматривалось.
Таким образом, в законченном виде (а это конец XVIII века) храм имел общую площадь внутреннего помещения около 900 кв. м, внутреннюю высоту сводов более 15 метров, над храмом возвышалась великолепная колокольня.
В основу внутренней отделки храма был заложен белый мрамор. Как и все храмы, он был расписан, один только потолок украшало почти 70 сюжетов. По количеству стенных сейфов видно, сколько было священных драгоценных сосудов и другой церковной утвари.
Служившие здесь священники не только духовно окормляли многочисленных прихожан, но занимались и хозяйственной деятельностью. Церкви принадлежали пахотные угодья, пастбища и водяная мельница (в писцовой книге 1676 г. читаем: «… на той же речке Ёлнать слывет Никольская (мельница) со всем строением на оброке у Никольского пола Огапита»).
Немало сделали священники и для культурной жизни села: они открыли в селе 2-летнюю церковно-приходскую школу, обучали детей зажиточных крестьян на дому.
До революции вся Никола-Ёлнать представляла собой короткую улицу от церкви до тракта. Было в торговом селе при большой дороге до 15 домов, несколько каменных и деревянных лавок, два трактира и «монополька» (государственное питейное заведение). Сохранились фамилии купцов — Гарновы и Баевы. Были здесь свои сапожники и плотники, столяры и кузнецы. В дни ярмарок по пятницам кипело здесь людское море. Приезжали издалека. Шла бойкая торговля глиняной посудой, рыбой, лентами, корытами, бакалейными и галантерейными товарами. Местные купцы имели свои баржи на Волге. Крестьяне-бедняки, у которых хлеба хватало только до середины зимы, уходили на отхожие промыслы: нанимались бурлаками, занимались извозом, детей пристраивали в няньки и пастухи.
К началу XX в. усилиями земства были открыты больница, пожарная служба, трехлетнее народное училище.

В памяти людей остался учитель Александр Феонтистович Розов. Он учительствовал в Ёлнати с 1881 по 1926 годы, 45 лет в одной школе. Чуть выше среднего роста, статный, с бородой и усами — таким его запомнили те, кто его знал. Александр Феонтистович был подвижником: организовал школьную библиотеку, по воскресеньям сам работал библиотекарем, выступал с лекциями перед жителями села. Его любили за искренность, трудолюбие и справедливость. В 1926 году А. Розова проводили на заслуженный отдых, а в 27-м он скончался. В Музее народного образования в г. Юрьевце есть отдельный стенд, посвященный его жизни. В Ёлнатской средней школе также хранят память об учителе трех поколений.
Советская власть пришла в Ёлнать «мирным» путем. Но раскулаченных в ту пору местных крестьян было немало. В д. Сорокино раскулачили семью Скворцовых, в д. Васильевке — Лукичевых, в д. Федяево — Лякушиных… Местная учительница литературы Т. А. Тюрина из с. Ёлнать вспоминает: «У моего дяди было три лошади и две коровы. Ну и упряжь разная, телега, сани… Когда все забрали в колхоз — осталась одна дуга от упряжи. Она висела у нас на чердаке. Помню, дедушка залезет на чердак, посмотрит на эту дугу и заплачет».
От политических репрессий пострадали В. С. Киселева, Т. Ш. Хрящева, Н. Ф. Гурьянова, староста храма Павел Иванович Бадайкин. Вот что рассказано о нем в жизнеописании святого Алексея Елнатского: «Он родился в с. Ёлнать в крестьянской семье. Когда вырос, крестьянствовал в своем хозяйстве, а когда хозяйство отобрали, стал работать в колхозе… Когда власти распорядились закрыть храм, призвали Павла Ивановича и потребовали ключи от храма. И не то чтобы нужны были эти ключи сельсовету, но храм надо было закрыть как бы по желанию верующих, а для этого получить ключи добровольно. Павел Иванович отказался отдать безбожникам ключи от святыни, за что был арестован и заключен в кинешемскую тюрьму. Будучи уже в преклонном возрасте, он не перенес тягот следствия и скончался. Тело его было отдано родственникам и погребено на кладбище села Ёлнать. В тюремной больнице скончался и блаженный Алексей Ёлнатский».
В 1936 г. храм в с. Ёлнать был осквернен. Из храма вытащили все вместе с мрамором, роспись посбивали и по-новой оштукатурили, понастроили внутри множество перегородок. В одной половине сделали склад комбикормов, в другой половине — клуб. Колокольню разрушили, ограду разобрали, а на месте церковного деревенского кладбища сделали… танцплощадку. В 1940 году была разграблена и осквернена церковь в д. Дорки.
Между тем в 20-30-е годы на селе полным ходом шло колхозное и советское строительство. На территории нынешней Ёлнатской администрации были созданы два сельских Совета: Мордвиновский и Дорковский. В первый год коллективизации на территории Мордвиновского с/с образовалось 5 колхозов («Что ни деревня, то колхоз», — говорили в народе). Они носили громкие названия: «Серп и молот» (д. Мазнево, председатель Караванов А. Д.), «Большевик» (д. Васильевка, председатель Егоров С. Д.), «Смена» (д. Мордвиново, председатель Щанов А. В.), «1 Мая» (д. Базарово, председатель Самсонов Н. Ф.), «Заря коммунизма». В памяти крестьян осталось имя местной активистки-организатора колхозов Надежды Васильевны Шубиной.
В Дорковском сельсовете образовали три колхоза — «Трудовик», «Верный путь», «Свободный труд».
Год от года креп сталинский режим. Деревня работала, напрягая жилы. Жизнь была тяжелая, но люди, сызмальства привыкшие к трудной доле, не впадали в уныние. Вскоре им предстояло вынести еще большее испытание — войну.
Она оставила отметину почти на каждой местной семье. У кого не вернулся с фронта отец, у кого сын, у кого брат. В годы войны погибло и пропало без вести 244 односельчанина, 100 человек умерло после войны. В живых осталось 9 инвалидов и 10 участников Великой Отечественной войны.
Елнатская земля — родина двух Героев Советского Союза: А. И. Сиротина и Н. М. Балукова.
Все меньше остается фронтовиков, поэтому так важно сохранить тот опыт, который они вынесли из пекла войны.
Алексей Караванов родился в д. Яблоково Юрьевецкого района. В 42-м 19-летним пошел на фронт. В Горохове окончил школу младших командиров и в звании старшего сержанта направлен командиром отделения в 84-й отдельный гвардейский саперный батальон. И прошел он с миноискателем, стирая подошвы сапог, от Ржева до Великих Лук, от них до Старой Руссы и Невеля. На его счету не одна сотня обезвреженных «смертей», в — том числе и с «подвохом». Под Невелем он был ранен в голову, затем госпиталь и по излечении — 40-я отдельная танковая бригада, 2-й Прибалтийский фронт. Под Кенигсбергом танк Алексея Караванова был подбит. Сутки экипаж находился в машине, ночью выбрались и сразу же попали под обстрел. Немцы хотели взять их в плен. Завязалась перестрелка, а потом рукопашный бой. Заряжающий погиб, а Алексею с наводчиком удалось добраться до своих окопов.
Алексей вернулся домой в 47-м, учился, работал, а в 1953 году и до ухода на пенсию избирался председателем колхоза «Волга».
В годы войны (в 1942 г.) из Ленинграда в Мордвиново был эвакуирован 93-й детский дом. Он стал называться Мордвиновским. По воспоминаниям учительницы В. И. Глотовой, которая работала в эти годы в Мордвиновской школе, ребята оказались трудные. Среди них выделялись «авторитеты», которые держали в страхе и повиновении остальную детвору. Отбирали еду, озорничали. В Татаринском лесу (в километре от школы) были вырыты землянки. Там «царьки» нередко избивали тех, кто не повиновался. Неподалеку от Ёлнати, в селе Михайлово, в эти годы разместился лагерь немецких военнопленных. С помощью офицеров, охранявших лагерь, учителям удалось все же переломить обстановку в детском доме. Преподаватели приглашали офицеров на уроки, те беседовали с ребятами, помогали в ремонте школы, передавали им игрушки, сделанные руками немецких военнопленных, и взаимопонимание постепенно удалось найти. В 1952 году интернат закрыли. Детей развезли по другим детским домам.
В 50-м году пять колхозов Мордвиновского сельсовета объединили в одно хозяйство — колхоз им. Андреева, в 57-м его переименовали в колхоз «Победа», а в 63-м — в колхоз «Волга» (с центром в с. Ёлнать).
В Дорках тоже произошло объединение. Из трех колхозов сделали один с названием «Свободный труд» (председатель С. М. Ширнов). Позднее его переименовали в «Рассвет».
Вместе с колхозами укрепляются и сельсоветы. В 1954-м на базе Мордвиновского и Дорковского сельсоветов образуется Ёлнатский сельсовет, правопреемницей которого в 91-м и стала нынешняя сельская администрация. Сегодня она объединяет кроме сел Ёлнать и Дорки, деревни Абрамово, Аксениха, Андрейково, Беклево, Ботынино, Васильевка, Колобове, Меньшиково, Никитино, Олонино, Ростоново, Федорково, Царево и крупный поселок Затон.
До образования Горьковского водохранилища р. Ёлнать была настолько мелководной, что через нее ходили и ездили вброд. В половодье пускали небольшой паром, а летом наводили деревянный временный мост. Когда Волгу подняли, полноводное устье Ёлнати стало местом зимовки и ремонта судов юрьевецкой флотилии. На берегу вырос большой поселок. Здесь были построены плавмастерские с кузнечным, слесарным, столярным, малярным, котельным цехами. Когда-то в цехах работало около 200 человек. Сегодня речной транспорт практически вымер.
В 70-80-е годы облик с. Ёлнать сильно изменился. Здесь появились новые улицы жилых домов (ул. Полевая, ул. Молодежная), средняя школа со спортивным и актовым залами, детский сад, кафе-столовая, большой магазин, больница, аптека. Укрепилась и производственная база колхозов «Волга» и «Рассвет». К 80-му году в колхозе «Волга» на шести фермах содержалось 1080 голов крупного рогатого скота, в овчарне — 487 овец. В колхозе было 40 тракторов, 14 зерноуборочных и 5 картофелеуборочных комбайнов, 4 зернохранилища, 2 склада минеральных удобрений, картофелехранилище. В 90-х колхозы сильно пострадали. Уменьшилось поголовье скота, практически не приобретено ни одной единицы техники, упала урожайность. Катастрофически не хватает средств на горючее, удобрения, семена. Приходят в ветхость колхозные постройки. Многие вынуждены работать вахтовым методом, многие уехали из села .
Люди живут за счет своих огородов, участков, выращивают скотину, продают молоко. Кто-то занимается частной торговлей, кто-то — рыбной ловлей, кто-то — частным извозом. В селе многие дома куплены под дачи приезжими из Иванова, Москвы и других городов. В деревнях в основном доживают свой век старики.
Возрождается храм. В 1988 году в д. Жарки Махловского сельсовета приехал новый настоятель о. Нестор (Савчук). Это был необыкновенный ревнитель православной веры, страстный молитвенник и очень деятельный человек. Его стараниями и был открыт в 1992 году храм в Ёлнати. Нынешний настоятель храма о. Максим (Верещак) вместе с о. Андреем (Колосовым) много сил отдают восстановлению нарушенной святыни. Бог дал им богатых благодетелей из Москвы. На их пожертвования храм буквально на глазах обретает свое второе рождение. 27 октября 1998-го года в праздник Воздвиженья Креста Господня на вновь возведенное пятиглавие храма Воскресения Христова при пении церковного хора были торжественно установлены кресты. Древняя часть храма вновь засияла в своей первозданной красоте. Главы с крестами притягивают человеческий взор, зовут души людей к Свету и Истине. И как бы ни было трудно всем, все больше и больше сельчан и жителей окрестных деревень в воскресные дни и в праздники стекаются под сень возрождающегося храма, понимая вечную евангельскую истину: «Без Мене не можете творити ничесоже».
Населенные пункты:
д. Абрамово, д. Аксениха, д. Андрейково, д. Базарово, д. Беляево, д. Ботынино, д. Васильевка, д. Ватагино, д. Высокополье, д. Дорино, с. Дорки, д. Дулепино, с. Ёлнать, д. Колобово, д. Мазнево, д. Меньшикове, д. Мордвиново, д. Никитино, д. Олонино, д. Ростоново, д. Федорково, д. Царево, д. Яблоново
Альманах «Юрьевец», 2001 г.