
Штормит. Одна за другой катятся высокие волны и глухо ударяют о дамбу, потом лениво отступают назад. Свистит ветер. Однако, то там, то тут раздаются протяжные гудки пароходов. Несмотря на плохую видимость и шторм, они идут и идут. Чтобы плыть в такую погоду, командам пароходов, а тем более капитанам, надо иметь большой опыт и знания. Вместе с буксирами-работягами и быстроходными «Ракетами» несет свою вахту и верно служит пассажирам перевозный теплоход «СП-1».
Шестую навигацию работает на нем капитан-дублер, первый помощник механика Николай Дмитриевич Никитин. Этот теплоход всегда находится в образцовом порядке. И дело не в том, что им руководит какой-то идеальный, или «рожденный в сорочке» капитан. Нет, просто он знает своих людей, их характеры, верит и доверяет им. А все это сближает коллектив и благотворно сказывается на работе.
Николай Дмитриевич Никитин вместе с рулевым-мотористом Михаилом Гавриловичем Беловым проходил на «СП-1» три навигации. В любую погоду идет теплоход. За штурвалом стоит Михаил Гаврилович, зорко вглядываясь в даль широкой, полноводной Волги. Так все привычно и знакомо здесь. Ведь в день приходится делать 4 рейса. Работа начинается с раннего утра. В четыре часа от пристани «Юрьевец» отходит «СП-1». Он берет курс на Селянцево, а затем — в Завражье.
Каждый рейс длится часа четыре. На борт теплохода грузят всевозможные материалы, автотранспорт, а также «СП-1» перевозит и людей.
Осенняя навигация не из легких. Световой день очень короток, на Волге гуляет холодный, порывистый ветер, иногда и штормит, но команде «СП-1» все равно приходится делать четыре рейса в сутки.
…Теплоход подал сигнал и взял курс на яркие огни Юрьевца. На Волге в этот вечер светилось уже меньше огней — ведь навигация идет к концу, но «СП-1» еще уверенно несет свою вахту.
Во время следования «СП-1» в пути, в жилом кубрике зашел разговор об итогах навигации.
— А что, капитан, — спросил кто-то из команды, — ведь мы в этом году сработали, наверное, неплохо. Вопрос задан по существу, и капитан ответил, что они нынешнюю навигацию завершают успешно. Производственная программа первого года пятилетки значительно перевыполнена. Взятые обязательства выполнены с честью. Кроме этого, более тысячи рублей дано сверхплановой прибыли.
Так за разговорами незаметно прошел последний рейс первого трудового юбилейного года Октября. Правый берег Волги встречал команду и пассажиров яркими огнями вечернего города.
Газета «Волга». 17 ноября 1966 г. № 135
О. СУРКОВ.