Жил когда-то в Юрьевце паренек. Как и любой из его сверстников, которые родились и выросли на берегах великой русской реки, умел отлично плавать, знал матросское дело, при случае брался за штурвал парохода.
Было у парнишки увлечение: он любил рисовать. И в 1922 году получил направление на учебу в высшее художественное училище. Но в тот год комсомол взял шефство над Военно-Морским Флотом молодой Советской республики. Это уже окончательно решило судьбу комсомольца Сережи Винокурова. Он поступил в Нижегородский речной техникум, стал инженером-путейцем, специалистом по углублению речных путей. И пошли мелькать вехи сложного, но интересного жизненного пути.
15 июля 1937 года. Участок канала Волга—Москва у шлюза №2 Сергей Павлович Винокуров вспоминал, каким видел это место впервые: болотина, вязкая глинистая почва… Тогда порой не верилось, что здесь потечет волжская вода. Но-она, как теперь очевидно всем, пришла! Огромное светлое чувство охватило тогда строителей канала. Под аплодисменты и крики ликования с Волги в Москву величественно плыл первый пароход «Клара Цеткин».
Год 1943-й. В войне с гитлеровской Германией наступил решающий перелом. Свой вклад в освобождение советской земли от захватчиков вносила и Днепровская военная, флотилия. Перед ней была поставлена задача помочь наступавшим войскам Первого и Второго Белорусских фронтов. Для этого ее следовало провести в реку Припять. Но путь туда был не только минирован, но и загроможден затонувшими судами, остатками взорванных мостов.
Старшего лейтенанта Винокурова назначили гидротехником специального восстановительного отряда. Однако, когда фарватер был расчищен, обстоятельства сложились так, что гидротехнику пришлось стать капитаном, взяться за штурвал одного из катеров, сопровождавших флотилию. И с новым заданием Винокуров справился успешно. Флотилия была благополучно проведена по Днепру, Припяти, Днепро-Бугскому каналу.
…С восхищением и глубоким почтением мы, земляки Сергея Павловича, осматриваем его квартиру на улице Ульянова в центре города Горького. Недавно Центральное телевидение вело отсюда репортаж. Здесь все интересно и необычно. Видим портреты русских адмиралов, фотографии судов и их прекрасно выполненные модели, репродукции картин, посвященных Волге и морю. На стене — имитация иллюминаторов, за которыми будто плещут волны.
Хозяин встретил нас, одетый в тельняшку и китель. И вовсе не-потому, что хотел поразить гостей. Просто он никогда не был сухо путным человеком.
Старый волгарь улыбнулся нам — открыто, от души. От его голубых, по-молодому зорких глаз побежали по загорелому, продубленному ветрами лицу лучики добрых морщинок. Очень точно передал впечатление от встречи с ним автор статьи в газете «Горьковский рабочий»: «Не знай я возраста Сергея Павловича, спросил бы, глядя на облегающую его грудь тельняшку: «Где вы сейчас плаваете?». А ведь и верно, Винокуров в большом плавании, в походе на легендарных кораблях, которые он, как добрый волшебник, воссоздает в миниатюре.,».
Да, все модели, которыми украшены стены квартиры Сергея Павловича, очень искусно сделаны им самим. Еще больше их в музеях Москвы, Ленинграда, Горького… Крейсеры «Аврора» и «Варяг», пароход «Св. Николай», на котором В. И. Ленин в 1897 году плыл по Енисею в Шушенское; пароход «Добрый» со страниц биографической повести Горького «В людях»; великолепный крылатый барк «Товарищ», первым пришедший к финишу на международных парусных гонках; суда, на которых плавали Гончаров и Новиков-Прибой…
Вся квартира Винокурова — своеобразный музей, посвященный Волге, Военно-Морскому Флоту, история судоходства в России. Тысячи фотографий волжских видов и самых разнообразных судов. В шкафу, рядом с книгами о флоте — множество любовно оформленных альбомов с надписями: «Русский Военно-Морской Флот за 300 лет», «Волга и волжское судоходство».
Вот почему сюда часто приходят за советом, консультацией, справкой. Двери квартиры-музея гостеприимно распахиваются перед пытливой молодежью. Здесь она листает страницы истории, знакомится с революционными традициями флота. Ведь Сергей Павлович не просто коллекционер. Он беседует с ребятами, приводит интересные цифры, факты. Юноши и девушки узнают о том, что за власть Советов в годы гражданской войны сражалось 200 тысяч моряков. По первой комсомольской мобилизации на фронт ушло 6500 комсомольцев. В годы Великой Отечественной войны более 400 комсомольцев — краснофлотцев было удостоено звания Героя Советского Союза.
Наставником молодежи предстает перед нами волгарь-пропагандист Винокуров и в своих заметках, которые часто появляются в областных горьковских газетах и в «Большой Волге» — органе парткома Волжского речного пароходства. Задумал он и книгу о Волге. В предисловии к ней 75-летний ветеран партии и комсомола пишет: «Сказать, что я люблю Волгу, это слишком мало. Я восторгался Волгой, изучал Волгу, рисовал Волгу, пел про Волгу, писал о Волге, работал на Волге и ношу якорь на фуражке со школьных лет…»
Л. ПОЛЯКОВА. Газета «Волга» 23 декабря 1978 г. №153 (5774)