АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДСТВО №52 Автор Н. А. Мерзлютина
Архитектурный ансамбль Троицкого Кривоезерского монастыря не дошел до наших дней. Он находился в Костромской губернии, на левом берегу Волги, недалеко от впадения в нее рек Унжи и Ненды, напротив города Юрьевца (или Юрьевца-Поволжского), приблизительно в равном отдалении от двух крупных волжских городов — Костромы и Нижнего Новгорода. Монастырь был закрыт, а затем разрушен и затоплен при строительстве Горьковской ГЭС в начале 1950-х гг., по-видимому, без фиксации. Документы, позволяющие восстановить внешний облик монастыря, следующие: рисунки братьев художников Чернецовых, путешествующих по Волге в 1838 г. (самые ранние изображения обители)1, гравюра середины XIX в. по рисунку Н. Воротникова, помещенная в книге «Исторические записки о Троицкой Кривоезерской пустыни Костромской епархии», составленной в 1861 г. иеродиаконом Филуменом, где содержится наиболее подробное описание обители2, несколько фотографий монастыря3. Из текстовых материалов опубликовано самое раннее описание монастыря 1676 г.4 Важные сведения содержатся в Исторических описаниях Троицкого Кривоезерского монастыря 1787-1827 и 1817 гг.5, а также в Метрике 1887 г.6 Сохранился общий план уже закрытого монастыря, выполненный в 1931 г., когда Троицкий собор и колокольня были снесены, а в храме Александра Невского устроен клуб7.
Монастырь был основан в первой половине XVII столетия по предсказанию блаженного Симона, проживавшего в городе Юрьевце веком ранее. Согласно житию, Симон, ища уединения, ходил по воде на другой берег Волги. Однажды, будучи замечен при возвращении в город одним благочестивым юрьевчанином, Симон, указывая ему на другой берег, чуть восточнее города, на то место, где находились песчаные холмы, окруженные тремя озерами: Кривым (откуда название — Кривоезерский), Змиевым и Лопенным, — предсказал, что через сорок лет по его кончине на том месте будет создана обитель8.
По сведениям иеромонаха Филумена, в монастыре в середине XIX в. сохранялось несколько грамот о начале строительства обители, позволяющих предположить, что она была основана в промежуток между 1634 (сорок лет после преставления блаженного Симона в 1594 г.) и 1641 г.9 Согласно сведениям Писцовой книги 1676 г., монастырь построен в 7151 (1643) г. старцем Симеоном мирским подаянием. В обители (Кривоезерской пустыне) в этот период был деревянный храм Троицы с четырьмя приделами (Знамения Божией Матери, Священномученика Антипы, Благоверного Князя Александра Невского и Преподобного Варлаама Хутынского); теплый храм Николая чудотворца; келья строителя, келья хлебная, семь братских келий. Пустынь была обнесена деревянной оградой. В документе указано, что обитель получала «государеву ругу по осми Рублев на год».
Кривоезерская пустынь получила известность в 1709 г., после того как иноком монастыря стал Корнилий (в миру знаменитый царский иконописец Кирилл Уланов), написавший икону Богоматери Иерусалимской, список с чудотворной иконы, находящийся в Московском Успенском Соборе. Образ был написан по желанию и благословению настоятеля монастыря Игумена Леонтия, также приехавшего в пустынь из столицы и составившего Сказание о написании иконы10.
В 1735 г. в Кривоезерском монастыре начинается строительство каменного Троицкого собора. Из-за бедственного положения обители оно затянулось на двадцать лет. Знаменский придел освящен в 1741 г., весь же храм «окончен постройкою вчерне» в 1748 г. Главный Троицкий престол был освящен в 1754, а придел Святителя Николая в 1755 г.11 Первоначально собор, судя по описи 1787 г., представлял собой каменный одноглавый храм, покрытый тесом и увенчанной одной черепичной главой. Храм имел два придела — с юга теплый Знаменский, с севера — холодный Николая Чудотворца. Над алтарями имелись деревянные главы. С запада к храму примыкала деревянная паперть на каменном фундаменте12.
После окончания строительства собора монастырь сорок лет находился в бедственном положении. Его процветанию и созданию собственно монастырского ансамбля во многом способствовал пожар, случившийся в 1781 г. Икона Иерусалимской Богоматери, написанная Кириллом Улановым и стоявшая в местном ряду, осталась невредимой.
С этого времени она почиталась как чудотворная. Это привлекало в монастырь большое стечение народа и средства13. В то же время весть о плачевном состоянии обители дошла до Епископа Костромского и Галичского Павла I (а с 1788 г. пустынь и Юрьевец вошли в Костромскую епархию), и он решил привести ее в надлежащее состояние. Для этого настоятелем обители был назначен иеромонах Софроний, переведенный из Николо-Бабаевского монастыря и управлявший обителью в 1793-1788 гг., затем в 1803-1806 гг.14
В апреле 1794 г. в пустынь из Костромского наместнического правления был послан губернский архитектор (судя по времени, это был Карл Калино, занимавший пост костромского губернского архитектора с 1789-1794 гг.)15. Он так описывал обитель накануне создания монастырского ансамбля: «В монастыре одна церковь каменная Троицы Живоначальной и при ней два придела, Знамения Пресвятые Богородицы и Николая чудотворца, теплые; на настоящей церкви главы и кровли деревянные на некоторое время прочны быть еще могут, равным образом и на приделах: во всех приделах пол кирпичный в некоторых местах выбит; при церкви трапеза (с той стороны, где следует быть колокольне) деревянная и весьма худа… колокольни ж в оном монастыре не состоит; в нем шесть келий деревянные, одна из них Строителя, а пять братских… двои святые ворота, прежде бывшие, совсем развалились и по причине разлития вод никак не можно при сем монастыре быть деревянной ограде, кроме каменной»16.
На следующий же год в монастыре начинается крупное строительство. Перестраивается Троицкий храм: над четырехугольником был надстроен восьмиугольник с четырьмя окнами, увенчанный одной главой. Кровли были покрыты железом. Вместо деревянной была сделана новая каменная трапезная и по всей церкви растесаны окна. Из приделов на южную и северную сторону были устроены выходы с каменными крыльцами17. В метрике 1887 г. церковь названа двухэтажной столпообразной, главный алтарь полуциркульным с тремя окнами, а придельные — четвероугольными с двумя окнами. При этом отмечено, что входов в верхнюю церковь нет. Центральный свод назван котлообразным, указано также, что фонарь на своде глухой, устроен прямо над сводами, над фонарем шея с главой18. Из этого описания и описания, данного за четверть века до этого иеродиаконом Филуменом, следует, что восьмерик был надстроен прямо над глухим сводом и в основном никак не использовался. В результате реконструкций середины 1790-х гг., Троицкий собор Кривоезерского монастыря стал представлять собой характерный для архитектуры рубежа XVII-XVIII вв. тип восьмерика на четверике. Храмы подобного типа появились в московском зодчестве в конце XVII в., в эпоху нарышкинского стиля. Этот тип почти сразу же проник в верхневолжские земли и активно использовался мастерами в первой половине XVIII в. Примерами могут служить Успенский собор в Плесе.
(1699 г.), церковь Воскресения на Пушавке в Пучеже (1717 г., разрушена), Успенский храм в Кинешме (1747 г.). В самом Юрьевце, на территории нижнего посада в 1754 г. была построена Казанская церковь, представлявшая именно эту композицию (не сохранилась). Таким образом, перестройка собора, с одной стороны, придала ему более значительный вид, подобающий главному храму монастыря, с другой — получилась своеобразная художественная «перекличка» с Казанской церковью.
В отличие от храмов Юрьевца второй трети XVIII в. собор Троицкого монастыря имел строгое декоративное убранство: огибающие лопатки четверика и восьмерика, строгие наличники без корон и разорванных завершений, по верху четверика и восьмерика нет характерных для архитектуры Юрьевца и окрестностей этого времени фриза-пилы и поребрика.
Так, в середине 90-х гг. XVIII в. начинается новая архитектурная история монастыря. В 1795 г. возводится каменная трехъярусная колокольня, на которой были установлены боевые немецкие часы. В 1796 г. на северной стороне сооружена каменная теплая церковь Александра Невского. В 1797 г. — на юго-западной и западной сторонах монастыря построены одноэтажная каменная братская трапеза с келарней, квасоварней, хлебопекарней и шесть каменных келий; с южной стороны Троицкого храма — Настоятельский одноэтажный каменный корпус; с северной — каменный одноэтажный Казначейский корпус; двое каменных святых ворот, на каждых по три главы; между святыми воротами и прочими зданиями сделана каменная ограда. В 1799 г. на восточной стороне возведен каменный больничный храм Антипы, Епископа Пергамского с шестью кельями по сторонам для больных и престарелых монахов. В этом же году в центре Юрьевца рядом с Благовещенской церковью возведена каменная монастырская часовня.19
Таким образом, в период управления Кривоезерской пустынью настоятелем Софронием за пять лет сложился новый архитектурный ансамбль, выстроенный в едином классицистическом стиле. Это время можно назвать первым строительным периодом обители.
Второй строительный период в Троице-Кривоезерском монастыре, когда монастырский ансамбль в целом был завершен, осуществлялся при игумене Феодосии постройкой нового большого собора в честь иконы Иерусалимской Богоматери20. В первый же год его наместничества по обе стороне колокольни было выстроено восемь каменных келий (шесть на южной и две на северной). Феодосий получил разрешение соорудить новый каменный теплый храм в честь чудотворной иконы Иерусалимской Богоматери с двумя приделами — справа в честь Сретения Господня, а слева — во имя преподобных отцов Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского в 1816 г. Летом того же года состоялась закладка храма, возведение которого продолжалось до 1822 г., когда купол храма обрушился; как сообщает иеродиакон Филумен «причиною сего было отступление от плана, составленного Архитектором. Четыре внутренние столпа, поддерживающие верхний свод, сделаны были для распространения внутренней вместимости гораздо меньше в объеме, чем было назначено по плану». После перестроек 20 марта 1827 г. храм был освящен21. Судя по описаниям и фото Иерусалимский собор представлял собой традиционный по типу большой четырехстолпный трехабсидный пятиглавый храм. Собор имел три входа: один с запада, где находилась паперть, и два с севера: в центре северной стены и в северном алтаре. Собор имел тонко выполненное декоративное убранство фасадов, наделенное чертами раннего классицизма. Фасады храма были расчленены на три прясла пилястрами с тонкими раскреповками, выше антаблемента переходившими в кокошники. Окна паперти были украшены графичными наличниками с выступающими по сторонам ушками. В кокошниках была роспись — по всей видимости, двунадесятые праздники. В каждом прясле помещалось по два окна. Окна нижнего света имели прямоугольную форму с полуциркульным завершением, верхние — значительно меньшие по размерам — квадратную форму. Между окнами нижнего и верхнего света имелся необычной формы волнообразный декор, напоминающий картуши. Главы имели чуть квадратную форму со срезанными углами, были прорезаны каждая четырьмя окнами с полуциркульными завершениями и имели сдвоенные пилястры на гранях. Абсиды имели граненую форму и были украшены прямоугольными окнами с треугольными фронтонами в завершении.
В интерьере храм имел четыре столба, на западной стороне находились обширные деревянные хоры, над папертью были устроены небольшие каменные кельи из шести комнат для жительства схимников, из которых ход устроен был прямо на хоры. Интерьер был отделан карнизами и пилястрами лепной работы.
Возведение нового Иерусалимского собора завершило второй этап строительства монастырского ансамбля Троицкой Кривоезерской пустыни, выполненного за тридцать лет в едином классицистическом ключе. Даже подвергшийся кардинальным перестройкам древний Троицкий собор, несмотря на общий абрис, характерный для более раннего периода, благодаря строго оформленным фасадам, выполненным в графической манере, не выбивался из общего стилистического контекста архитектуры монастырского комплекса. Монастырский ансамбль представлял собой интересную пространственную композицию: при общем четком прямоугольном плане территории, вытянувшейся вдоль Волги, храмы и колокольня представляли собой архитектурно-выраженный пространственный крест: в центре древний Троицкий собор, по сторонам — храм Александра Невского и Иерусалимский собор, храм Антипы Пергамского и колокольня. Причем западно-восточная ось этого креста была развернута по часовой стрелке (т. е. колокольня смещена к северо-западному углу, а храм Антипы Пергамского — к юго-восточному. По всей видимости, такое архитектурное решение было предпринято для того, чтобы с противоположного берега, с соборной площади Юрьевца хорошо были видны все храмы обители.
Автор проекта архитектурного ансамбля Кривоезерской пустыни неизвестен. В практике Юрьевецкого храмового строительства известны документально зафиксированные случаи получения плана и фасада для церкви от костромского Епископа. Так, при возведении в 1819 г. Троицкой церкви был использован план и фасад, выданный Епископом Костромским и Галичским Евгением в 1808 г., а на приделы с трапезою был выдан план и фасад в 1816 г. епископом Костромским и Галичским Сергием22.
В то же время, учитывая сообщение о том, что справку о плачевном состоянии обители давал губернский архитектор, можно предположить, что он же и надзирал за проектом, а возможно, и был его автором. Создание обители по датам почти полностью укладывается в годы, когда губернским архитектором был Николай Иванович Метлин, занимавший этот пост с 1796 по 1822 гг.23 На этот период приходится расцвет классицизма, реализация регулярных планов Костромской губернии, разных по назначению зданий, сформировавших облик архитектурных ансамблей губернского и уездных центров. В Кривоезерском монастыре 1795 годом датируется лишь возведение колокольни. В этом году могло быть получено разрешение на ее строительство. Напомним, что в 1794 г. предыдущий губернский архитектор Карл Калино застал обитель в плачевном состоянии, и, конечно же, первоначально должен был перестраиваться собор. Роль губернского архитектора в 1795-1796 гг. выполнял губернский землемер Иван Петрович Гове, в частности составивший регулярный план Юрьевца24. Вряд ли он был автором проекта монастырского ансамбля. Николай Иванович Метлин родился в Москве в семье архитектора. В 1793 г. — он архитекторский ученик, в 1794 г. — архитекторский помощник, в 1796 г. — уже губернский архитектор. Среди построек монастырских зданий документально подтверждена перестройка Метлиным в 1820-1822 гг. в формах классицизма Архиерейского корпуса Ипатьевского монастыря, сохранился неосуществленный проект каменной церкви села Прискокова Костромского уезда 182225, автором обнаружена копия проекта Н. И. Метлина 1810 г. церкви Благовещения села Благовещенского Юрьевецкого уезда 1810 г.26 Есть сведения, что Метлин перестраивал в 1806 г. Юрьевецкий Входоиерусалимский собор27.
Авторская манера архитектора Метлина, применяемая в церковных сооружениях, насколько позволяют судить два известных на сегодняшний день церковных проекта, вполне соответствует архитектурным особенностям построек монастыря: тонкие профилировки, плоские пилястры, характерные сандрики, небольшие окна-люкарны трехъярусных колоколен, чуть граненые барабаны глав. В то же время отсутствие документов и изображений двух храмов обители, конечно же, не позволяет достоверно приписать архитектурный ансамбль именно Н. И. Метлину. Его авторство гипотетично.
Судя по фотографиям, архитектура Иерусалимского собора отличается от памятников обители, построенных в конце XVIII в. Вполне возможно, что авторство принадлежит и другому архитектору, но хорошо известно, что Н. И. Метлин строил не только по собственным проектам. Под его надзором осуществлялось строительство зданий по образцовым и индивидуальным проектам, разработанным видными столичными зодчими (таких, как присутственные места, Овощные и Масляные ряды в Костроме). Так или иначе, очевидно, что губернский архитектор Н. И. Метлин надзирал за осуществлением строительства в Троицком Кривоезерском монастыре.
Интересен еще один памятник, находившийся вне стен обители, но непосредственно связанный с монастырским ансамблем. Еще в 1799 г. при настоятеле Софронии вне монастыря, на западной стороне, напротив колокольни был устроен деревянный гостиный дом в двух корпусах. При игумене Феодосии в 1815 г. на месте сгоревшего гостиного дома выстроен новый деревянный в два этажа. В 1839 г. на этом месте устроен на каменном фундаменте деревянный одноэтажный гостиный дом. В описании монастыря иеродиакона Филумена и на гравюре по рисунку Н. Воротникова 1861 г. изображен корпус, выстроенный в 1839 г.
В метрике 1887 г. указана «за монастырем каменная двухэтажная для богомольцев гостиница длиною 29, а шириною 9 сажен». О прекрасной гостинице для приема богомольцев сообщается также в небольшой брошюре о Свято-Троицкой Кривоезерской пустыни Костромской епархии, выпущенной в Костроме в 1904 г.28 Из документов следует, что она была возведена между 1861-1887 гг., но, судя по стилистическим особенностям, ее построили уже в 1860-е гг. при архимандрите Паисии I, много хлопотавшем о благоустройстве монастыря. В период его правления, в частности, были поновлены обветшавшие здания, в 1858 г. был построен двухэтажный каменный флигель при скотном дворе, а в 1860 г. над северо-западным и юго-западным углом монастыря были выстроены две восьмигранные башни, оформившие парадную западную стену обители, обращенную к городу29.
Новая гостиница представляла собой двухэтажный корпус с рустованным первым этажом, возведенный в стиле эклектики с неоренессансными чертами. Окна имели полуциркульное завершение и размещались на фасадах строго по осевому принципу. Верхние окна, чуть большие по высоте, завершались замковым камнем и имели небольшие ушки по сторонам.
Таким образом, в конце XVIII — первой четверти XIX в. был создан замечательный архитектурный ансамбль, обладавший чертами раннего классицизма в сочетании с традиционными композиционными решениями. Возможно, это был единый проект, выполненный в середине 1790-х гг. Строительство монастырского комплекса было завершено в середине XIX в. уже в эпоху эклектики.
Несмотря на отсутствие изображений двух храмов монастыря и подробного плана обители, представленный материал позволяет хотя бы частично воссоздать внешний облик затопленной обители и ввести в научный оборот замечательный монастырский ансамбль, практически полностью созданный в едином стиле раннего классицизма.
Примечания
- Самый подробный рисунок опубликован в кн.: Чернецов Г., Чернецов Н. Путешествие по Волге. Рисунки авторов. М., 1970. С. 54. В РНБ хранится выполненная братьями Чернецовыми «Параллель реки Волги», где, в частности, имеется карандашный рисунок с общим видом обители. РНБ ОР Эрм. 605-2. Чернецовы Г. Г. u Н. Г. Параллель берегов реки Волги в Костромской губернии. Б) Левый берег. Л. 151. Существует также гравюра Флойда по оригиналу Н. Г. Чернецова с видом соборной площади Юрьевца, на которой изображен на другом берегу Волги, прямо напротив соборной площади, Кривоезерский монастырь. Гравюра помещена в «Памятной книжке на 1859 г.» (СПб.: Военная типография, 1858). Автор выражает благодарность М. Е. Ермаковой за предоставление этого изображения. Иеродиакон Филумен.
- Исторические записки о Троицкой Кривоезерской общежительной пустыне, Костромской епархии. М., 1862.
- Самая лучшая фотография с видом монастыря хранится в ГАГО. Фототека. 2245. Остальные фото, публикуемые в статье, хранятся в ЮКМ.
- Самое раннее описание еще деревянного монастыря помещено в кн.: Выпись города Юрьевца Поволгско- го 184 г., писцов Ивана Желябужского да подьячего Андрея Рыбинского // Костромская старина. Вып. VII. Кострома, 1912. С. 55-59.
- ГАИО. Ф. 893. On. 1. Ед. хр. 82. Описи церковного и монастырского имущества Кривоезерской пустыни. 1787- 1827 гг.; ГАИО. Ф.893. On. 1. Ед.хр. 116. 1817 г. Историческое описание Троицкого Кривоезерского общежительного монастыря о всех достопамятных происшествиях, случившихся в нем. Выписанное из Монастырского архива 1817-го года.
- ИИМК. Р III. № 2318. Метрика для получения верных сведений о древних православных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах Макариевской Костромской Кривоезерской пустыни. 16 л.
- Монастырь закрыли сразу после революции. С 1923 по 1929 гг. на его территории находилась тюрьма. После этого здания передали заводу «Красный профинтерн». Сохранившийся план 1931 г. был выполнен для заводских нужд. Автор выражает благодарность за предоставление этого материала П. А. Чернову.
- Иеродиакон Филумен. Исторические записки… С. 6-8.; Жизнь и чудеса блаженного Симона Христа ради юродивого Юрьевецкого чудотворца. Составлено протоиереем Иоанном Поспеловым. Кострома, 1891 г. Переиздание: М., 2000. С. 18-19.
- В грамоте царя Алексея Михайловича 1654 г. прописана челобитная старца Симеона с братиею, сообщающая о возведении храма Живоначальной Троицы с четырьмя приделами в 149 (1641 г.). См.: Иеродиакон Филумен. Исторические записки… Грамота №4. С. 107-108.
- Иеродиакон Филумен. Исторические записки… С. 25-31.
- Там же. С. 46-47.
- ГАИО. Ф.893. On. 1. Ед.хр.82 Опись церковного и монастырского имущества Кривоезерской пустыни. Начато 1787 г. Окончено 1800 г. Л. 1-2.
- История утраченного чудотворного образа Иерусалимской Богоматери и его изображение помещено в книге А. В. Вознесенского «Дар небесного Милосердия земле Костромской». Одесса. 1914 г.
- Иеродиакон Филумен. Исторические записки… С. 96-97.
- Исторические города и села Костромской области. Кострома. 2004. С. 210.
- Иеродиакон Филумен. Исторические записки… С. 63-64.
- Там же. С. 65.
- ИИМК. Р III. № 2318. Метрика для получения верных сведений о древних православных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах Макариевской Костромской Кривоезерской пустыни. Л. 2-7 с об.
- Иеродиакон Филумен. Исторические записки… С. 65-68.
- Строитель иеромонах Феодосий (Крюков) был поставлен игуменом Кривоезерской пустыни в 1815 г. по благословлению Епископа Костромского и Галич- ского Сергия и управлял обителью до своей кончины в 1827 г. См.: Иеродиакон Филумен. Исторические записки… С. 98-99.
- Иеродиакон Филумен. Исторические записки… С. 72-74.
- ГАИО. Ф. 1023. On. 1. Ед.хр. 3. Опись церковного имущества Троицкой церкви г. Юрьевца Костромской губернии. 1842-1866 г. 21-21 об.
- Смирнов Г. К. Губернские архитекторы в России во второй половине 18 в. // Архив наследия — 2003 / Сост. В. И. Плужников. М., 2005. С. 117; Исторические города и села Костромской области. Кострома, 2004. С. 209-211.
- Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Ч. 3. М., 2000. С. 709.
- Исторические города и села Костромской области. Кострома, 2004 г. Илл. на с. 209.
- ИИМК. Р. III. № 2330. Метрика Костромской губернии Юрьевецкого уезда села Благовещенского церкви Благовещения. Составил приходской священник церкви Федор Иванов Измайлов 4 февраля 1887 г. Л. 14. Копия плана, составленного губернским архитектором Н. И. Метлиным 25 сентября 1810 г.
- Свод памятников… С. 709.
- Свято-Троицкая Кривоезерская Пустынь (Костромской губ., Макарьевского уезда). Кострома, 1904. С. 19.
- Иеродиакон Филумен писал историю обители при настоятеле Паисии, управлявшем обителью с 1837 г. Паисий был первым из настоятелей Кривоезерского монастыря, произведенным в сан архимандрита. До этого настоятели именовались строителями и игуменами. См.: Иеродиакон Филумен. Исторические записки… С. 81-89, 100-101. Архимандрит Паисий I управлял обителью до 1865 г. См.: Свято-Троицкая Кривоезерская Пустынь… С. 21.