Неподалеку от Преображенского храма, на самом берегу Волги располагался Сретенский монастырь, на территории которого в 1757 г. была выстроена каменная Сретенская церковь[i], дошедшая до наших дней в полуразрушенном состоянии (утрачена колокольня и алтарь, практически разрушена трапезная). В Писцовой книге 1676 г. находившийся на ее месте деревянный храм описывается следующим образом: «Сретенский девич монастырь, а в монастыре церковь деревянная во имя Стретение Господа Бога, да в приделе Ивана, Списателя лестьвицы; рублена церковь, и с трапезою, на четыре угла, главы на шетрах, обиты чешуею, кресты деревянные, обиты железом белым немецким; паперть досчатая, на столбах; покрыта церковь и олтари тесом, а трапеза и паперть и над лесницами крыто дранью, — все ветхо…Да в монастыре ж 24 кельи…На том же монастыре стоят церковь Усекновение честные главы Ивана Предтечи с трапезою, рублены четвероугольные, перед трапезою паперть досчатая…А около монастыря ограда деревянная, забором в столбы, да на той ограде двои ворота. А мера монастырю кругом ограды сто сорок шесть сажен»[ii]. В документе после описания церкви Сретения и придела Иоанна Лествичника упоминается «исподняя церковь Рождества Богородицы и придел свмч. Власия».
Еще в 1751 г. игуменья монастыря Христофора с сестрами, купцы города Юрьевца Тимофей Васильев сын Ушенин и Федор Михайлов сын Свешников, а также поп Иван Федоров сын Колобов подавали прошение в домовую «Святейшаго Правительствующаго Синода Члена Преосвящейнейшаго Платона Епископа Владимирского и Яропольчского духовную консисторию» о строительстве в монастыре каменной Сретенской церкви с приделом Иоанна Златоустого и колокольней. Просители пишут, что в «монастыре имеются две церкви деревянные: первая холодная во имя Тихвинския Пресвятые Богородицы построена в прошлом 728 году, а освящена в 731 году, вторая теплая во имя Стретения Господня построена и освящена в давнем году… которая уже пришла весьма в обветшание… вышепоказанные купцы имеют обещание и желание свое вместо вышеозначенной обветшавшей Стретенской теплой церкви построить вид во имя того храма с приделом святого Иоанна Златоустого теплую каменную церковь с колокольней своим коштом на том же месте…»[iii].
План частично дошедшей до наших дней каменной Сретенской церкви с трехчастной абсидой, теплой трапезной и асимметричным южным приделом обнаруживает большое сходство с планом соседнего Преображенского храма[iv]. Сохранившийся небольшой стройный четверик с лопатками на углах, лишенный прясел и кокошников в верхней части, имеет по два окна верхнего света с разорванными наличниками. Верхняя часть четверика украшена антаблементом, состоящим из фриза-«пилы» и пояса кронштейнов, повторяющегося также поверху абсиды и трапезной. Абсида имела трехчастную форму с колонками в местах соединения скруглений, а колокольня была завершена шатром, восходя к образцам XVII в. Памятник являлся характерным примером провинциального верхневолжского зодчества, сочетающим в себе черты древнерусской архитектуры с элементами нарышкинского стиля.
В церкви находилась икона Спасителя, написанная игуменом Троице-Кривоезерского монастыря, а в прошлом царским изографом Корнилием Улановым, а также почитаемая икона Тихвинской Богоматери[v]. Сретенский храм был обращен в приходской в 1764 г.[vi]
Ближайшей аналогией исследуемому памятнику являлся Троицкий собор Макариева Решемского монастыря, возведенный в 1767 г. в слободе Решма, которая находится на берегу Волги в тридцати километрах от Юрьевца выше по течению. Судя по объемно-пространственной композиции и декоративному убранству, не дошедший до наших дней храм был выстроен той же артелью мастеров. Отличительной особенностью являлось наличие двух приделов, освященных в честь Макария Унженского и Желтоводского (южный) и великомученицы Екатерины (северный).[vii]
На территории нижнего посада Юрьевца в середине XVIII в. было возведено еще два каменных храма, находившихся в районе современного порта и разрушенных при строительстве дамбы в 1950-е гг. О Казанской и Покровской церквях можно судить по сохранившимся фотографиям и планам, составленным К.С. Мельниковым и Т.Н. Варенцовым в 1946 г.[viii]
Мерзлютина Н. А. Каменные церкви города Юрьевца 1740-1760-х годов. // Архитектурное наследство. Вып. 51. М., 2009, с. 146-161
В 1930 году церковь была закрыта, а вся церковная утварь, иконы и ценности были изъяты. Купола на храме и колокольня были разрушены, а здание церкви было оборудовано под солодовню местного пивзавода.
Благодаря частному инвестору, начиная с конца 2000-х годов, начались работы по восстановлению храма. В 2022-2024 году строится утраченная колокольня.
Сегодня Сретенская церковь — единственное сохранившееся здание из ряда приходских церквей, которые ранее определяли панораму города с берега Волги. Её восстановление является ярким примером сохранения и возрождения исторических архитектурных памятников в Юрьевце.
[i] Свод памятников… Т.3. С.743. Беляев И. Статистическое описание… С. 199-200. Баженов И. Краткие статистические сведения… С. 235.
[ii] Писцовая и межевая книги по городу Юрьевцу. С.30-33.
[iii] ГАИО. Ф. 907. Оп. 1. Д. 43.
[iv] Публикуемый план Сретенской церкви, как и два последующих плана Казанской и Покровской, составлены К.С. Мельниковым и Т.Н. Варенцовым в 1946 г. Первый хранится в архиве Министерства культуры, остальные два: ГНИМА. Архив. АРХ. 2891. Л.33-34 . План Казанской церкви; АРХ. 2892. Л.35-36 План Покровской церкви.
[v] Баженов И.К. Краткие статистические сведения. С. 235… С.51. О работе Кирилла (в монашестве Корнилия) Уланова в Юрьевце см.: Корнеева Н. Кирилл Уланов в Поволжье (Новые архивные данные к творческой биографии мастера). //Филевские чтения. Ч. II. М., 1993. С. 54-65. Икона «Спас Вседержитель», хранящаяся в ГРМ, считается последней из подписных работ мастера и датируется 1728 г., т.е. была написана еще в деревянную церковь. Опубликована: Свод русской иконописи. Костромская икона. Авторы вступительной статьи и составители каталога Н.И. Комашко, С.С. Каткова. М., 2004. N 257. Кат. 159.
[vi] ГАИО Ф. 907. Оп. 1. Дело 907. Л.8-8об; 15-15об.
[vii] Баженов И. Макариев Решемский монастырь Костромской епархии. С приложением рисунков. Кострома. 1906.
[viii] ГНИМА. Архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 1. Памятники архитектуры Костромской, Ивановской обл. 1946. Исполнители Т.Н. Варенцов, К.С. Мельников. Л. 34; 36.