В прошлом году нашему земляку, бывшему генеральному директору Горьковского автозавода Ивану Ивановичу Киселеву исполнилось 80 лет. Юбиляра чествовали на его родном автозаводе, а газета «Автозаводец» напечатала о нем материалы на 1 и 2 полосах. Здесь читаем: «Официальной строкой протокола: «Новым директором в марте 1958 г. стал Иван Иванович Киселев, работавший до этого главным инженером. Герой Социалистического труда И. И. Киселев — ровесник Великого Октября, воспитанник предприятия. Он в 1937 г., после окончания автомеханического техникума, пришел на Горьковский автомобильный завод. Без отрыва от производства получил высшее техническое образование, прошел большой и трудный путь от рядового технолога до руководителя крупнейшего пред приятия советской индустрии. Под руководством И. И. Киселева осуществлялась реконструкция автогиганта, создавались новые производства расширялись и обновлялись передовой техникой старые корпуса и цехи, освоены более совершенные модели грузовых и легковых автомобилей. В июле 1971 г. И. И. Киселев назначается генеральным директором производственного объединения «ГАЗ».
В нашем городе юбилей И. И. Киселева то же был отмечен. На фасаде средней школы № 1 была прикреплена мемориальная доска, выполненная автозаводцами, где золотыми буквами вытеснено, что в средней школе № 1 учился генеральный директор ГАЗа Н. И. Киселев.
В начале октября прошлого года Иван Иванович приехал на родину, в Юрьевец, в котором он последний раз был в 1944 году. Это была поездка для души, и организовал ее неутомимый А. А. Смирнов. Иван Иванович в первую очередь посетил могилу отца на городском кладбище. Затем прошелся по школьным коридорам родной первой средней школы. С удовольствием побывал в гостях у старейшей учительницы Елизаветы Алексеевны Владимировой и друга детства В. Г. Перебойкина.
Мне давно хотелось познакомиться с Иваном Ивановичем Киселевым.
И вот эта встреча состоялась. Вот никогда бы не по думала, что ему уже восемьдесят. Передо мной был коренастый, крепкий человек с волевым и открытым лицом, с крепким рукопожатием. Даже не знай я, с кем разговариваю, я бы все равно сразу поняла, что передо мной — личность. Работа руководителя крупного предприятия наложила на него свой отпечаток. Но когда он улыбнулся своей располагающей улыбкой, мне стало легче преодолеть тот барьер величия этого человека, который я чувствовала до встречи.
«Вы ощущаете себя легендарной личностью?» — спросила его в день 80-летия журналистка «Автозаводца» Лада Козонина. Иван Иванович ответил:«Нет, конечно. Я нормальный, простой человек, у которого жизнь сложилась счастливо, но нелегко. Я за все благодарен судьбе».
Мне хотелось больше поговорить о Юрьевце, который И. И. Киселев покинул 53 года назад.
Первый вопрос, который я задала ему: как за пятьдесят лет изменился город? Он ответил, что город не очень изменился, изменились люди, «крашеные доски терпят, а вот люди стареют. Очень изменилась школа, сейчас все кажется не таким, как было в детстве».
От дома, что почти на Барановском въезде до средней первой, где он учился рукой подать. Ах, какие замечательные тогда были учителя! Особенно запомнилась первая учительница Анна Алексеевна. Это были сильные, хорошо подготовленные учителя и знания соответственно давали прекрасные. Несмотря на хорошие успехи в учебе, в шестой класс его не приняли — родители были кустарями — шили картузы, шапки. И пришлось Ивану вместе с другими такими же детьми ходить в школу через Волгу в Завражье. Через два года снова попросились в свою школу и были приняты в восьмой класс. В 1932 году школу закончил и по приглашению брата приехал в Горький, где стал учиться в техникуме при Горьковском автозаводе. И с того времени вся его жизнь — это ГАЗ.
Здесь в Горьком и любовь свою нашел, дочь и сына вырастили, трое внуков родилось. Рассказывая о своих увлечениях, Иван Иванович обязательно вспомнит школьный духовой оркестр, где он играл на трубе. И своего наставника Георгия Захаровича, который учил мальчишек играть на духовых инструментах.
Как я уже написала, Иван Иванович, несмотря на то, что он ровесник Октября, прекрасно выглядит. На это он ответил мне: «Всю жизнь я дружен со спортом. Пока работал, ни разу не пропустил занятий лечебной гимнастикой на тренажерах. Я до сих пор частый гость в спорткомплексе».
А когда зашел разговор о юрьевчанах, работавших на ГАЗе, все оживились. Б. А. Владимиров привел такой факт, что треть начальников цехов, лабораторий — выпускники средней школы № 1 нашего города. Это и их руками делались отечественные автомобили «Победа», «ГАЗ-51». И соответственно родилась мысль: собрать материал о всех юрьевчанах, работавших в разное время и работающих на ГАЗе. Сейчас этим заняты Борис Алексеевич, Иван Иванович н Алексей Аркадьевич. Они будут рады, если многие юрьевчане сами откликнутся и расскажут о себе.
Т.Терешина, газета «Волга», 1998 г.