Кривоезерский монастырь

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДСТВО №52 Автор Н. А. Мерзлютина

Вид Троице-Кривоезерского монастыря с юго-запада. Начало XX в.
Вид Троице-Кривоезерского монастыря с юго-запада. Начало XX в.

Архитектурный ансамбль Троицкого Кривое­зерского монастыря не дошел до наших дней. Он находился в Костромской губернии, на левом бе­регу Волги, недалеко от впадения в нее рек Унжи и Ненды, напротив города Юрьевца (или Юрьевца-Поволжского), приблизительно в равном отдале­нии от двух крупных волжских городов — Костро­мы и Нижнего Новгорода. Монастырь был закрыт, а затем разрушен и затоплен при строительстве Горьковской ГЭС в начале 1950-х гг., по-видимому, без фиксации. Документы, позволяющие восстано­вить внешний облик монастыря, следующие: рисун­ки братьев художников Чернецовых, путешествую­щих по Волге в 1838 г. (самые ранние изображе­ния обители)1, гравюра середины XIX в. по рисун­ку Н. Воротникова, помещенная в книге «Истори­ческие записки о Троицкой Кривоезерской пусты­ни Костромской епархии», составленной в 1861 г. иеродиаконом Филуменом, где содержится наибо­лее подробное описание обители2, несколько фо­тографий монастыря3. Из текстовых материалов опубликовано самое раннее описание монастыря 1676 г.4 Важные сведения содержатся в Истори­ческих описаниях Троицкого Кривоезерского мона­стыря 1787-1827 и 1817 гг.5, а также в Метрике 1887 г.6 Сохранился общий план уже закрытого монастыря, выполненный в 1931 г., когда Троицкий собор и колокольня были снесены, а в храме Алек­сандра Невского устроен клуб7.

Рис. 4. Чернецовы Н. и Г. Общий вид монастыря с Волги. Рисунок карандашом. 1838 г. Публикуется впервые
Рис. 4. Чернецовы Н. и Г. Общий вид монастыря с Волги. Рисунок карандашом. 1838 г. Публикуется впервые

Монастырь был основан в первой половине XVII столетия по предсказанию блаженного Си­мона, проживавшего в городе Юрьевце веком ра­нее. Согласно житию, Симон, ища уединения, ходил по воде на другой берег Волги. Однажды, будучи за­мечен при возвращении в город одним благочести­вым юрьевчанином, Симон, указывая ему на другой берег, чуть восточнее города, на то место, где нахо­дились песчаные холмы, окруженные тремя озера­ми: Кривым (откуда название — Кривоезерский), Змиевым и Лопенным, — предсказал, что через со­рок лет по его кончине на том месте будет создана обитель8.

Рис. 5. Чернецовы Н. и Г. Вид монастыря с юго-запада. 1838 г.
Рис. 5. Чернецовы Н. и Г. Вид монастыря с юго-запада. 1838 г.

По сведениям иеромонаха Филумена, в мона­стыре в середине XIX в. сохранялось несколько гра­мот о начале строительства обители, позволяющих предположить, что она была основана в промежуток между 1634 (сорок лет после преставления блажен­ного Симона в 1594 г.) и 1641 г.9 Согласно сведе­ниям Писцовой книги 1676 г., монастырь построен в 7151 (1643) г. старцем Симеоном мирским пода­янием. В обители (Кривоезерской пустыне) в этот период был деревянный храм Троицы с четырьмя приделами (Знамения Божией Матери, Священно­мученика Антипы, Благоверного Князя Александра Невского и Преподобного Варлаама Хутынского); теплый храм Николая чудотворца; келья строителя, келья хлебная, семь братских келий. Пустынь была обнесена деревянной оградой. В документе указа­но, что обитель получала «государеву ругу по осми Рублев на год».

Кривоезерская пустынь получила известность в 1709 г., после того как иноком монастыря стал Корнилий (в миру знаменитый царский иконопи­сец Кирилл Уланов), написавший икону Богома­тери Иерусалимской, список с чудотворной иконы, находящийся в Московском Успенском Соборе. Об­раз был написан по желанию и благословению на­стоятеля монастыря Игумена Леонтия, также прие­хавшего в пустынь из столицы и составившего Ска­зание о написании иконы10.

План бывшего Кривоезерского монастыря 1931 г.
План бывшего монастыря 1931 г.: 1 – Храм; 2 – Клуб; 3 – Контора; 4 – Конюшня; 5 – Огород; 6 – Баня; 7 – Склад фуража; 8 – Клепочный цех; 9 – Склад клепок; 10 – Пруд.

В 1735 г. в Кривоезерском монастыре начи­нается строительство каменного Троицкого собора. Из-за бедственного положения обители оно затяну­лось на двадцать лет. Знаменский придел освящен в 1741 г., весь же храм «окончен постройкою вчер­не» в 1748 г. Главный Троицкий престол был освя­щен в 1754, а придел Святителя Николая в 1755 г.11 Первоначально собор, судя по описи 1787 г., пред­ставлял собой каменный одноглавый храм, покры­тый тесом и увенчанной одной черепичной главой. Храм имел два придела — с юга теплый Знамен­ский, с севера — холодный Николая Чудотворца. Над алтарями имелись деревянные главы. С запада к храму примыкала деревянная паперть на камен­ном фундаменте12.

После окончания строительства собора мона­стырь сорок лет находился в бедственном положении. Его процветанию и созданию собственно монастырского ансамбля во многом способствовал пожар, случившийся в 1781 г. Икона Иерусалим­ской Богоматери, написанная Кириллом Улановым и стоявшая в местном ряду, осталась невредимой.

С этого времени она почиталась как чудотворная. Это привлекало в монастырь большое стечение народа и средства13. В то же время весть о плачевном состоянии обители дошла до Епископа Костромского и Галичского Павла I (а с 1788 г. пустынь и Юрьевец вошли в Костромскую епархию), и он решил привести ее в надлежащее состояние. Для этого настоятелем обители был назначен иеромонах Софроний, переведенный из Николо-Бабаевского монастыря и управлявший обителью в 1793-1788 гг., затем в 1803-1806 гг.14
В апреле 1794 г. в пустынь из Костромского наместнического правления был послан губернский архитектор (судя по времени, это был Карл Калино, занимавший пост костромского губернского архи­тектора с 1789-1794 гг.)15. Он так описывал оби­тель накануне создания монастырского ансамбля: «В монастыре одна церковь каменная Троицы Жи­воначальной и при ней два придела, Знамения Пре­святые Богородицы и Николая чудотворца, теплые; на настоящей церкви главы и кровли деревянные на некоторое время прочны быть еще могут, рав­ным образом и на приделах: во всех приделах пол кирпичный в некоторых местах выбит; при церкви трапеза (с той стороны, где следует быть колоколь­не) деревянная и весьма худа… колокольни ж в оном монастыре не состоит; в нем шесть келий деревян­ные, одна из них Строителя, а пять братских… двои святые ворота, прежде бывшие, совсем развалились и по причине разлития вод никак не можно при сем монастыре быть деревянной ограде, кроме ка­менной»16.

Гравюра с видом Кривоезерского монастыря по рисунку Н. Воротникова. Середина XIX в.
Гравюра с видом Кривоезерского монастыря по рисунку Н. Воротникова. Середина XIX в.

На следующий же год в монастыре начинается крупное строительство. Перестраивается Троицкий храм: над четырехугольником был надстроен вось­миугольник с четырьмя окнами, увенчанный одной главой. Кровли были покрыты железом. Вместо деревянной была сделана новая каменная трапез­ная и по всей церкви растесаны окна. Из приделов на южную и северную сторону были устроены вы­ходы с каменными крыльцами17. В метрике 1887 г. церковь названа двухэтажной столпообразной, главный алтарь полуциркульным с тремя окнами, а придельные — четвероугольными с двумя окнами. При этом отмечено, что входов в верхнюю церковь нет. Центральный свод назван котлообразным, указано также, что фонарь на сво­де глухой, устроен прямо над сводами, над фонарем шея с главой18. Из этого описания и описания, данного за четверть века до этого иеродиаконом Филуменом, следует, что восьмерик был надстро­ен прямо над глухим сводом и в основном никак не использовался. В результате реконструкций се­редины 1790-х гг., Троицкий собор Кривоезерского монастыря стал представлять собой характерный для архитектуры рубежа XVII-XVIII вв. тип вось­мерика на четверике. Храмы подобного типа появи­лись в московском зодчестве в конце XVII в., в эпо­ху нарышкинского стиля. Этот тип почти сразу же проник в верхневолжские земли и активно исполь­зовался мастерами в первой половине XVIII в. При­мерами могут служить Успенский собор в Плесе.

(1699 г.), церковь Воскресения на Пушавке в Пучеже (1717 г., разрушена), Успенский храм в Ки­нешме (1747 г.). В самом Юрьевце, на территории нижнего посада в 1754 г. была построена Казанская церковь, представлявшая именно эту композицию (не сохранилась). Таким образом, перестройка собо­ра, с одной стороны, придала ему более значитель­ный вид, подобающий главному храму монастыря, с другой — получилась своеобразная художествен­ная «перекличка» с Казанской церковью.

В отличие от храмов Юрьевца второй трети XVIII в. собор Троицкого монастыря имел строгое декоративное убранство: огибающие лопатки чет­верика и восьмерика, строгие наличники без ко­рон и разорванных завершений, по верху четвери­ка и восьмерика нет характерных для архитектуры Юрьевца и окрестностей этого времени фриза-пи­лы и поребрика.

Так, в середине 90-х гг. XVIII в. начинается но­вая архитектурная история монастыря. В 1795 г. возводится каменная трехъярусная колокольня, на которой были установлены боевые немецкие часы. В 1796 г. на северной стороне сооружена каменная теплая церковь Александра Невского. В 1797 г. — на юго-западной и западной сторонах монастыря построены одноэтажная каменная братская трапе­за с келарней, квасоварней, хлебопекарней и шесть каменных келий; с южной стороны Троицкого хра­ма — Настоятельский одноэтажный каменный кор­пус; с северной — каменный одноэтажный Каз­начейский корпус; двое каменных святых ворот, на каждых по три главы; между святыми ворота­ми и прочими зданиями сделана каменная ограда. В 1799 г. на восточной стороне возведен каменный больничный храм Антипы, Епископа Пергамского с шестью кельями по сторонам для больных и пре­старелых монахов. В этом же году в центре Юрьевца рядом с Благовещенской церковью возведена каменная монастырская часовня.19

Таким образом, в период управления Кривоезерской пустынью настоятелем Софронием за пять лет сложился новый архитектурный ансамбль, вы­строенный в едином классицистическом стиле. Это время можно назвать первым строительным перио­дом обители.

Второй строительный период в Троице-Кривоезерском монастыре, когда монастырский ансамбль в целом был завершен, осуществлялся при игуме­не Феодосии постройкой нового большого собора в честь иконы Иерусалимской Богоматери20. В пер­вый же год его наместничества по обе стороне ко­локольни было выстроено восемь каменных келий (шесть на южной и две на северной). Феодосий получил разрешение соорудить новый каменный теплый храм в честь чудотворной иконы Иеруса­лимской Богоматери с двумя приделами — справа в честь Сретения Господня, а слева — во имя пре­подобных отцов Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского в 1816 г. Летом того же года состоялась закладка храма, возведение которого продолжалось до 1822 г., когда купол храма обрушился; как со­общает иеродиакон Филумен «причиною сего бы­ло отступление от плана, составленного Архитекто­ром. Четыре внутренние столпа, поддерживающие верхний свод, сделаны были для распространения внутренней вместимости гораздо меньше в объеме, чем было назначено по плану». После перестроек 20 марта 1827 г. храм был освящен21. Судя по описаниям и фото Иерусалимский со­бор представлял собой традиционный по типу боль­шой четырехстолпный трехабсидный пятиглавый храм. Собор имел три входа: один с запада, где находилась паперть, и два с севера: в центре се­верной стены и в северном алтаре. Собор имел тон­ко выполненное декоративное убранство фасадов, наделенное чертами раннего классицизма. Фасады храма были расчленены на три прясла пилястрами с тонкими раскреповками, выше антаблемента пере­ходившими в кокошники. Окна паперти были укра­шены графичными наличниками с выступающими по сторонам ушками. В кокошниках была роспись — по всей видимости, двунадесятые праздники. В каждом прясле помещалось по два окна. Окна нижнего света имели прямоугольную форму с полуциркуль­ным завершением, верхние — значительно меньшие по размерам — квадратную форму. Между окнами нижнего и верхнего света имелся необычной фор­мы волнообразный декор, напоминающий картуши. Главы имели чуть квадратную форму со срезанны­ми углами, были прорезаны каждая четырьмя ок­нами с полуциркульными завершениями и имели сдвоенные пилястры на гранях. Абсиды имели гра­неную форму и были украшены прямоугольными окнами с треугольными фронтонами в завершении.

В интерьере храм имел четыре столба, на запад­ной стороне находились обширные деревянные хо­ры, над папертью были устроены небольшие камен­ные кельи из шести комнат для жительства схим­ников, из которых ход устроен был прямо на хо­ры. Интерьер был отделан карнизами и пилястрами лепной работы.

Иерусалимский собор. Вид с юго-востока. Фото середины XX в. Публикуется впервые.
Иерусалимский собор. Вид с юго-востока. Фото середины XX в. Публикуется впервые.

Возведение нового Иерусалимского собора за­вершило второй этап строительства монастырско­го ансамбля Троицкой Кривоезерской пустыни, вы­полненного за тридцать лет в едином классицисти­ческом ключе. Даже подвергшийся кардинальным перестройкам древний Троицкий собор, несмотря на общий абрис, характерный для более раннего периода, благодаря строго оформленным фасадам, выполненным в графической манере, не выбивался из общего стилистического контекста архитектуры монастырского комплекса. Монастырский ансамбль представлял собой ин­тересную пространственную композицию: при об­щем четком прямоугольном плане территории, вы­тянувшейся вдоль Волги, храмы и колокольня пред­ставляли собой архитектурно-выраженный прост­ранственный крест: в центре древний Троицкий со­бор, по сторонам — храм Александра Невского и Иерусалимский собор, храм Антипы Пергамского и колокольня. Причем западно-восточная ось этого креста была развернута по часовой стрелке (т. е. ко­локольня смещена к северо-западному углу, а храм Антипы Пергамского — к юго-восточному. По всей видимости, такое архитектурное решение было пред­принято для того, чтобы с противоположного бе­рега, с соборной площади Юрьевца хорошо были видны все храмы обители.

Видъ Святотроицкой Кривоезерской общежительной пустыни. Юрьевец, Костромская губения. 1841 г.
Видъ Святотроицкой Кривоезерской общежительной пустыни. Юрьевец, Костромская губения. 1841 г.

Автор проекта архитектурного ансамбля Кри­воезерской пустыни неизвестен. В практике Юрьевецкого храмового строительства известны доку­ментально зафиксированные случаи получения пла­на и фасада для церкви от костромского Еписко­па. Так, при возведении в 1819 г. Троицкой церкви был использован план и фасад, выданный Еписко­пом Костромским и Галичским Евгением в 1808 г., а на приделы с трапезою был выдан план и фасад в 1816 г. епископом Костромским и Галичским Сер­гием22.

В то же время, учитывая сообщение о том, что справку о плачевном состоянии обители давал губернский архитектор, можно предположить, что он же и надзирал за проектом, а возможно, и был его автором. Создание обители по датам почти пол­ностью укладывается в годы, когда губернским ар­хитектором был Николай Иванович Метлин, за­нимавший этот пост с 1796 по 1822 гг.23 На этот период приходится расцвет классицизма, реализа­ция регулярных планов Костромской губернии, раз­ных по назначению зданий, сформировавших облик архитектурных ансамблей губернского и уездных центров. В Кривоезерском монастыре 1795 годом датируется лишь возведение колокольни. В этом году могло быть получено разрешение на ее стро­ительство. Напомним, что в 1794 г. предыдущий губернский архитектор Карл Калино застал оби­тель в плачевном состоянии, и, конечно же, перво­начально должен был перестраиваться собор. Роль губернского архитектора в 1795-1796 гг. выполнял губернский землемер Иван Петрович Гове, в част­ности составивший регулярный план Юрьевца24. Вряд ли он был автором проекта монастырского ансамбля. Николай Иванович Метлин родился в Москве в семье архитектора. В 1793 г. — он архитектор­ский ученик, в 1794 г. — архитекторский помощ­ник, в 1796 г. — уже губернский архитектор. Среди построек монастырских зданий документально под­тверждена перестройка Метлиным в 1820-1822 гг. в формах классицизма Архиерейского корпуса Ипа­тьевского монастыря, сохранился неосуществлен­ный проект каменной церкви села Прискокова Костромского уезда 182225, автором обнаружена ко­пия проекта Н. И. Метлина 1810 г. церкви Благо­вещения села Благовещенского Юрьевецкого уез­да 1810 г.26 Есть сведения, что Метлин перестра­ивал в 1806 г. Юрьевецкий Входоиерусалимский собор27.

Юрьевец. Гравюра на стали Флойда по оригиналу Н.Г. Чернецова. 1850-е гг.
Юрьевец. Гравюра на стали Флойда по оригиналу Н.Г. Чернецова. 1850-е гг.

Авторская манера архитектора Метлина, при­меняемая в церковных сооружениях, насколько поз­воляют судить два известных на сегодняшний день церковных проекта, вполне соответствует архитек­турным особенностям построек монастыря: тонкие профилировки, плоские пилястры, характерные сан­дрики, небольшие окна-люкарны трехъярусных ко­локолен, чуть граненые барабаны глав. В то же время отсутствие документов и изображений двух храмов обители, конечно же, не позволяет досто­верно приписать архитектурный ансамбль именно Н. И. Метлину. Его авторство гипотетично.

Судя по фотографиям, архитектура Иерусалим­ского собора отличается от памятников обители, построенных в конце XVIII в. Вполне возможно, что авторство принадлежит и другому архитекто­ру, но хорошо известно, что Н. И. Метлин строил не только по собственным проектам. Под его надзо­ром осуществлялось строительство зданий по об­разцовым и индивидуальным проектам, разрабо­танным видными столичными зодчими (таких, как присутственные места, Овощные и Масляные ря­ды в Костроме). Так или иначе, очевидно, что гу­бернский архитектор Н. И. Метлин надзирал за осу­ществлением строительства в Троицком Кривоезерском монастыре.

Интересен еще один памятник, находившийся вне стен обители, но непосредственно связанный с монастырским ансамблем. Еще в 1799 г. при насто­ятеле Софронии вне монастыря, на западной сторо­не, напротив колокольни был устроен деревянный гостиный дом в двух корпусах. При игумене Фео­досии в 1815 г. на месте сгоревшего гостиного дома выстроен новый деревянный в два этажа. В 1839 г. на этом месте устроен на каменном фундаменте де­ревянный одноэтажный гостиный дом. В описании монастыря иеродиакона Филумена и на гравюре по рисунку Н. Воротникова 1861 г. изображен кор­пус, выстроенный в 1839 г.

В метрике 1887 г. указана «за монастырем ка­менная двухэтажная для богомольцев гостиница дли­ною 29, а шириною 9 сажен». О прекрасной го­стинице для приема богомольцев сообщается также в небольшой брошюре о Свято-Троицкой Кривоезерской пустыни Костромской епархии, выпущен­ной в Костроме в 1904 г.28 Из документов следует, что она была возведена между 1861-1887 гг., но, судя по стилистическим особенностям, ее постро­или уже в 1860-е гг. при архимандрите Паисии I, много хлопотавшем о благоустройстве монастыря. В период его правления, в частности, были понов­лены обветшавшие здания, в 1858 г. был построен двухэтажный каменный флигель при скотном дво­ре, а в 1860 г. над северо-западным и юго-западным углом монастыря были выстроены две восьмигран­ные башни, оформившие парадную западную стену обители, обращенную к городу29.

Монастырская гостиница. Фото середины XX в. Публикуется впервые.
Монастырская гостиница. Фото середины XX в. Публикуется впервые.

Новая гостиница представляла собой двухэтаж­ный корпус с рустованным первым этажом, воз­веденный в стиле эклектики с неоренессансными чертами. Окна имели полуциркульное завершение и размещались на фасадах строго по осевому прин­ципу. Верхние окна, чуть большие по высоте, завер­шались замковым камнем и имели небольшие ушки по сторонам.

Таким образом, в конце XVIII — первой четвер­ти XIX в. был создан замечательный архитектурный ансамбль, обладавший чертами раннего классициз­ма в сочетании с традиционными композиционны­ми решениями. Возможно, это был единый проект, выполненный в середине 1790-х гг. Строительство монастырского комплекса было завершено в сере­дине XIX в. уже в эпоху эклектики.

Несмотря на отсутствие изображений двух хра­мов монастыря и подробного плана обители, пред­ставленный материал позволяет хотя бы частич­но воссоздать внешний облик затопленной обители и ввести в научный оборот замечательный мона­стырский ансамбль, практически полностью создан­ный в едином стиле раннего классицизма.

Примечания

  1. Самый подробный рисунок опубликован в кн.: Чер­нецов Г., Чернецов Н. Путешествие по Волге. Рисунки авторов. М., 1970. С. 54. В РНБ хранится выполненная братьями Чернецовыми «Параллель реки Волги», где, в частности, имеется карандашный рисунок с общим видом обители. РНБ ОР Эрм. 605-2. Чернецовы Г. Г. u Н. Г. Параллель берегов реки Волги в Костромской губернии. Б) Левый берег. Л. 151. Существует также гравюра Флойда по оригиналу Н. Г. Чернецова с ви­дом соборной площади Юрьевца, на которой изобра­жен на другом берегу Волги, прямо напротив собор­ной площади, Кривоезерский монастырь. Гравюра по­мещена в «Памятной книжке на 1859 г.» (СПб.: Воен­ная типография, 1858). Автор выражает благодарность М. Е. Ермаковой за предоставление этого изображения. Иеродиакон Филумен.
  2. Исторические записки о Троиц­кой Кривоезерской общежительной пустыне, Костром­ской епархии. М., 1862.
  3. Самая лучшая фотография с видом монастыря хранит­ся в ГАГО. Фототека. 2245. Остальные фото, публику­емые в статье, хранятся в ЮКМ.
  4. Самое раннее описание еще деревянного монастыря помещено в кн.: Выпись города Юрьевца Поволгско- го 184 г., писцов Ивана Желябужского да подьячего Андрея Рыбинского // Костромская старина. Вып. VII. Кострома, 1912. С. 55-59.
  5. ГАИО. Ф. 893. On. 1. Ед. хр. 82. Описи церковного и мо­настырского имущества Кривоезерской пустыни. 1787- 1827 гг.; ГАИО. Ф.893. On. 1. Ед.хр. 116. 1817 г. Ис­торическое описание Троицкого Кривоезерского обще­жительного монастыря о всех достопамятных происше­ствиях, случившихся в нем. Выписанное из Монастыр­ского архива 1817-го года.
  6. ИИМК. Р III. № 2318. Метрика для получения верных сведений о древних православных храмах Божиих, зда­ниях и художественных предметах Макариевской Ко­стромской Кривоезерской пустыни. 16 л.
  7. Монастырь закрыли сразу после революции. С 1923 по 1929 гг. на его территории находилась тюрьма. После этого здания передали заводу «Красный профинтерн». Сохранившийся план 1931 г. был выполнен для завод­ских нужд. Автор выражает благодарность за предо­ставление этого материала П. А. Чернову.
  8. Иеродиакон Филумен. Исторические записки… С. 6-8.; Жизнь и чудеса блаженного Симона Христа ради юро­дивого Юрьевецкого чудотворца. Составлено протоие­реем Иоанном Поспеловым. Кострома, 1891 г. Переиз­дание: М., 2000. С. 18-19.
  9. В грамоте царя Алексея Михайловича 1654 г. прописа­на челобитная старца Симеона с братиею, сообщающая о возведении храма Живоначальной Троицы с четырь­мя приделами в 149 (1641 г.). См.: Иеродиакон Филумен. Исторические записки… Грамота №4. С. 107-108.
  10. Иеродиакон Филумен. Исторические записки… С. 25-31.
  11. Там же. С. 46-47.
  12. ГАИО. Ф.893. On. 1. Ед.хр.82 Опись церковного и мо­настырского имущества Кривоезерской пустыни. На­чато 1787 г. Окончено 1800 г. Л. 1-2.
  13. История утраченного чудотворного образа Иерусалим­ской Богоматери и его изображение помещено в книге А. В. Вознесенского «Дар небесного Милосердия земле Костромской». Одесса. 1914 г.
  14. Иеродиакон Филумен. Исторические записки… С. 96-97.
  15. Исторические города и села Костромской области. Ко­строма. 2004. С. 210.
  16. Иеродиакон Филумен. Исторические записки… С. 63-64.
  17. Там же. С. 65.
  18. ИИМК. Р III. № 2318. Метрика для получения верных сведений о древних православных храмах Божиих, зда­ниях и художественных предметах Макариевской Ко­стромской Кривоезерской пустыни. Л. 2-7 с об.
  19. Иеродиакон Филумен. Исторические записки… С. 65-68.
  20. Строитель иеромонах Феодосий (Крюков) был по­ставлен игуменом Кривоезерской пустыни в 1815 г. по благословлению Епископа Костромского и Галич- ского Сергия и управлял обителью до своей кончины в 1827 г. См.: Иеродиакон Филумен. Исторические за­писки… С. 98-99.
  21. Иеродиакон Филумен. Исторические записки… С. 72-74.
  22. ГАИО. Ф. 1023. On. 1. Ед.хр. 3. Опись церковного иму­щества Троицкой церкви г. Юрьевца Костромской гу­бернии. 1842-1866 г. 21-21 об.
  23. Смирнов Г. К. Губернские архитекторы в России во вто­рой половине 18 в. // Архив наследия — 2003 / Сост. В. И. Плужников. М., 2005. С. 117; Исторические го­рода и села Костромской области. Кострома, 2004. С. 209-211.
  24. Свод памятников архитектуры и монументального ис­кусства России. Ивановская область. Ч. 3. М., 2000. С. 709.
  25. Исторические города и села Костромской области. Ко­строма, 2004 г. Илл. на с. 209.
  26. ИИМК. Р. III. № 2330. Метрика Костромской губер­нии Юрьевецкого уезда села Благовещенского церкви Благовещения. Составил приходской священник церк­ви Федор Иванов Измайлов 4 февраля 1887 г. Л. 14. Копия плана, составленного губернским архитектором Н. И. Метлиным 25 сентября 1810 г.
  27. Свод памятников… С. 709.
  28. Свято-Троицкая Кривоезерская Пустынь (Костром­ской губ., Макарьевского уезда). Кострома, 1904. С. 19.
  29. Иеродиакон Филумен писал историю обители при на­стоятеле Паисии, управлявшем обителью с 1837 г. Па­исий был первым из настоятелей Кривоезерского мо­настыря, произведенным в сан архимандрита. До это­го настоятели именовались строителями и игумена­ми. См.: Иеродиакон Филумен. Исторические запис­ки… С. 81-89, 100-101. Архимандрит Паисий I управ­лял обителью до 1865 г. См.: Свято-Троицкая Кривое­зерская Пустынь… С. 21.
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x