«Много лет пролетело, когда я закончила среднюю школу № 2. Это было в 1942 году — суровые военные годы», — говорит Анна Васильевна Потапова.
Повзрослели и ушли из детства,
Промелькнули юности года.
Пролетело больше, чем полвека,
Но я помню нашу школу номер два.
Помню моих одноклассников, да, пожалуй, всех выпускников 1942 года средней школы № 2: Валю Никольскую, Нину Батуеву, Лену Лишик, Нину Назарову, Риту Осипову, Инну Гусеву, Тамару Климову, Гену Ванифатова, Борю Даммана, Юру Батуева, Веню Ратанова, Юру Серова, Катю Маряхину, Валю Королькову, Иду Хнурину, Тамару Тихомирову.
Школьные годы, опалённые войной
Класс был дружный, труд и спорт мы любили. Наши школьные годы были омрачены войной. Мы заканчивали 9 класс, а в июне 1941 началась война.
«Война, война. Любой из нас,
Еще живых людей,
Покуда жив, запомнил час,
Когда узнал о ней», — писал поэт А. Твардовский.
Это были длинные тревожные дни, месяцы, годы. Мы шли в школу получить знания тех наук, что выработало человечество. Знали, что знания нужны человеку всегда. Собираюсь в школу утром, а по радио звучит песня «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!». Так взрослели мы. Летом работали в колхозах на уборке овощей, картофеля.
Хорошо понимали, что наш труд помогает ковать победу над фашистской ордой. Зимой часто ходили на заготовку дров, чтобы без перебоев работала отопительная система школы. 10 класс. Трудный 1942 год. Враг на подступах к Москве. В город поступают раненые. Здание нашей школы, где мы учились, переоборудуется в госпиталь, а мы переходим слушать уроки в здание средней школы № 1 или сельхозтехникума. Нет, не огорчались, рады, что мы учимся.
Нас в те дни тревожные
Роднило чувство сложное –
Любовь к родной России.
Из 10 класса мои одноклассники были мобилизованы на трудовой фронт. Копали окопы на левом берегу Волги. Работали около месяца. Потом учились, сдавали экзамены. После выпускного вечера наши мальчики уходили на фронт.
Учителя — верные наставники
В школьные годы чудесные, военные, рядом с нами были наши верные наставники — учителя. Я помню уроки А. Н. Потехиной. Она вела у нас русский язык и литературу. Внешне всегда спокойная, она знала, что учебников было мало, один учебник на 4-х учеников. Безусловно, не все и не всегда были готовы к уроку. Она как-то по-своему заставляла внимательно слушать её рассказ, где раскрывалось богатство духовной культуры русского народа. Рекомендовала, где что почитать. Мы шли в школьную библиотеку. С книгой жили в дружбе.
Добрые, чуткие мои учителя: Ф. Н. Потехин, П. И. Макаров, А. В. Нечаев, Д. Н. Скворцов, З. В. Климычева, А. И. Владимиров! Память о вас вечно в наших сердцах.
Жизненный путь и напутствие
Мы каждый по-своему определили жизненный путь. Я окончила Горьковский пединститут. В моем выборе есть частица вашего труда. 35 лет я работала учителем химии в разных областях России. Не жалею, что я работала учителем.
Работа учителя тесно связана с теми преобразованиями, которые происходят в стране. Работа интересная, многогранная. Зовёт к новым поискам, творческой мысли, заставляет знать прошлое, следить за новыми открытиями, систематически работать над повышением знаний в области той науки, того предмета, который ты преподаешь. Радуешься за успехи своих учеников. Призываю молодых: идите работать в школу, к детям. Ваш труд всегда востребован. Сейте разумное, доброе, вечное, вас не забудет народ.
А. В. Сиротина, Т. М. Терешина, «По тропам памяти людской», 2002 г., стр. 64