Основные занятия и быт жителей села Соболево в конце XIX – начале XX века

Село Соболево раскинулось на высоком берету Волги. Из окон многих домов река, как на ладони. Раньше, по рассказам старожилов, редкий пароход, проплывающий мимо, не давал гудки, а идущие с бечевой бурлаки ниже преклонялись к земле, мысленно отдавая поклоны. Всему причиной была церковь с колокольней. Возведенная в центре села, на взгорке крутого берега, в XVIII в. Она изумляла своей четкой архитектурой. Возведена она была в основном на средства прихожан. Люди в ней крестились, венчались, через нее уходили в вечный мир.

В настоящее время, к большому сожалению, церковь находится в полуразрушенном состоянии, колокольни нет. В лихолетье советской власти ее подрубили, привязали тросом к гусеничному трактору и завалили. Плач стоял на селе. На виновника сыпались проклятия. И удивительно, они сбылись: через два месяца никогда до этого не болевший тракторист Кириллов погиб.

Село Соболево было центром волости, в которую входило 20 деревень, более 320 хозяйств, насчитывавших около 1 тыс. человек: Акулиха, Аристиха, Белоусиха, Бедрино, Блиниха, Воробьево, Гагариха, Корениха, Комарово, Мохнево, Соболево, Юрьево и другие.

Главную роль в деревне играл деревенский сход, который решал вопросы, связанные с пастьбой скота, с посевными работами и др. На сходе избирался староста.

женщина идет с коромыслом в деревне

Наши односельчане занимались сельским хозяйством — земледелием и скотоводством. Выращивали рожь, ячмень, овес, лен. Бедные подзолистые почвы давали низкие урожаи зерновых. Картофель стали разводить во второй половине девятнадцатого века. По – своему невежеству и суеверию долгие годы картофель считали нечистым плодом.

Каждое хозяйство имело свою землю и обрабатывало ее единолично. Весной, летом и осенью крестьяне работали на своих участках-полосах. У большинства хозяйств были свои орудия труда и лошади. Земля наделялась хозяйству по наличию в нем мужчин. Всвязи со смертью и рождением происходили частые переделы земли. Крестьяне делились на три группы:

  1. зажиточные — которые имели 2-3 лошади
  2. середняки — 1-2 лошади
  3. бедняки — безлошадные

Никакой техники для обработки земли не было. Основныморудием труда была соха. Снопы молотили цепами, а лен околачивали колотушками.

В нашей школе имеется музейный уголок, где собраны предметы старины наших односельчан.

Земля, на которой расположена Соболевская волость, проходившая полосой между Юрьевцем и Пучежем, считалась кредитной, то есть доходной, не могла покормить крестьян. Поэтому многие крестьяне занимались промыслом и кустарным производством. Зимой мужчины на лошадях отправлялись в извоз – транспортировка рыбы, леса и кустарных изделий. Женщины пряли лён, ткали льняное полотно, отбеливали холсты.

Кириллова Мария Андреевна рассказывает:

«В чугуны клали золу и полотно, заливали водой и ставили в русскую печь на сутки — бучить. Другим способом отбеливания полотна был весенний наст. В марте, апреле месяце полотно выбрасывали на наст, где оно лежало по несколько дней.
Одежду шили в основном сами. Самой распространенной обувью были лапти. В них ходили взрослые и дети.
В каждом деревенском хозяйстве хлеб выпекали сами. Его пекли из разной муки: ржаной, пшеничной, ячменной. Муку делали сами на ветряной мельнице или ручной зернотерке — ступе. Хлеб делили на праздничный и будничный. Для выпечки будничного хлеба муку смешивали с отрубями, с картошкой, а в неурожайные годы с лебедой. Выпекали его в русской печи на капустных листьях, противнях или прямо на поду, очищенном от углей и золы. В печь его ставили специальной деревянной лопатой. Хлебные изделия были разной формы и размера: булка, каравай, калач, колобок.

Хренова Валентина Васильевна вспоминает:

«Отношение к хлебу было очень почтительное. Если кусок случайно падал на стол или на пол его поднимали, крестили, целовали, съедали или бросали в огонь. Ломоть хлеба нельзя было оставлять недоеденным, выбрасывать на улицу. Обидчика хлеба по поверью не прощали. Бог отбирал у него силу, здоровье и счастье».
Хлеб – это главный продукт питания русского народа. Русские народные пословицы гласят: «Худ обед, коли хлеба нет». «Хлеб на стол и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска».

Карлышкова Екатерина Ивановна вспоминает:

«В округе грамотных было мало. В каждой деревне от одного до трех до трех человек умели читать и писать. Из тысячи населения грамотных было около 50 человек. Количество грамотных увеличилось с открытием в волости двух школ: в Соболеве – 1898 г., в Юрьеве – 1909г. Однако не все дети могли учиться».                         

Одним из самых тяжелых промыслов было бурлачество. Из 20 тыс. бурлаков, ежегодно работавших в Костромской губернии 15 тыс. нанимались из Юрьевецкого уезда, в том числе из Соболевской волости.

Екатерина Ивановна рассказывает: «Нашла однажды кубик деревянный, оказалось это колодка, которую подкладывали под бечеву бурлаки, чтобы не врезалась в плечо. В бурлаки крестьян гнал голод, постоянные неурожаи, высокие налоги».

Вереницу бурлаков на берегу реки в лохмотьях и разбитыхлаптях, в перекинутых через плечи и грудь лямках изобразил насвоей картине «Волга под Юрьевцем» выдающейся русский художник А.К.Саврасов.

Пароходное движение по Волге устанавливается с 1846г. нобурлачество еще сохранилось. Простой бурлак получал за путину от Лыскова до Рыбинска 8 руб. Эта путина при попутном ветре совершалась за 2 недели. Но это случалось редко. Путь обычно замедлялся встречным ветром, бурями, повреждением судов, остановками на милях.

К 1850 г. было проложено Нижегородское шоссе, которое проходило по Соболеву. Улучшилась связь между Нижним Новгородом и Москвой. По этому шоссе наши односельчане ходили пешком до Пучежа и Кинешмы.

Наши земляки занимались плотницким, столярным, кузнечным и многими другими делами.

Дементьева Анна Ильинична вспоминает:

«Мой папа Илья Дмитриевич и его три брата Николай, Иван и Василий были столярами. Они делали двери, рамы, горки, стулья, этажерки, работали летом в дровянике, а зимой в избе. Орудия труда: рубанки, сверла, фуганки и верстак – хранили очень бережно. Отец был еще стекольщиком у Журбина – вырезал зеркала. В Соболеве не было своих катальщиков валенок, поэтому валенки делали пришлые мастера, которые приходили снизу Волги. Работали они по одной или две недели на дому заказчика. За это время они делали по несколько пар валенок. В сороковые годы Юра Нестеров у этих мастеров научился этому занятию. В Соболеве появился свой мастер».

Кириллова Мария Андреевна рассказывает:

«Мой отец Андрей Иванович и его братья были кузнецами. Они имели свою кузницу, где делали орудия труда и ремонтировали телеги. Ковалев Сергей Давидович был хорошим печником».

Терехина Евдокия Александровна делится своими воспоминаниями: «У нас в деревне был небольшой кирпичный завод и зеркальная мастерская Журбиных, расположенная на первом этаже их двухэтажного дома. В мастерской делали зеркала, которые продавали».

Хреновой Валентине Васильевне запомнилось, что ее родственник Хренов Иван Яковлевич имел мастерскую по отбеливанию и окраске льняного полотна и пряжи. Ткани и нитки красили при помощи еловых и ольховых шишек.

Трудовая жизнь односельчан была очень тяжелая, наполненная трудом и заботами. Это были будни, в которые пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, справляли родины и свадьбы, хоронили покойников. Отличительной чертой трудовых будней была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая удобная одежда, спокойные благожелательные отношения. Будням противопоставлялись праздники. Праздничных дней в России XIX века насчитывалось около 150 в году. Главными были Рождество, Святки, Масленица, Троица. В праздничные дни прекращались все работы «День свят – все дела спят». Работа в праздники считалась грехом неуважением к Богу и святым. В праздничные дни деревня преображалась. Улицы очищались от грязи и снега, сорная трава скашивалась, фасады домов ремонтировались, приводились в порядок изгороди. Избы приобретали праздничный облик. Население появлялось в церкви на улице в праздничных одеждах. При этом одежда должна была достойна дню, чем значительнее праздник, тем ярче и богаче одежда. Праздник отвлекал людей от будничных забот и жизненных трудностей, давал психологическую разрядку.

Одним из самых любимых праздников была Масленица, особенностью которой было совершение обрядов:

  1. Поминальные обряды – поминание усопших родителей и родственников при помощи ритуальной пищи – блинов, лепешек, пирогов.
  2. Обряды, связанные с молодоженами – смотрины молодоженов, гостеванием их у родственников.
  3. Масленичные развлечения – катание с гор, катание на лошадях, строительство снежных городков.
  • Проводы Масленицы – зажигание костров, Масленичные поезда, ряжение.

Своими воспоминаниями делится Перцева Ольга Георгиевна:

«Это был общий праздник, к которому готовились заранее — наводили чистоту во всех уголках дома от чердака до погреба, белили печки, скоблили столы и лавки. С помощью голика и дресвы мыли полы. В субботу накануне масленичной недели поминали умерших родителей. Для них пекли блины и клали на божницу. Праздновали масленицу семь дней с понедельника до воскресенья».

Во время масленичной недели молодежь каталась всю неделю, а взрослые только три последних дня. Для этого заранее делали специальные горки. Катались на санках, санях, в которые запрягались парни, на досках от прялок. По длине пробега санок судили, как далеко от дома выйдут девушки замуж, поэтому девушки и женщины начинали катание. Замужние женщины по длине проезда судили о том, какие они мастерицы по прядению. Если в дни масленичной недели выйдет молодой месяц, то быть хорошему урожаю.

Ольга Ильинична Маркова рассказывает:

«Парни приносили для девушек различные угощения — семечки, орехи, конфеты, а девушки приходили с блинами. В последний день масленицы Масленица подвергалась сжиганию на специальном костре. Устраивались масленичные поезда, иногда из нескольких десятков лошадей. Участники этого поезда рядились в соломенные колпаки и старые поношенные кафтаны, которые потом сжигались на костре. Молодежь каталась по снегу и валялась в нем около костра. Угли старались как можно мельче разбить и раскидать как можно дальше, веря в то, что снег под ними быстрее растает».

Одним из видов развлечений сельской молодежи в конце XIX – начале XX вв. были посиделки. Это собрание парней и девушек в закрытом помещении в осенне-зимний период.

Рябкова Валентина Алексеевна делится своими воспоминаниями:

«В нашей местности посиделки назывались вечерками, которые начинались после уборки урожая и продолжались до начала весенних работ. Они проходили в специально снятой для этой цели избе или поочередно в домах девушек. Участвовала в вечерках молодежь одной деревни или группы близко расположенных деревень: Соболево, Гагариха, Клипичиха, Акулиха.

Появление парней из других деревень воспринимались местными парнями недоброжелательно. Их старались выпроводить домой, взяв деньги в пользу вечерки. В худшем случае вечерка заканчивалась дракой между чужаками и местными парнями. Вечерки делились на две части: рабочее время и праздное время. Рабочее время проходило в девичьем составе. Девушки вязали, вышивали, шили, тихо разговаривая, пели песни, частушки. С появлением парней начиналась праздная часть. Приход парней объявлялся. Они входили гурьбой, останавливаясь у порога, снимали шапки, кланялись, приветствовали девушек: «Здравствуйте лебеди белые». Девушки вставали, отдавая поклоны: «Здравствуйте, молодцы добрые». Каждый парень выбирал девушку для игры, подходил к ней, кланялся и называл по имени и отчеству. Девушка, если парень ей нравился, вставала, кланялась и приглашала сесть рядом. На посиделках молодежь водила хороводы, устраивала пляски, игры. Вечерки заканчивались поцелуями».

Список использованной литературы:

  1. И.М.Снегирев. «Русские простонародные праздники и и суеверные обряды» М. 1990г.
  2. И.П.Сахаров. «Сказания русского народа» М. 1990г.
  3. Иллюстрированная энциклопедия «Русский праздник». Санкт-Петербург, 2001г.
  4. И.Антонов и соавторы. «Юрьевец».
  5. И.И.Тюрин, С.В.Чернобровцев. «Текстильный край». Ивановский облиздат, 1948г.
  6. Историко-краеведческие очерки «По земле ивановской». Ярославль, 1983г.
  7. Воспоминания старожилов.

Исследовательская работа краеведческого кружка «Юный краевед»
Соболевской средней школы Юрьевецкого района

Исполнитель: Зотова Анастасия учащаяся 11 класса Соболевской средней школы Юрьевецкого района

Руководитель: Смирнова Лидия Алексеевна

с. Соболево Юрьевецкого района Ивановской области

2005 г.

Поделитесь c друзьями

Напишите свой комментарий