Ансамбль Входо-Иерусалимского собора состоит из зданий двух соборов и колокольни. Старый (зимний) Входо-Иерусалимский собор был построен в 1733 году. Его архитектура восходит к простым и величественным формам старинного посадского храма. К двухсветному кубу, увенчанному пятью главами на четырехскатной кровле, примыкает с востока круглая абсида (алтарный выступ), а с запада — невысокая, продолговатая трапезная, соединявшаяся прежде с колокольней (не сохранилась). В настоящее время купола утрачены, но барабаны глав с узкими световыми проемами отличаются стройностью и изяществом. Со вкусом выполнена наружная отделка стен: лепные наличники окон, аркатурный фриз, повторяющийся на всех объемах сооружения, вплоть до барабанов. Карнизы выложены поребриком из кирпича. По краям крыши — узкое кружево металлических просечных подзоров, в окнах — кованые решетки. Внутри храма частично сохранилась роспись.
Рядом, чуть севернее, стоит летний (новый) Входо-Иерусалимский собор, построенный на сто лет позднее, в стиле русского классицизма. Автором проекта был костромской губернский архитектор П. И. Фурсов. Талантливый ученик знаменитого петербургского зодчего В. П. Старова, он вскоре после окончания Академии художеств был за вольномыслие выслан из столицы в Кострому.
Сооруженные Петром Ивановичем Фурсовым в Костроме здания пожарной каланчи и гауптвахты признаны шедеврами русской архитектурной классики. Одновременно с этими сооружениями зодчий в 1825 году закончил проект собора в Юрьевце, стилистически очень близкий к ним. Постройка нового (летнего) Входо-Иерусалимского собора была завершена в 1833 году.
Величавый облик ему придает обращенный на юг, к старому собору, четырех — колонный портик главного входа, повторенный в разных вариантах (колонны, полуколонны и пилястры) с каждой из сторон квадратного в плане здания. Четырехскатная кубовастая кровля, похожая на опрокинутую чашу, была увенчана крошечной золотой главкой на четырехгранном барабанчике. Большие окна обрамлены широкими, разделенными на квадраты наличниками, украшенными в их верхней полукруглой части лепным листком аканта. Несмотря на культовое значение, здание поражает светскостью и какой-то особенной жизнерадостностью архитектуры.
Соборный ансамбль был завершен строительством в 1840 году колокольни, стоящей отдельно, чуть южнее старого собора. Она построена в стиле классицизма с элементами более раннего барокко и по своей архитектуре перекликается с новым собором, как бы составляя его высотную часть.
Пять ярусов колокольни, стремительно убывая в объеме, словно взмывают вверх. С массивными портиками нижнего яруса динамично контрастируют молниеобразные линии «рваного» фронтона. На каждом ярусе — свое расположение колонн, своя форма фронтона, то треугольного, то лучковидного. Четверик на четверике, резко утончаясь после мощного первого яруса, завершаются небольшой ротондой с круглым сводом. На нем барабан с башенкой и высоким шпилем с крестом. Общая высота сооружения — около 70 метров.
Неизвестному зодчему (возможно, автором был сам Фурсов) вполне удался замысел сделать колокольню главного городского храма архитектурной доминантой, центром всей панорамы Юрьевца. Возвышаясь над застройкой, она спорит своей высотой с самими окрестными горами, а по архитектуре заслуженно считается одной из самых стройных и красивых на Волге.
К соборному ансамблю примыкает расположенная неподалеку, к северу от него, Рождественская церковь. Построенная пленными французами в 1815 году, она является архитектурным памятником в честь победы над Наполеоном в Отечественную войну 1812 года.
Альманах «Юрьевец», 2001 г. 44 стр