Соблюдение христианского поста вызывает трудности у многих верующих. В связи с этим небезынтересно будет узнать, как это удавалось нашим предкам, когда перечень «рекомендуемых к употреблению» в постные дни продуктов был значительно короче (например, такой общеупотребительный ныне продукт, как картофель, в XVII в. в нашей стране просто отсутствовал). В архивном фонде Юрьевецкого Троицко-Кривоезерского монастыря сохранились приходно-расходные книги монастырских сумм второй половины XVII в. Они позволяют выяснить рацион иноков в течение всего года.
Надо сказать, что главной пищей монахов (как, собственно, и мирян) тогда являлись хлеб и каша. Каши могли быть самыми разнообразными. На монастырской мельнице делалась гречневая и овсяная крупа, мололся ячмень. Специально покупался горох. Хлеб же обыкновенно был черным (ржаным). Он выпекался в специальной монастырской «хлебне». Белый (пшеничный) хлеб употреблялся редко. Даже пшеничная мука на просвиры покупалась отдельно. Специально покупались и «колачи» (сдобный хлеб) монастырским наемным работникам к праздникам, и «белые хлебы» самими инокам. Также специально покупалось «тесто на пирог» к различным церковным праздникам, и даже кулич на Пасху. Несмотря на наличие значительного поголовья коров и овец, изредка покупалось «коровье» (сливочное) масло и постоянно – «семенное» (постное). А вот кур в монастырском хозяйстве не было, и яйца покупались на рынке, обычно к Пасхе, хотя иногда подобная пища появлялась и в обычные дни.
Овощная пища являлась второй большой статьей монастырского рациона, причем как летом, так и зимой. В обители имелся свой огород, для которого покупалось «росадное семя» – огуречное, «ретковное», свекольное, салатное, а также рассадный лук. Однако огород полностью не мог обеспечить потребности монастыря, и овощи постоянно докупались на рынке. Особенно это касается лука, чеснока, капусты и огурцов. Учитывая количества, в которых нередко приобретались овощи, можно совершенно определенно говорить, что весьма значительная их часть консервировалась на зиму. Например, огурцов покупалось обычно от одной тысячи до двух с половиной, капусты, луку и чесноку – от одной сотни до четырех. И это при наличии собственного огорода! Так что овощной пищи в монастыре хватало всегда. Хорошим дополнением к ней были грибы. Покупались они обычно ведрами, а наиболее распространенными были губы, рыжики и грузди. Вероятно, немалая их часть также солилась на зиму. Со сладостями в монастыре было гораздо хуже, чем с соленьями. У обители имелась собственная пасека, которую обслуживал наемный работник. С нее поступал мед, хотя количество его, скорее всего, было ограничено. Зато летом монахи могла разнообразить рацион различными ягодами. Они покупались обычно за раз, в большом количестве. Упоминаются, в частности, малина и земляника.
Третьей большой статьей монастырского рациона, в отсутствии мяса была, естественно, рыба. Покупалась она обычно на многочисленные праздники, в том числе и к Масленице. Впрочем, и в обычные дни ее покупали постоянно, и это при том, что иноки могли и сами заниматься рыбной ловлей. Надо сказать, что толк в рыбной пище монахи знали. Покупалась как мелкая рыба: «калушка», «лоскотки», так и крупная – стерлядь, судак, севрюга, щука, белужина и сомовина, причем в самом разном виде – свежая, соленая, «оханная» (копченая), вяленая. Отдельно приобреталась теша, хвосты, икра, молоки. Впрочем, подобное внимание к рыбной пище неудивительно – монастырь располагался рядом с тремя озерами (потому иногда именовался «Троезерским»), а рядом находилась еще и Волга.
В заключение можно отметить, что в рационе соблюдавших посты монахов особое значение имела именно рыбная пища, а также овощи (в том числе и консервированные).
Егор Бутрин, зам. начальника отдела публикации и использования документов ГАИО