Задорожье (Покров — Задорожье)
Стоит на возвышенном месте над оврагом. Территория вокруг храма и кладбища при нем обнесена оградой с воротами. Неподалеку находится небольшой рубленый жилой дом. На его фасадах в качестве угловых лопаток укреплены фрагменты фриза с несохранившегося дома 2-й пол. 19 в. — они выполнены в технике глухой резьбы, характерной для Среднего Поволжья. Храм построен из кирпича в 1830 г., фасады белились по обмазке. Пример приходского храма в формах позднего классицизма со своеобразной объемно-планировочной структурой.
Высокий двусветный четверик с портиками из полуколонн на боковых фасадах покрыт четырехгранной купольной кровлей с необычной главкой — тумбой в завершении. Сильно вытянутую апсиду с восточным полукружием фланкируют квадратные объемы дьяконника и жертвенника, ощутимо выступающие на северном и южном фасадах здания. С запада примыкает широкая трапезная с приделами, полуциркульные апсиды которых также выступают за линию фасадов четверика; западные углы приделов срезаны. Покрытия примыкающих объемов двускатные, над апсидами — слабо выпуклые купольные с маленькими главками. Стройная колокольня состоит из трех четвериков со срезанными углами (средний из них — полуярус) и восьмерика. Два верхних яруса прорезаны арками звона. Венчает колокольню высокий яйцевидный купол с люкарнами, на который поставлен цилиндрический барабанчик со шпилем.
Полуколонны портиков несут широкий фриз с триглифами, в тимпане их треугольных фронтонов сделаны пятигранные ниши-киоты. В портиках в два света расположены прямоугольные окна — очень высокие и узкие нижние и лежачие верхние. Наличники здесь простые рамочные, на других окнах они усложнены верхними филенками и подоконными консолями. Существенную роль в декоре играют рустованные поверхности стен жертвенника и дьяконника и лопаток трапезной. Нижние ярусы колокольни (до срезанных углов) тоже рустованы, причем ленточный руст переходит в веерный над арочными проемами четверика-основания и полуциркульными окнами полуяруса. Декор колокольни дополняют прямоугольные ниши различного размера, а также арочные ниши и фронтончики на срезанных углах. Арки всех ярусов и ниши на углах фланкированы пилястрами и колоннами, в арках — замковые камни, в завершении граней третьего яруса фронтоны.
В интерьере пространство четверика, квадратного в плане со срезанными углами, перекрыто подшивным потолком. Остальные помещения завершены цилиндрическими сводами с распалубками над проемами; в апсиде свод переходит в конху с распалубками.
Росписи скорее всего были выполнены в 60-80-е гг. 19 в. в технике клеевой живописи; во 2-й пол. 20 в. прописаны маслом с соблюдением первоначальной иконографии. Основным принципом живописной декорации стен является симметрично организованное и свободное расположение сцен и отдельных фигур. Состав сюжетов обычен для стенописей 2-й пол. 19 в. Характерно и отсутствие для этого времени выраженной иконографической программы. Стиль росписей близок к академизму с элементами провинциальной наивности. Колорит несколько разбеленный с использованием голубых, светло-зеленых, розовых и желтых тонов.
Главный трехъярусный, пятичиновый, каркасный иконостас, вероятно, одновременен росписям. Девять его осей (крайние оси завернуты на узкие скошенные восточные углы) отделены одна от другой витыми деревянными колонками, между которыми переброшены полуциркульные перемычки. Центральная ось выделена только царскими вратами и небольшим Распятием наверху. Остальные оси разделены на две части тонкими вертикальными тягами, отделяющими чиновые иконы. Тимпаны арок и постаменты колонок обильно украшены накладной псевдобарочной позолоченной резьбой. В целом, вся композиция иконостаса имеет грубоватоплоскостной характер.
В трапезной сохранились два симметрично расположенных двухъярусных придельных иконостаса кон. 19 в., украшенных пышной и несколько грубоватой резьбой.
Ограда с воротами возведена из кирпича во 2-й пол. 19 в., побелена по обмазке. Стоящие на цоколе столбы со скругленным верхом соединены пряслами ажурной кирпичной кладки (в виде двух рядов равноконечных крестов). На лицевых гранях столбов такие же кресты выложены в виде нишек. С трех сторон ограда имеет арочные ворота, не связанные композиционными осями со входами в храм. Их архитектура стилистически восходит к формам 17 в.
Главные западные ворота расположены южнее входа в колокольню и имеют развитую композицию. Широкую арку проезда фланкируют также арочные калитки с килевидным подвышением. Над средней аркой на квадратном постаменте с киотом в лицевой грани высится луковичная главка с крестом. По сторонам от нее — две тумбы, расположенные над устоями на стыке арок и завершенные крестами. Сохранились металлические створки ворот с тонкими прутьями и волютообразным рисунком в верхней части.
Южные ворота также трехчастные: крупная стенка — пилон с прорезанным в ней широким арочным проемом завершена щипцовым фронтоном с луковичной главкой над его фигурно разорванной вершиной. Фланги стенки утолщены в виде столбов, и от них к боковым устоям перекинуты арки калиток (с небольшим килем вверху). Столбы и устои калиток украшены прямоугольными и округлыми филенками, поребриком, карнизом; в тимпане фронтона устроен киот. Сохранились металлические ажурные створки тонкого рисунка. Юго-восточные ворота — однопролетный вход с килевидной аркой на двух столбах, украшенных круглой плоской филенкой.
Беляев, 1863, с. 224; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 240.
Историческая справка: По преданию, в 1410 г. в селе был построен деревянный храм. С течением времени он перестраивался, и в 1830 г. на его месте выстроен существующий ныне каменный храм с тремя престолами. Святыней храма была Иерусалимская икона Божией Матери. Богослужения прекратились в 1937 г. Храм не был осквернен, внутреннее убранство сохранилось. Новый договор о передаче храма верующим был заключен 12 апреля 1946 г.
Приделы: Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) господа Иисуса Христа, свт. Николая Чудотворца
Престольные праздники: 1/14 октября; 16/29 августа; 9/22 мая, 6/19 декабря
Проезд: рейсовым авт. «Кинешма – Пучеж», «Кинешма — Н.Новгород» до ост. с. Щекотиха
Богослужения: в воскресные и праздничные дни. Божественная литургия – 7:00. Всенощное бдение – 16:30.