Народное образование в Юрьевецком районе

Знакомство с Юрьевецким уездом и Иваново-Вознесенской губернией

История развития народного образования в Юрьевецком уезде с 1918 года тесно связана с развитием Иваново-Вознесенской губернии. Юрьевецкий уезд занимал са­мую большую территорию, куда входили 19 волостей: Благовещенская, Воскресенская, Горбунихинская, Дьяковская, Кандауровская, Махловская, Макашовская, Мордвиновская, Ново-Воскресенская, Обжерихинская, Ларская, Пордзневская, Покровская, Подмонастырская, Семеновская, Соболевская, Филосовская, Худынская, Якушевская.

Карта района постепенно изменяется — Семеновская, Воскресенская волости от­ходят в состав Кинешемского уезда, Филисовская и Худынская — в состав Родниковского района.

В 1924 году в состав Юрьевецкого уезда входит Завражская волость с 29 школами Макарьевского уезда. В 1925 году в составе Юрьевецкого уезда находятся волости: Боярская, Валовская, Завражская, Лухская, Пордзневская, Пучежская, Сокольская, Юрьевецкая.

В 1929 году формируется территория Пучежского района, в 1935 году из состава Юрьевецкого уезда вышел Сокольский район с 20 школами, и 3 школы были переда­ны Кадыйскому району. В 1956 году карта района резко меняется в связи с образова­нием Горьковского водохранилища.

Влияние Горьковского водохранилища на развитие Юрьевецкого района и его жителей

16 ноября 1947 года Совет Министров СССР принял Постановление о строитель­стве Горьковской гидроэлектростанции, в связи со строительством образуется Горь­ковское водохранилище. В зону затопления попали территории 22 сельсоветов, в их числе Борисоглебский, Потемкинский, Щекотовский, Доматовский, Михайловский, Обжерихинский, Соболевский, Пелеговский, Столпинский, Кузминский, Новленский, Завражный, Овсянниковский, Волковский, Ковраковский, Потахинский, Воль­ский, Ильинский, Кобылинский, Мордвиновский, Унженский, Валовский.

Затопление затрагивало территории 31 колхоза. Подлежало перенести из зоны за­топления жилые дома: город — 214, поселок Новая слободка — 672, сельская местность — 1315, общественных построек — 1709, других построек — 383; убрать из зоны затопления 8 церквей. Нужно было перенести 81 населенный пункт — Лепилиху, Подсосняжную, Варвариху, Долматово, Орехово, Слободку, Ямскую, Мордвиново и др.

Подлежало перенести государственных учреждений — 384, всего в зоне затопления вырубить 20 тыс. гектаров леса.

Полностью переселялся поселок Новая Слободка, в том числе завод «Красный Профинтерн» в г. Юрьевец на Глазовую гору, поселковая больница на 25 коек на Глазовую гору, средняя школа в г. Юрьевец на Селецкое поле, Кривозерский затон — в село Ёлнать (д. Аксениха), Центрально-ремонтные мастерские — в Горчуху, сплавная кон­тора — в Горчуху, транспортная контора — в Березовец, совхоз «Маяк» — за пределы Ивановской области.

Город Юрьевец окаймлен защитной дамбой длиной 3 км 348 м. Переселение из зо­ны затопления началось в 1950 году.

Изменение территории непосредственно сказалось на количестве учащихся и ко­личественном составе школ, что видно из приложения 5.

Развитие образовательных процессов в Советской России: Исторический обзор

Первый этап развития образовательных процессов относится к концу 20-х — нача­лу 30-х годов.

Характерная особенность — становление и упрочнение общеобразовательной шко­лы, которая в основном решала задачи всеобщего начального образования детей и мо­лодежи, ликвидации неграмотности населения.

Второй этап — середина 30-х — 50-е годы.

Характеризуется неполным средним образованием детей и молодежи — сначала семилетнего, затем восьмилетнего.

Третий этап — 60-70 годы.

Всеобщее среднее образование.

Четвертый этап — 80-е годы.

Проводятся реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Советская школа с самого начала формировалась как политехническая единая трудовая школа. В ее основу легли принципы, доступные для всех: обучение на родном языке, бесплатность образования, единство и преемственность всех видов обучения.

На первом этапе развития школы проходила большая работа по определению ее структуры и содержания, разработке учебных планов, программ и учебных пособий.

После Октябрьской революции в ведение организованного в апреле 1918 года От­дела народного образования перешли школы: 36 земских начальных, 28 церковно-­приходских, 6 приходских городских народного просвещения, 3 высших начальных, 6 двуклассных, 2 фабричных, 3 гимназии и 1 ремесленная.

В ведении императрицы Марии осталась школа для глухонемых и Епархиальном ведомстве церковно-приходская.

Единая трудовая школа

В первое послереволюционное время школа продолжала работать в старом режиме. Новым считается 1918-1919 учебный год, когда было разработано положение СНК РСФСР «Об организации народного образования в РФ и Положения о единой трудо­вой школе». Все виды дореволюционных школ объединились в единую трудовую. На территории Юрьевца в Единую трудовую школу вошли женская и мужская гимназии, женское и мужское приходское училища, высшее градоначальное училище, фабрич­ная школа. Заведующим назначается Иван Александрович Клемин.

В феврале 1919 года Единая трудовая школа реорганизуется в две: школу 1-й и школу 2-й ступени.

Школа 1 ступени размещается в зданиях женской и мужской гимназии, бывшего дома Флягина, фабричного училища, женского приходского училища. Заведующим назначается Сергей Васильевич Успенский.

Школа 2 ступени размещается в зданиях высшего начального училища, мужского приходского, ремесленного училищ. Заведующим школой назначается Иван Алексан­дрович Клемин. Это было сделано с целью улучшения школьной работы и упрощения школьного самоуправления.

Всего на территории уезда в 1918-1919 гг. была 121 школа, включая школу глухо­немых. В декларации «Основные принципы Единой трудовой школы» содержалась четкая установка на изучение школьниками истории труда и технологии производст­ва, природных условий и способов воздействия человека на природу, общественных форм, в рамках которых осуществлялась трудовая деятельность людей.

Особое значение придавалось изучению жизни родного края, широкому использова­нию местного материала на всех этапах обучения, непосредственным наблюдениям и са­мостоятельным исследованиям, кружковой и клубной работе, организации школьных выставок, проведению праздников, установленных рабоче-крестьянским правительст­вом. И не случайно на заседании коллегии уезда первыми рассматривались вопросы о трудовом обучении — его видах, формах, организации питания школьников.

Был создан совет из лучших учителей для составления учебного плана, где особое внимание уделялось профессиональной ориентации, исходя из потребностей района. Так, на заседании председателей предметных секций 23 августа 1926 года был принят Учебный план на 1926-1927 год для школы 2 ступени.

После окончания школы ученику выдавалось удостоверение по специальности. Школа заботилась о своих учениках, и педагогический коллектив рекомендовал того или иного ученика после окончания для поступления в учебное заведение. Так, заведу­ющий Юрьевецкой школой второй ступени И.Клемин 22 июня 1925 года направил в Отдел народного образования для просмотра и соответствующего заключения докумен­ты на 15 юношей и девушек, окончивших школу, с рекомендациями для продолжения дальнейшей учебы в техникумах Костромы, Ленинграда, Нижнего Новгорода, Иваново, с учетом профессионального назначения, а документы на Смирнова Н., как кандидата на поступление в ВУЗ, были направлены в Губернский отдел народного образования.

После окончания школы с педагогическим уклоном многие вливались в ряды учительских кадров. В 1928 году, окончив Юрьевецкую школу второй ступени с педаго­гическим уклоном, Стрежнева Татьяна Павловна начала работать учителем начальных классов, воспитав огромную плеяду будущих учителей.

В 1920 году на базе ремесленной школы начала функционировать профессиональ­но-техническая школа, где учащиеся изготовляли те или иные изделия, которые потом продавались по расценкам, устанавливаемым самой школой.

В школу направляются учебники:

«Букварь» Афанасьева, Шальета — для сельских и городских школ,

«Книга для чтения» Фринляда и Пальметта — 1 класс,

«Книга для чтения» Калашникова (ч. 1, 2, 3) для городской школы,

«Новая деревня» (ч. 1, 2, 3) книга для сельской школы,

«Задачник» Ланкова (4 части),

«Букварь» Городца.

Учителя района принимают активное участие и в методической работе по вопро­сам краеведения, самоуправления, общественно-полезной работы.

Молодому учительству оказывается профессиональная помощь, о чем свидетель­ствует следующий документ.

«Дорогой товарищ. Вы живете в сложных условиях работы. Вам приходится, уча других, учиться самому. Вы чувствуете недостаток Вашего как общего, так и педагоги­ческого образования. Вам нужно во что бы то ни стало заполнить в Вашем образова­нии пробелы. Вы часто стоите перед неразрешенными для Вас проблемами, которые ежегодно выдвигает Ваша учительская практика.

Не всегда есть у Вас с кем посоветоваться. Участие Ваше на конференциях и курсах не дает еще всего того, что Вам необходимо. Пребывание на курсах, конференциях возбужда­ют у Вас большую жажду к полному, настоящему, всестороннему познанию того важного дела, которому Вы служите, курсы и конференции стимулируют дальнейшую работу.

Для проведения ее Вам нужна индивидуальная постоянная помощь в Ваших само­образовательных оформлениях, без которой Вы не можете поднять Вашу квалифика­цию, продолжительное пребывание в центре, где имеются столько культурных сил и просветительных учреждений, которые могли бы Вам дать то, что Вам не хватает, удовлетворило бы всем Вашим запросам, но Вы не можете оставить Ваших служеб­ных обязанностей. Вы не в состоянии приехать и засесть в центре, чтобы подучиться. Надо как-нибудь сделать так, чтобы все то, чем богат центр, могло перейти к Вам.

Мы это решили сделать. Мы решили путем переписки с Вами внести в Вашу жизнь опыт и знания, которые помогли бы Вам повысить Вашу квалификацию и которые ис­ходили бы из самого крупного культурно-политического центра — из Москвы…

Пишите нам, и мы немедленно Вам ответим. Пишите нам, что Вас особенно инте­ресует по отношению к Вашей учительской практике. Пишите нам, какие проблемы Вас волнуют, и мы аккуратно и обстоятельно Вам ответим. Ответ Вам напишут люди весьма компетентные…

Эта переписка будет полезна не только Вам, но и нам. Вы нам поможете в нашей работе своей практикой и знанием местных условий жизни, знанием той среды, кото­рой мы все признаны служить нашим трудом. Мы издали, не знаем этой среды так, как знаете Вы, которые ежедневно с ней сталкиваетесь и находитесь в постоянном обще­нии с нею. И вот этот взаимный обмен опытом и знаниями людей, одинаково заинте­ресованных в одном и том же деле, дадут весьма плодотворные результаты.

Ждем Вашего отклика, ждем Ваших писем.»

Этот документ подписали зав. отделом повышения квалификации работников Соцвоса С.М.Фридман и Зав. бюро заочной консультации — А.Х.Котик.

В 1925 году городская школа 1 ступени была разделена на три самостоятельных школы, из которых одна — районная. Районной школе отводится роль обучения по но­вым программам, по применению новых методов преподавания. В этом году было от­крыто 8 районных школ.

Мордвиновская с обслуживанием 26 школ

Сеготская 25 школ

Порздневская 14 школ

Подмонастырская 20 школ

Сокольская 20 школ

Завражная 25 школ

Валовская 11 школ

Юрьевецкая районая первой ступени — 3 школы.

Обращается особое внимание на укрепление материально-технической базы школ.

К 1925 году составляется карта и вносится план размещения проектируемых школ.

В декабре 1919 года был принят Декрет «О ликвидации неграмотности среди насе­ления РСФСР». Проводится учет неграмотного населения. Из года в год увеличива­ется количество охваченных обучением, в 1923-1924 учебном году — 400 человек,а в 1924- 1925 уже 2189 человек, в том числе 476 мужчин и 1713 женщин.

В 1931 году система ликвидации безграмотности реорганизуется в единую систему Рабоче-колхозного образования.

В селе Немда Макарьевского уезда по инициативе священника Василия Попова с разрешения Костромского Епархиального училищного совета 9 октября 1901 года бы­ла открыта церковно-приходская школа на 12 глухонемых детей. Она была единствен­ной не только для Костромской, но и Ярославской, Вологодской, Нижегородской гу­берний, дававшей возможность глухонемым детям получить духовное образование.

10 марта 1904 года Комитет попечительства открыл в г. Юрьевце Костромское отде­ление для обучения глухонемых и утвердил председателем Совета отделения С.Ф.Грибунина, заведующим школой — священника Василия Попова (он же и учитель). Учи­телями работали Ксения Васильевна Попова (с 1914 года заведующая школой), Вера Владимировна Захаревская, Павла Федоровна Володина преподавала рукоделие.

Василий Капитонович Захаров вел столярное дело, Василий Константинович Гро­мов (глухонемой) — учитель корзиночного ремесла, Николай Александрович Соловь­ев — школьный врач (обслуживал бесплатно).

В 1912 году отделение обратилось с призывом об оказании помощи деньгами шко­ле. И в течение двух лет получила 689 рублей 07 копеек и от Земских собраний: Кологривского — 100 руб., Костромского — 50 руб., Чухловского — 100 руб., Саличгаличского — 75 руб., Юрьевецкого — 1000 руб., а от Костромского губернского — 1500 руб.

Расширение сети школ

В 1920 году при школе открывается детский сад для глухонемых детей. Школа глу­хонемых просуществовала в Юрьевце до 1958 года.

В 20-х начале 30-х годов наряду с четырехлетней начальной, семилетней и девяти­летней школами работали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), где учащи­еся получали профессию и общеобразовательные знания в объеме семилетки. С 1923 го­да в сельской местности на базе начальной школы создаются трехлетние школы кресть­янской молодежи (ШКМ), звено единой трудовой школы, соответствующее последним 3 годам семилетки. Формирование ШКМ идет одновременно по двум направлениям:

— за счет более взрослой молодежи (14-18 лет), т. е. слоя, очень важного в хозяйст­венном и культурно-политическом отношении, но оставившего школы первой ступе­ни несколько лет назад;

— за счет подростков (12-15 лет), только что окончивших школу первой ступени.

В 1925 году возникли фабрично-заводские семилетки (ФЗС) — их было 5: три — в Юрьевце, одна при лесозаводе «Красный Профинтерн» и Сокольская.

Открытие новых типов школ требовало пополнения учительских кадров, что вид­но из следующей таблицы.

НаименованиеКол-во работников в 1925-26 уч. годуШтаты преподавателей на 1925-26 уч. год
Учителя школы 1 ступени  
получающие зарплату по  
— первой категории5838
— второй категории94120
— третьей категории166179
Заведующие школами  
— трехлетками6251
— четырехлетками94108
Заведующие районными школами99

Из этого анализа можно сделать вывод о расширении сети школ с четырехлетним образованием и увеличении количества кадров, получающих зарплату по третьей ка­тегории.

Приведенные данные свидетельствуют о молодом учительском составе. Из 273 учи­телей сельских школ, только 14 старше 40 лет и из городской из 91 учителей таких 22.

В то же время по образованию велик процент учителей, не окончивших сред­нюю школу и школу второй ступени. Так, на селе из 273 — 78, что составляет 35,5%. В городе все-таки свыше 30% учителей с высшим и незаконченным высшим образованием.

Однако в 20-е годы система народного образования еще не сложилась. В стране не существовало единых учебных планов, программ, не было единства в планировании и организации учебных занятий. Только в 1930 году было высказано и реализовано предложение о Единой системе народного образования. Школа стала единой: уроки в классе, задания на дом, контрольные работы, отметки, твердая программа, стабильный учебник. Школа обязана была давать такие знания, чтобы ее окончивший способен был учиться в высшем учебном заведении.

Первый пятилетний план народнохозяйственного развития СССР (1928-1932 гг.) огромное внимание уделял культурному строительству: всеобщему обязательному обучению, ликвидации неграмотности, массовому профессиональному техническому образованию, подготовке квалифицированных кадров, специалистов и научных ра­ботников.

Изданы постановления, укрепившие организационные и научно-педагогические основы школьной системы.

  1. 1929 год — «О подготовке преподавателей педвузов и педтехникумов и переподго­товке учителей», «О работе по ликвидации неграмотности»;
  2. 1931 год — «О начальной и средней школе»;
  3. 1932 год — «Об учебных программах и режиме начальной средней школы».
  4. 1933 год — «Об учебниках для начальной и средней школы».
  5. 1934 год — «О структуре начальной и средней школы в СССР».
  6. 1935 года — «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в началь­ной, неполной средней и средней школе».

К концу 1929-1930 учебного года в районе имелось школ: 1 ступени — в городе 3, в сельской местности — 84; учителей — 194.

В школах первой ступени, включая и младшие группы семилеток, на 15.10.1929 го­да было 6512 учащихся, из них в городских школах — 892 и в школах сельской мест­ности — 5620 учеников.

Массовое просвещение в районе в 1932 году осуществлялось в 126 школах, в том числе в 107 школах первой ступени, 5 школах ФЗУ, 14 ШКМ.

В Юрьевце имелись молочно-животноводческий техникум и школы ФЗУ льно­текстильной промышленности и дерево-отделочников.

В 1933-1934 учебном году закрепляется семилетний всеобуч с охватом окончив­ших 4 года обучения в городе, на лесозаводе «Красный Профинтерн», в п. Сокольском на 100% и по остальным сельским районам на 80%.

В ФЗУ № 2 создается по одной группе 8-го и 9-го годов обучения. Для полного обеспечения нормальной работы школы в крупных школах вводится должность заведующего учебной частью.

В 1932 году в соответствии с Постановлением ВЦИКа и СНК от 30 октября 1931 года Инспектура народного образования при райисполкоме преобразовывается в От­дел народного образования.

С 1 января 1931 года устанавливаются новые ставки оплаты труда.

В 1934 году была упорядочена структура начальной и средней школы, происходит объединение начальных и средних школ и образование на их базе неполных средних школ с 1 по 7 класс включительно.

В 1934 году школы района, за исключением городских и лесозавода «Красный Профинтерн», работают в одну смену, 40% учащихся сельских школ предоставлено обще­житие. В 88 школах были организованы горячие завтраки. Основной продовольствен­ной базой сельской школы являлись колхозы, а также пришкольные участки.

Школы, которые не имели участков, а их было 28, получали продукты из колхозов и совхозов по договорам.

Растет и грамотность взрослого населения. Согласно документам за 1931—1934 го­ды прошли обучение 5031 человек.

Открываются курсы, куда принимается рабочая, колхозно-батрацкая и бедняцкая молодежь в возрасте от 15 до 17 лет с образованием не ниже 2 группы первой ступени. Обращается особое внимание на оказание материальной помощи со стороны предпри­ятий, колхозов, закрепляемое договорами.

Проводится реорганизация школ. В 1934 году школа ФЗС № 2 реорганизована в среднюю, пройдя ступень девятилетки.

В 1937 году неполная средняя школа — в среднюю № 2.

В 1938 году начальная школа № 1 реорганизуется в неполную среднюю.

В 1939 году неполная средняя школа в рабочем поселке Новая Слободка преобра­зовывается в среднюю.

На основании приказа Народного комиссариата по просвещению РСФСР и распо­ряжения Облоно от 11.03.37 г. ликвидируются мастерские при школах.

Из культурных учреждений в Юрьевце функционируют драматический театр на 650 мест, два стационарных кино на 635 мест и 3 клуба.

В 1936 году в районе была проведена первая аттестация учителей, после которой присваивалось звание учителя начальной школы, средней школы с правом преподава­ния того или иного предмета в старших классах.

Школьный фонд в основном рос за счет приспособления действующих зданий. 70 — для начальных школ и 29 — для неполных средних. Построено три новых школы: Кузьминская, Сорочковская и при лесозаводе «Красный Профинтерн». Число арендуемых зданий уменьшилось с 88 до 9.

Районный исполнительный комитет вел работу за семилетнее обучение как в горо­де, так и в деревне. Вновь была открыта неполная средняя школа в Ведрове, Мордвиновская неполная средняя школа реорганизована в среднюю, открыты начальные школы в некотрых пунктах района, как-то: Ухытнгирь (химзавод), Соколове, Шурме (Пелеговский сельский совет), Шипулинская. Построены новые средние школы в Мостовском, Стелецком, Обжерихинском, Махловском сельских районах, Токаревская начальная школа.

Образование в годы Великой Отечественной войны

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Сказалось это и на народ­ном образовании. Один за другим учителя покидают школу, уходя на фронт. Среди них была и женщина — Вера Михайловна Одинцова. Вслед за учителями уходят выпускники школ.

Вот как об этом вспоминает выпускник средней школы № 2 Александр Семено­вич Марков:

«3 января 1943 года подошла и наша очередь, хотя было нам тогда по 17 лет. Вошли мы последний раз в опустевшую на каникулы школу, «присели на дорожку» за свои парты, а утром колонной по главной Советской улице, через Базарную площадь, ми­мо женщин и старух, глядевших на нас, вытиравших концами шалей слезы, двинулись по Кинешемской дороге. Земляки провожали нас горестными взорами, плохо походи­ли мы на стойких и отважных защитников Родины. Из школьных товарищей, кто шли со мной в строю, осталось трое».

Чтобы вы и делали, живые,

Помните, довольные судьбой:

Мы в долгу перед ними —

Кто Россию защищал, пожертвовав собой!

Эти строки принадлежат А. Волкову.

В годы войны погибло 12 юрьевецких учителей. Из них три директора школы: Ле­бедев Александр Александрович — директор Обжерихинской школы, Левит Михаил Яковлевич — директор Новлевского детского дома, Соловьев Иван Яковлевич — ди­ректор Амбросовской неполной средней школы.

Несмотря на тяжелейшие условия военного времени, все дети школьного возраста учились. Повсеместно принимались необходимые меры по устройству детей, остав­шихся без родителей. Один за другим в районе открываются детские дома. Для приез­жих детей, эвакуированных из фронтовых очагов в глубь страны, создавались нор­мальные условия для жизни и воспитания. Детские дома приходилось организовы­вать в срочном порядке, так как волна сиротства неумолимо росла.

Юрьевецкий район принимает детей из Ленинграда, Витебска, Минска, Смолен­ска, Петрозаводска. Для них были открыты детские дома в Мордвинове и Завражье, Валовский, Новленский и Мостовский. В них воспитывалось более 500 детей-сирот.

«…В 1942 году прибыли дети блокадного Ленинграда. Это были не просто дети, потерявшие своих родителей, это был 93-й детский дом. Их разместили в деревне Мордвинове, а детдом так и стал называться «Мордвиновским». Нелегко бы­ло, но постепенно работа налаживалась. В деле воспитания нам оказывали помощь шефы. Шефами были офицеры-военнопленные лагеря Михайлово. Они нам помога­ли в ремонте здания, изготовлении игрушек. Среди пленных были немцы, румыны, итальянцы. И было много образованных, талантливых людей. На детей стали дейст­вовать средствами искусства (с комментариями), мы стали водить детей на концерты классической/музыки к пленным. На сцене пели: виолончель и скрипка, да так вирту­озно, что дух захватывало и у детей, и у взрослых. Но вскоре лагерь военнопленных расформировали… А на их место приехал учебный полк нашей армии. Мы тут же отправились к офицерам, чтобы они взяли шефство над детским домом. Встреча принесла успех. Стали проводить настоящие военные игры, под их руководством строились укрепления… Возник спаянный коллектив взрослых и детей».

Вот как об этом вспоминает заведующая Мордвинского детского дома Вера Ива­новна Мусатова:

Миновали грозные годы войны. И понемногу расформировываются детские дома. А дети-сироты, которым некуда выехать, переводятся во вновь организованный дет­ский дом в г. Юрьевце. Это было в августе 1948 года. Детский дом был размещен в зда­нии средней школы № 2 (временно пустовавшем помещении по причине закрытия Школы юнг).

Первым директором был назначен Василий Яковлевич Егоров. В августе 1948 го­да прибыло 96 детей из детских домов области: Кохомского, Щербаковского, Нерльского, Шуйского, Ивановского, Сокольского, Воловского, Мордвиновского, Мостовского. Состав прибывших детей был разновозрастным: от 1935 до 1941 года рождения.

Они познали горе и лишения, сиротство в военных условиях.

Вспоминает Вера Алексеевна Ометова, проработавшая в Юрьевецком детском до­ме со дня его основания до закрытия: «С первых же дней пребывания дети стали сбе­гать поодиночке и группами, постоянно раздавались звонки то из милиции, то из дет­домов, где они раньше жили, с просьбой прибыть и забрать «своих детей». В бегах по всей стране ежегодно бывало по 5-7 человек. Их снимали с поездов, помещали в дет­ские приемники и снова привозили к нам.

С прибытием нового директора Марии Георгиевны Евдокимовой, переведенной из Завражского детского дома, человека с большим опытом, властного, строгого, нача­лось преобразование нашего дома.

Сама она жила при детском доме, поэтому находилась круглосуточно «на посту». От воспитателей потребовала отдавать работе столько времени, сколько требуется, чтобы переломить ситуацию к лучшему. Ежедневно мы должны были присутствовать на уроках, где учились наши дети, а учились они в трех школах с 1 по 5 классы. Это было необходимо, т. к. учителя отказывались учить наших детей. С приходом Марии Георгиевны значительно улучшились дисциплина и порядок в детском доме, посте­пенно, стали работать кружки: хоровой, танцевальный, кукольный, швейный, столяр­ный. К нам пришли очень авторитетные руководители хорового и танцевального кружков супруги Гладковы — Александр Семенович и Мария Ивановна. Несмотря на то, что они были очень строгими, но детей наших любили, и дети полюбили их.

Вскоре наши дети стали приглашаться на вечера в школы, были постоянными уча­стниками смотров, олимпиад, где занимали призовые места.

В 1952 году в детский дом привезли 39 детей 1940-1942 годов рождения из Орлов­ской области. Большинство из них закончили только один класс. Дети запущенные — озлобленные, у большинства не было родителей: дети потеряли их во время оккупа­ции, а у некоторых на глазах их расстреляли немцы.

Мы вынуждены были открыть свой класс, переоборудовав столярную мастерскую, учительницей была назначена Барякина Диана Павловна. В выборе директор не ошибся.

Позднее в детский дом стали поступать дети из семей нашего района: Строев Ва­лентин, Канашин Юрий, Гоглев Александр, Шабалин Павел, сестры Бодуновы Нина и Надя, сестры Беловы Галина и Валентина.

С помощью облоно в районе был организован летний отдых детей, Выделено ста­ринное здание в деревне Петровки, правда, очень запущенное, пришлось своими сила­ми произвести ремонт.

В 1959 году детский дом был закрыт. Воспитанников детского дома распределили по другим, многие поступили в техникумы, ФЗУ.

В годы Великой Отечественной войны в наш район были переселены многие семьи крымских татар и немцев Поволжья. Взрослое население немцев, татар работало на лесозаготовках и сплаве леса по рекам — Унже, Желвате, Волге.

Дети школьного возраста учились в школах. И при большом количестве детей для них организовывались в районе спецшколы и спецклассы. Так, например, самостоя­тельные школы немцев были организованы в поселках Софронова Пашня, Летняя ба­за, Курдюм, был создан филиал при Ведровской неполной средней школе, где обуча­лось 65 немцев. В 1946-1947 учебном году училось 285 немецких детей и 35 татар. По­степенно количество детей-татар в школах увеличивалось, и в 1953-1954 учебном го­ду достигло 75.

Немецкие дети отличались особой усидчивостью, работоспособностью, чего недо­ставало детям-татарам. Как взрослые, так и дети-переселенцы вместе с населением на­шего района переживали трудности военного времени. В школах работали наряду с русскими учителями немцы, татары. В школах немцев встречались фамилии Кеплинг Мария Фридриховна, Дирксен Мария Корнеевна и др.» (из воспоминаний инспекто­ра районо Веры Евгеньевны Воскресенской).

Переселенцы — немцы Поволжья — на территории района появились в 1930 году. Ими на островах Волги площадью 300 га создается совхоз «Маяк» овощеводческого направления. О прибытии немцев и их размещении свидетельствуют протоколы засе­даний Президиума исполкома и приказа об обучении детей немцев. Так, на заседании Президиума Юрьевецкого райисполкома под председательством Каменцева 13 апре­ля 1932 года слушался вопрос о культурном обслуживании нацменьшинств в районе и было предложено Роно, хозяйственным организациям учесть имеющиеся в районе нацменьшинства и в местах их большего скопления организовать культмассовую ра­боту, а Огизу и Роно обеспечить завоз соответствующей национальностям литерату­ры на их родном языке.

Здесь же было принято к сведению сообщение Роно, что в 1931 году на заводе «Красный Профинтерн» обучено 11 неграмотных татар и 17 малограмотных, и что немцы-лесорубы снабжены книгами и газетами на их родном языке.

На заседании было предложено Роно составить конкретный план культмассовой работой среди немцев в районе.

Распоряжением от 29.05.1933 г. заведующего Юрьевецким Роно Ивана Сергеевича Подогова, Виттенбек Готмб Готмебович назначается ликвидатором неграмотности сре­ди немцев Поволжья, работающих в совхозе «Маяк». На него также возлагаются обязанности по выявлению и учету детей школьного возраста и решению всех организаци­онных вопросов, связанных с открытием школы немцев с будущего учебного года.

В 1943 году Союзом польских патриотов в Юрьевец были направлены семьи поль­ских антифашистов. Глубокой осенью они прибыли в город на барже и были размеще­ны в поселке Новая Слободка Юрьевецкого района.

Так как со взрослыми приехали дети школьного возраста, встал вопрос об их обучении. Областное правление Союза польских патриотов обратилось в Облисполком с ходатайст­вом об открытии школы-интерната для 120 польских детей в поселке Новая Слободка.

Для этого в Новой Слободке было выделено бывшее здание школы ФЗО № 8. Ди­ректором школы-интерната назначена полячка Мария Казимировна Касспор.

Война сказалась и на учебных и внешкольных учреждениях: в 1942 году закрывает­ся школа глухонемых, Дом пионеров, в нем размещаются прибывшие эвакуированные из Москвы. В 1944 году они возвращаются в Москву, а здание под спальный корпус за­нимает открывающаяся школа юнг. В средней школе № 1 размещается госпиталь.

К концу 1942 года в средних и неполных средних школах вводится должность вое­нрука, для девушек 8-9 классов вводится по 3 часа в неделю спецподготовка телегра­фисток и морзисток.

В Мордвинской и Обжерихинской школах готовят девушек-сандружинниц.

В 1943 году в 5-10 классах проходит разделение на классы мальчиков и девочек.

Для переростков 12-15 лет, не окончивших четырех классов, развернуты дополни­тельные классы при неполной средней и средней школах города.

Школа-интернат юнг

Во многих городах и рабочих поселках стали функционировать школы рабочей мо­лодежи, а с 1944-го — школы сельской молодежи. В 1944-1945 учебном году открыва­ется школа юнг как школа рабочей молодежи в составе Юрьевецкой средней школы № 2 с 5 классом, где обучается 40 учащихся. Занятия в школе начинались с 1 ноября и заканчивались 1 мая. Юнги приходили в класс после навигации и покидали его, ког­да суда уходили в рейс. Это свидетельствует о том, что школа юнг готовила массовые кадры плавсостава. В 1945-1946 уч. году школа юнг была переведена в разряд семилет­них с самостоятельными зданиями школы и интерната. В интернате проживали дети судоремонтного завода имени Жданова. Возглавлял интернат Николай Сергеевич Шапошников, воспитателями работали Николай Иванович Вотяков, Илья Иванович Иванов, Алексей Яковлевич Пономарев и другие.

Шапошников Николай Сергеевич - директор интерната Юнг
Шапошников Николай Сергеевич —
директор школы интерната юнг

Для учебных целей использовались здания, расположенные в пер. Борьбы и на ул. Ленина (ныне эти здания заняты под школу-интернат). Директором школы юнг снача­ла был Николай Петрович Соколов, а с 1947 года — Николай Николаевич Свирский.

Своими воспоминаниями делится Илья Иванович Иванов: «Воспитанники интер­ната, в основном, были дисциплинированными, учились добросовестно. Получали бесплатно питание, бесплатную форменную речную одежду — бушлат, бескозырку с ленточкой «Школа юнг», костюм речника, обувь и др. Режим дня у воспитанников был строгий, приближенный к уставному полувоенному: подъем, уборка, утренний туалет, завтрак, школьные занятия, обед, подготовка уроков, классные занятия, стро­евая подготовка, вечерняя проверка, отбой. Проводилась вечерняя прогулка — марши­ровка строевым шагом по Советской улице перед отбоем».

Соколов Николай Петрович - директор школы юнг в Юрьевце
Соколов Николай Петрович — директор школы юнг с 30.08.46 по 30.09.47

В 1948 году школа юнг была закрыта.

Во время войны были введены обязательное обучение с семилетнего возраста и ныне существующая пятибалльная система оценок. С 1944-1945 уч. года в средних школах стали проводить выпускные экзамены на аттестат зрелости. Лучшие ученики награждались серебряными и золотыми медалями. Одним из первых получил золо­тую медаль выпускник средней школы № 1 Анатолий Винокуров.

Весь груз учебно-воспитательного процесса несли учителя-тыловики. Учителя сель­ских школ занимались заготовкой дров, вместе с учениками трудились на уборке урожая.

В 1944 году районный Совет ходатайствует о награждении учителей значком «От­личник народного образования». Среди них: Троицкий Б. А. — заведующий Лазаревской начальной школой, Троицкая Л. А. — учительница начальной школы, Полетаев А. М. — заведующий Кошкинской начальной школы, Полетаева — учительница на­чальной школы, Миронов В. А. — заведующий Содомовской начальной школой, Ми­ронова — учительница,.Смирнова Т. В. — учительница Костяевской начальной шко­лой, Ломизов А. Ф. — завуч, учитель русского языка и литературы Ново-Слободской средней школы, Потехина А. Я. — учительница средней школы № 2, Никитина А. С. — учительница русского языка и литературы средней школы № 1, Черкасская М. Н. — учительница немецкого языка средней школы № 1, Дружинина А. В. — учительница немецкого языка Столпинской школы, Воздвижинский С. А. — директор Нежитинской неполной средней школы, Левин Б. 3. — директор Валовского детского дома.

В 1945 году из отдела образования выводятся все культурно-просветительные учреждения: клубы, театры, кино, библиотеки, избы-читальни — и передаются во вновь организованный отдел культуры.

Большая нагрузка на школы в послевоенное время

После окончания войны учителя, оставшиеся в живых, снова возвращаются к сво­им ученикам, прибывает новое пополнение учителей — в основном начальных классов и на должность военруков: Лев Васильевич и Валентин Васильевич Булыгины, Вла­димир Павлович Корнилов, Антонина Ивановна Ипатова, Вера Ивановна Афанасье­ва (Мусатова) и многие другие. В школьные классы пришло 66 новых учителей, а на основании приказов по отделу образования покинули школу 67 человек.

Основываясь на приказах Министра просвещения РСФСР «Об итогах работы школ РСФСР в 1947-1948 учебном году и очередных задачах на 1948-1949 учебный год» и «О состоянии народного образования в Ивановской области», решениями Областного съезда учителей в 1948 году и районных учительских совещаний, решались задачи:

— исполнения закона о всеобщем обязательном обучении,

— перестройки преподавания естественных наук на основе Мичуринского учения

— нового высшего этапа в развитии материалистической биологии,

— борьбы с антигосударственной и антипедагогической практикой — либерализа­цией в оценке знаний учащихся, формализмом преподавания — за более высокую эф­фективность учебно-воспитательного процесса, за полную и высокую успеваемость учащихся,

— повышения роли и ответственности руководителей в руководстве учащимися, изучении их индивидуальных особенностей, осуществлении контроля за поведением и успеваемостью, бытом своих воспитанников, установления тесной связи с семьей учащихся и постановки педагогической пропаганды,

— повышалась требовательность к работникам школ в отношении трудовой дис­циплины.

Школы к учебному году были готовы. В Мордвинове вводится в эксплуатацию но­вая школа. Из-за перегруженности в две смены работают в городе три средние, семилет­няя школа и Слободская начальная, на селе — четыре семилетние и восемь начальных.

В третью смену работают Юрьевецкая школа рабочей молодежи и Завражная шко­ла сельской молодежи.

Большую помощь в подготовке школ к новому учебному году оказал районный воскресник, проведенный 4 июня 1948 года. На воскреснике в городе работало 22 ма­шины и 12 лошадей, что позволило пополнить годовую потребность школ в топливе.

Значительно повысился библиотечный фонд. Многие школы пополняют свои биб­лиотеки путем сбора с учащихся (дар школе). Тем не менее некоторые школы имели фонд не более 30 книг. Так, в библиотеке Дорковской начальной школы имелось лишь 25 книжек. Завшколой В. В. Чистов из отдельных вырезок «Пионерской правды» лич­но составляет небольшие книжечки на определенные темы.

Сеть школ по сравнению с предыдущим годом сократилась. По приказам Минис­терства Речного флота и Министерства Просвещения ликвидирована семилетняя школа Юнг речного флота, а начальная школа для детей спецпереселенцев в пос. Курдюм была реорганизована в филиал при Мужичковской начальной школе. В районе функционирует 85 школ.

 ГородСелоВсего
Начальных35962
Семилетних11617
Средних33
Школ рабочей молодежи112
Вспомогательных (для умственно отсталых детей)11
ИТОГО87785
 Открыто классов
ПредусматривалосьФактически
1-4 класс287 291
5-7 класс95 97
8-10 класс9 10
ИТОГО291 398

В первом полугодии 1948 года проведено сокращение классов. В Мордвиновской сельской школе сокращен один третий класс, в Юрьевецкой средней школе № 1 — один четвертый.

В ряде школ были организованы занятия с группами переростков, отсеявшихся из школ в прошлые годы. В Юрьевецкой начальной школе № 2 с двадцатью учащимися, Смотринской — с восемью, Вознесенской — с шестью, Покровской — с семью, Огарковской — с восемью.

Учителя занимались с этими группами, кроме Юрьевецкой школы, в порядке об­щественной нагрузки.

Остро нуждающимся детям оказывалась материальная помощь, райсобес оказал значительную помощь детям-сиротам и детям инвалидов Великой Отечественной войны (202 случая на 31900 рублей).

В ряде сельских школ создан фонд всеобуча. Так, в Обжерихинской сельской шко­ле в фонд всеобуча поступило 3 пары валенных сапог, 100 кг ржи, шерсти на 2 пары сапог, мануфактуры на пальто, 180 рублей деньгами.

В Борисоглебской школе из фонда всеобуча выдано 10 пар валенных сапог. Морд- виновская сельская школа выделила 200 рублей в помощь сиротам Тарасовым.

Городские школы также приступили к созданию фонда всеобуча путем сбора средств от платных спектаклей, устраиваемых местными драмкружками.

Горячие завтраки выдаются лишь в Дорковской начальной школе за счет продук­тов со школьного огорода. Чайные буфеты с ограниченным набором продуктов пита­ния (масло, сахар) по ресторанным ценам были лишь в городских школах. В сельских школах буфеты — редкое явление.

Среди директоров школ и 474 учителей района высшее образование имеют 42 че­ловека, неполное высшее — 62, учатся заочно — 70, у остальных, кроме 6 человек, — среднее специальное образование.

В свое время педагогическим кабинетом совместно с районным комитетом Союза учителей в глухие уголки района было направлено 6 передвижек, скомплектованных из новейшей художественной, политической и педагогической литературы. Один раз в месяц в районном центре проводился «день учителя».

В основу работы по контролю был положен приказ Министра просвещения РСФСР от 7 июня 1947 г. № 338 «Об улучшении контроля за работой учителя». (Из отчета о работе школ Юрьевецкого района в 1948 году).

С 1949 года стало осуществляться всеобщее семилетнее образование. В 50-е годы возник новый тип школ с группой продленного дня. В 1954-1955 гг. в 1-4 классах вво­дились уроки труда, в 5-7 классах — практические занятия в мастерских на учебно­опытных участках, в 8-10 классах — различные трудовые практикумы.

С 1954 года стали повсеместно создаваться ученические производственные брига­ды, согласно закону о школе в стране (1968 г.) вводилось всеобщее обязательное вось­милетнее образование.

15 февраля 1959 года ЦК КПСС и Совмин СССР приняли Постановление «Об орга­низации школ с продленным днем». В 1962-1963 учебном году в районе 221 учащийся на селе оставался в группе продленного дня. Вот как об этом пишет Л. Кусакина — воспита­тель «продленки» восьмилетней школы № 4. «Все чаще школы и группы продленного дня называют полуинтернатными учреждениями и, наверное, правильно ведь ребята находятся в школе не только во время учебного процесса, а в течение всего дня. Третий год наша школа является школой продленного дня. Для того, чтобы избежать нагрузки учеб­ной деятельности во внеурочное время, снять однообразие, утомляемость детей, в режи­ме продленного дня значительная часть времени школьников отводится занятиям по ин­тересам… Большую помощь мы получаем от районного дома пионеров и клуба льнофабрики, наши ребята посещают кружки: судомоделирования, радиотехнический, фотокру­жок, шахматный, танцевальный, мягкой игрушки и духовых инструментов».

Одной из первых групп продленного дня была открыта при Юрьевецкой льнопря­дильной фабрике, ее посещали дети, родители которых работали на этом предприятии. Воспитателем была Валентина Васильевна Галанина, которая по-матерински от­носилась ко всем воспитанникам.

В целях укрепления материальной базы школ министерством и ведомствами пред­полагалось создать учебные цеха, пролеты и участки для трудового обучения школь­ников: выделить для школьных и внешкольных занятий учебно-производственные мастерские, станки, инструменты и материалы.

Для учащихся средней школы № 1 были выделены станки на Юрьевецкой льнофабрике, машины в райпромкомбинате, автотранспортное предприятие выделило цех для подготовки шоферов. В Елнатской средней школе закладывается база сельскохо­зяйственного профиля.

Третий этап развития советской школы относится к 60-70-м годам. Он характери­зуется всеобщим обязательным средним образованием. Появились школы с углублен­ным изучением иностранных языков. Было признано неоправданным и ошибочным размежевание сфер деятельности партийных, советских, комсомольских и профсоюз­ных органов в народном образовании. Не оправданным следует считать создание рай­онных отделов народного образования Юрьевецкого промышленного и Пучежского сельскохозяйственного.

В Юрьевецкий промышленный отдел народного образования входили все школы городов Юрьевца, Пучежа, в Пучежский отдел народного образования — все сельские школы Пучежского и Юрьевецкого районов.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы общеобразовательной школы» (1966 год) в практику вводились новые учебные планы, программы и учебники. Систематический курс ос­нов наук стал преподаваться с 4-го класса, что внесло серьезные изменения в структу­ру и содержание работы школы: начальное звено — 1-3 классы, неполное среднее — 4- 8 классы, старшие — 9-10-11 классы. В 8 классе стали проводиться факультативные занятия по выбору учащихся. Во многих школах было организовано обучение уча­щихся автоделу и работе на тракторе.

В штатах средних школ введена должность организатора внеклассной работы. Поста­новлением 1972 года «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию моло­дежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» было предложено завершить к 1975 году введение новых учебных планов и программ по всем школьным курсам, обо­рудовать во всех школах необходимое количество учебных кабинетов. Одной из первых школ перешла на кабинетную систему обучения Жуковская восьмилетняя, ряд кабинетов было оборудовано в средней школе № 2 — автодела (Парфенов В. С.), иностранного язы­ка (Годнева 3. П.), в средней школе № 3 — русского языка и литературы (Лотова Г. В.).

Введена систематическая аттестация учителей, а также установлены звания «Стар­ший учитель», «Учитель-методист». Первыми в Юрьевецком районе ими стали Лемещук А. И., Кульпина Т. К., Пристова Г. И.

В образовательных школах в 1976-1977 уч. году работало 244 учителя и воспитате­ля. Все учителя гуманитарного и физико-математического преподавания имели выс­шее образование. В 1981-1982 уч. году в общеобразовательных школах обучалось 2987 юношей и девушек, в том числе в группе продленного дня — 990.

99,6% выпускников 8-х классов продолжали образование в средних учебных заве­дениях. Особое внимание обращается на трудовое воспитание учащихся, их профес­сиональную ориентацию. В декабре 1977 года ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитании учащихся общеобразовательных школ и подготовке к труду».

Улучшилось оснащение школ современными средствами обучения и воспитания. В средних и восьмилетних школах были созданы предметные кабинеты. Построены новые общеобразовательные школы: городская средняя школа № 3, Костяевская с ин­тернатом, Елнатская средняя школа с интернатом, Соболевская средняя школа. В этот период был завершен переход к обязательному всеобщему среднему образованию.

Новый, четвертый, этап в развитии школы начался с принятия реформы общеоб­разовательной и профессиональной школы. Средняя школа становится одиннадцати­летней. Обучение детей начинается на год раньше, то есть с шести лет. Начальная трехлетняя школа преобразуется в четырехлетнюю.

Четырехлетнее начальное образование принципиально отличается от существо­вавшего в 70-е годы. Если в трехлетней начальной школе 74% учебного плана занима­ли язык и математика, то в четырехлетней больше времени отводится на нравственное и трудовое воспитание.

Неполная средняя школа (5-9 классы) предусматривает изучение основ наук в те­чение пяти лет. По окончании девятого класса школьники получают неполное среднее образование и общетрудовую подготовку. Базовой школой для получения среднего образования становится не восьмилетка, а девятилетка.

Развитие дневных общеобразовательных школ (на начало учебного года) характеризуется следующими данными.

 1940-411960-611970-711980-811990-91
Школы8033292019
Учащихся131915739561729873061
В том числе в 8-9-10 (11) классах937 441 557 380 308

Всеобщее среднее образование осуществляется в учебно-воспитательных учрежде­ниях трех основных типов: средних общеобразовательных школах (дневных, вечер­них, заочных), средних профессионально-технических училищах и средних специаль­ных учебных заведениях (техникумах, училищах).

Быстрое развитие системы профессионально-технического образования в послед­ние годы «потеснило» старшие классы дневной средней общеобразовательной школы. Так, в 1984-1985 уч. году окончили восемь классов 323 ученика, поступили в девятый класс 198, что составило 61,3% (по Союзу — 65,1%). Выпускники восьмых классов средней школы обучаются в средних профессионально-технических училищах, как правило, три года, получая профессию и завершая всеобщее среднее образование.

В 1985 году председателем Исполкома райсовета Александром Николаевичем Го­голиным был дан анализ первых шагов претворения в жизнь школьной реформы. Александр Николаевич подчеркнул, что реформа коснулась решительно всех — от школы до районо, от сельского до районного Совета, от родительского комитета до ба­зового предприятия.

Проделана определенная работа по решению одной из главных задач реформ — ко­ренному улучшению постановки трудового обучения и воспитания учащихся. Не ме­нее важными задачами, выдвинутыми реформой школы, стало повышение качества преподавания. Среди учителей в числе лучших были отмечены Г. И. Пристова, А. И. Лемещук, 3. Д. Строева, Т. А. Тюрина.

И особенно затронут реформой вопрос обучения детей с шестилетнего возраста.

1984 год войдет в историю просвещения района введением обучения детей с шес­тилетнего возраста. Началось все с эксперимента в Елнатской школе, где за парту се­ли шестилетки. За этот эксперимент взялись учительница начальных классов Мария Юрьевна Кондратьева и воспитательница Валентина Федоровна Паренькова. Экспе­римент удался, и одна за другой школы района стали принимать шестилеток, создавая им условия, близкие к условиям детского сада. Группы шестилеток открывались на базе детского сада (средняя школа № 3) или в спецпомешениях в средней школе № 1 и восьмилетней школе № 4.

В 1987 году у шестилеток двух последних школ побывали руководители, методис­ты всех школ района, аппарат районо. Посетив уроки, внеклассные мероприятия, они пришли к единому мнению: обучение детей с шести лет оправданно. И сейчас ни у ко­го нет сомнения, что обучение детей с шести лет — вопрос решенный.

«Развитие народного образования в Юрьевецком уезде Костромской губернии» 2001 г.

Автор книги А.В. СИРОТИНА

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x