Горда, упорна и прекрасна

Saharova MaiiaМногие учителя более старшего возраста помнят заведующую областным отделом народного образования Майю Александровну Сахарову. Она возглавляла отдел с 1975 по 1986 год. Мы решили поместить воспоминания о Майе Александровне Николая Александровича Маркова.

— В те годы, с 1976 по 1979, я работал директором сельской средней школы. Затем до 1986 года — заведующим Сокольским Районо, то есть под непосредственным руководством Майи Александровны. Я видел ее в официальной обстановке на больших совещаниях и конференциях, заседаниях коллегии Облоно, семинарах. Многократно разговаривал воочию и по телефону, Иногда по окончании рабочего дня, после напряженного семинара где-нибудь в Кинешме или Юрьевце для нас, заведующих Районо, организовывались выезды на природу…

Из всех встреч и общения в первую очередь можно было сделать вывод о простоте и естественности Майи Александровны. Она не стремилась и, скорее всего, не умела подстраиваться под ситуацию, под окружающих людей: даже посторонний человек мог заметить, что она оставалась самой собой, уверенной в себе хоть при высоком московском начальстве, хоть при подчиненных. А делать это в те времена было совсем не просто. Независимость и отсутствие видимого почитания начальника не очень-то поощрялись. Как, впрочем, и всегда. Мне неоднократно приходилось быть очевидцем того, с какой настойчивостью, граничащей с бесстрашием, Майя Александровна отстаивала интересы образования в обкоме партии, облисполкоме, его отделах и управлениях. И добивалась своего. Помню, на заседаниях коллегии она несколько раз повторила: «В облисполкоме нас поддерживают по всем вопросам, в обкоме — по принципиальным». Еще бы не поддерживать, видя в ней профессионала высочайшего уровня, преданного руководимой отрасли, жившего школьными интересами, обладающего уникальными дипломатическими способностями, не щадившего себя и своего здоровья, авторитетного человека — и не только среди работников образования. О признании авторитета Сахаровой свидетельствовали факты многократного избрания ее членом исполкома областного совета народных депутатов и обкома партии, что для данной должности в те времена было скорее исключением.

А насколько любили, любят и сейчас ее те, с кем она работала. Да и как можно относиться к ней иначе? Майя Александровна — воистину живое, реальное воплощение типа величавой славянки, о котором еще полтора века назад вдохновенно писал поэт. И к ней во многом относятся некрасовские слова: «Она была горда, упорна и прекрасна…».

Величественность ее проявлялась во внешности. Внешняя красота ее, обаяние женственности гармонично дополнялись далеко не рядовым женским умом (да простят меня представительницы прекрасного пола), великолепно правильной русской речью. Боже, как убедительно и завораживающе она говорила! По-моему, оппонентов во время ее многочисленных докладов и выступлений не находилось.

Можно было бы много говорить о человеческих качествах Майи Александровны: ее умении выслушать и понять другого, мудрости, оптимизме, тактичности, скромности, абсолютном отсутствии стремления извлечь из той или иной ситуации личную, а тем более корыстную выгоду. Я никогда не мог бы представить ситуацию, чтобы, приехав ко мне в район или в какую-то другую подведомственную территорию, она устроила бы пир горой, а затем уехала бы с множеством подарков, собрав «полагающуюся» дань. А как уважительно относилась Майя Александровна к людям (здесь, прежде всего, имею в виду подчиненных по работе). В Облоно тогда не было принято обращаться на «ты» или по имени (без отчества) — даже к нам, начинающим заведующим, относились очень корректно (мне, например, при назначении в районо было лишь 27 лет). Интеллигентность заведующей материализовалась в интеллигентности сотрудников отдела, хорошем, деловом настрое в его работе. В те годы в Облоно трудились уважаемые, хорошо подготовленные к общению с директорами школ и учителями инспектора и специалисты. И сегодня на устах имена многих из них — Л. Финарова, Н. Метлина, В. Тезюков, А. Шумакова, B. Шепелева, В. Пройкова, К. Максименко, П. Шкинев, C. Шумилова… Солидарно с областным отделом образования трудились в ту пору отделы на местах. Их возглавляли талантливые руководители, официальные и одновременно неофициальные лидеры образования своих городов и районов, отдавшие школе и многие годы жизни, и силы, здоровье. Не могу не назвать тех, у кого с большой пользой для себя тогда учился. Это В. Малков из Пучежа, А. Сиротина из Юрьевца, А. Токарев из Фурманова, Д. Хорошев из Савина, А. Шабанов из Ильинского, А. Кузьминский из Иванова… Умела заведующая Облоно подбирать себе команду!

А какие дела делались под руководством и при непосредственном участии Майи Александровны! Интересующее нас десятилетие я назвал бы «золотым» временем ивановского образования. И за этим эпитетом стоит весьма многое. Дошкольное образование: колоссальный рывок в строительстве и открытии детских учреждений. В результате этого область вышла на одно из первых мест в Союзе по охвату дошкольников детскими садами и по условиям содержания в них. Школы: опять -таки небывалое ни до, ни после строительство — 20?25 тысяч ученических мест за пятилетку. А сколько сооружено пришкольных интернатов, квартир для учителей, гаражей для школьной техники и т. д. Сделан заметный прорыв в обеспечении учреждений образования, особенно на селе, педагогическими кадрами, В Шуйском пединституте открываются новые специальности. Очень результативно работает областной институт усовершенствования учителей. На его базе при непосредственном участии руководителя Облоно создается музей образования Ивановской области, который, к сожалению, сейчас находится не в лучшем состоянии.

Таким образом, за время, когда образованием области руководила Майя Александровна, отрасль расцвела. Были решены, по крайней мере, две стратегические задачи: педагогические кадры и материальная база — тот фундамент, тот монолит, благодаря которому школьное здание выдержало бури и землетрясения 90-х годов. И здесь никак нельзя согласиться с теми, кто назвал то время периодом застоя, По крайней мере, в образовании.

В «застое» было и содержание образования. Вводились новые курсы, предметы. Такие, как основы государства и права, гигиеническое и половое воспитание, этика и психология семейной жизни. Серьезная модернизация проводилась в трудовом обучении, начальной военной подготовке, физической культуре, музыке, ИЗО. Входили в практику и новые учебники, Например, геометрия А. Погорелова, Начался массовый переход на обучение детей с шести лет и многое другое. При этом была хорошая практика: ничто не внедрялось спонтанно, без основательного эксперимента, материального обеспечения. Помню, сколько было проведено заседаний коллегии Облоно, практических семинаров. Как заинтересованно и бурно шло обсуждение перечисленных и иных проблем.

В наше время мало кто помнит о реформе 1984 года. Думаю, тем, кто сегодня решил начать модернизацию образования, неплохо бы посмотреть, как та реформа готовилась, какие средства и силы к ее реализации были привлечены. В Ивановской области облисполкомом было принято шесть решений, где по годам по каждому учреждению, предприятию, району, городу было расписано досконально все. Это была обстоятельная, конкретная межведомственная программа развития образования Ивановской области на 80-е годы. Считаю, что составителям нынешней программы нет смысла что-то изобретать.

А взять бы ту брошюру, в виде которой эти шесть решений облисполкома были изданы, и, которая многие годы лежала на столе у каждого, кто имел отношение к образованию, и, изучив ее, адаптировать к реалиям нашего времени. Брошюра — свидетельство высочайшего профессионализма отдела образования и его заведующей. Причем, процентов на 90?95 принятые решения были выполнены. Вот какая результативность! Сейчас бы так.

Майя Александровна, мы (думаю, под этими словами подпишутся многие) счастливы, что знаем Вас давно-давно, работали вместе с Вами, делали великое дело; рады ощущать себя, если позволите, Вашими учениками.

А. В. СИРОТИНА, Т. М. ТЕРЕШИНА, «По тропам памяти людской», 2002 г., стр. 155

Оставьте комментарий