Так считает учительница средней школы № 1 Ирина Павловна Мокеева.
Когда учишься в школе, кажется, что время идет медленно. А ведь, наверно, всем молодым, юным хочется стать взрослыми, самостоятельными. И, только прожив несколько десятков лет, с замиранием сердца вспоминаешь эти чудесные, беззаботные, счастливые школьные годы.
Я пошла в первый класс средней школы № 1 в 1964 году. Моей первой учительницей была Овчинникова Роза Васильевна. К сожалению, о первом дне в школе остались какие-то смутные воспоминания: волнение, много незнакомых лиц, кругом все бело — это пышные банты, фартуки у девочек. А вот об уроках в начальных классах помню главное: тишина, спокойный ровный голос Розы Васильевны, ее добрые глаза. Кажется, я до сих пор чувствую прикосновение ее теплых мягких рук.
С классным руководителем нам тоже повезло. Галина Ивановна Пристова казалась нам самой красивой, доброй, умной учительницей. Уроки английского языка она у нас вела еще в начальных классах (тогда это было большой редкостью). Став классным руководителем, она действительно руководила нами. Сколько интересного осталось в памяти: игра «Зарница», шефство над обелиском воинам, умершим от ран в госпитале, который находился в нашей школе в годы Великой Отечественной войны. Поиск их родственников и переписка, различные конкурсы, соревнования. Особенно запомнились Новогодние маскарады.
В них участвовали только старшеклассники. И когда нам, старшеклассникам поручили подготовить костюмы и выступление по литературному произведению, мы были очень рады. А где взять костюмы? У кого только мы не искали. В конце концов на помощь пришла мама нашего одноклассника Андрея Козлова. Как загорелись наши глаза, когда она открыла перед нами старинный сундук, в котором хранились нарядные платья ее бабушки! Такие нам приходилось видеть только в музее. Поэтому на балу «дамы» «фамусовского» общества из 7-а класса блистали в настоящих бальных платьях.
Уроки русского языка и литературы вели разные учителя. Сначала С. Б. Таланова, В. А. Родина, а затем Г. М. Дивилова. Читать приходилось много, так как на литературе шло углубленное изучение произведений. Сейчас, с точки зрения взрослого человека, я думаю о том, как же сложно было, наверно, вложить в наши умы нужное мнение о том или ином литературном герое, его поступках.
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что одним из самых любимых уроков в нашем классе была математика. Валентина Константиновна Рощина до сих пор помнит, что каждый урок был уроком-соревнованием: кто же выполнит задание быстрее, точнее, кто больше успеет решить примеров, задач, уравнений за определенное время. Поэтому никогда не было проблемы с участием в районных математических олимпиадах.
Говорят, что каждый человек сам выбирает свой жизненный путь. Но, думаю, что на этот выбор большое влияние оказывает и то, с кем человек общается, какие люди окружают его в школьные годы. А главное — его учителя. Мне странно бывает слышать от некоторых людей, что они не могут вспомнить добрым словом ни школу, ни учителей. Я же благодарна судьбе за то, что моими замечательными наставниками были Р. В. Овчинникова, Г. И. Пристова, В. К. Рощина, Г. М. Дивилова, В. М. Макарова, Г. А. Воронкова, Н. Н. Рытова, Т. К. Кульпина. Поэтому и профессию я выбрала универсальную, в которой пригодились знания по всем школьным предметам. Это профессия учителя начальных классов. Сейчас у меня за плечами 25 лет педагогического стажа. И я, как учитель, состоялась благодаря каждому из моих дорогих учителей.
Почти 20 лет я работаю учителем начальных классов средней школы № 1. До этого была и воспитателем, и методистом, и организатором внеклассной работы, и корреспондентом. И, только придя в родную школу учителем, я поняла, что здесь мое место.
За время работы в школе сменилось несколько директоров. Но всегда вспоминаю с уважением Павлову А. М. Это человек, который постоянно жил новыми идеями, планами, готовый в любую минуту поддержать все творческие начинания. Когда я готовилась принять своих первых шестилеток, мы вместе придумали для них единую форму, отличную от традиционной. Родители нас поддержали.
Сейчас обучение по программе четырехлетней начальной школы стало обычным делом. Но начинать что-то новое всегда и интересно, и страшновато. Казалось, что, играя на уроке, дети никогда не научатся читать, писать, считать. Необычным для нас учителей было и безотметочное обучение в первом классе. Дома комната напоминала художественную мастерскую: кругом тушь, краски, картинки, клей.
Я поняла, что такая система обучения приносит удовольствие и ученикам, и учителю. В игре ребенок чувствует себя свободнее, легче усваивает устный материал. А отметки не самый главный результат работы ребенка. Главное — его чувство уверенности и свободы, когда он стремится выйти к доске не за отметкой, а для того, чтобы пополнить свои знания, разобраться в трудном материале вместе с учителем и одноклассниками.
А мне, как учителю, уверенности в своих силах придавала поддержка со стороны администрации школы, районного отдела народного образования, особенно Сиротиной А. В. Она тогда занималась вопросами обучения шестилеток: в нашей школе проводила семинары, организовывала открытые уроки для учителей района. И никогда от Александры Васильевны я не слышала резкого слова, нетактичного замечания.
Так случилось, что Александра Васильевна повлияла и на мое решение участвовать в конкурсе «Учитель года — 97», который проводился впервые, и на решение аттестоваться на высшую квалификационную категорию. И я ей очень благодарна за чуткую поддержку.
Сейчас работать в школе стало и сложнее, и интереснее. Сложность заключается в том, что дети приходят более информированными. А это требует от учителя большей подготовленности, начитанности. Но вместе с тем учитель не ограничен рамками учебника. Может привлекать все свои способности, проявлять творческие способности. Наградой за это становится интерес в глазах учеников, их успехи.
Теперь мои «первопроходцы» успешно окончили школу. Многие учатся в ВУЗах. Я очень рада и за них. И за себя, конечно же.
А. В. СИРОТИНА, Т. М. ТЕРЕШИНА, «По тропам памяти людской», 2002 г., стр. 28
P.S. Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2009 года № 531 Ирине Павловне присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности и многолетний добросовестный труд.