В конце XVII и начале XVIII века Юрьевец был сначала местом ссылки, а затем добровольного поселения хранителей старой православной веры — староверов.
В Юрьевец в 1961 году царь Алексей Михайлович сослал главу раскола «огнеопального» протопопа Аввакума. Большая часть населения, духовенство, купечество поддерживали устои старой веры. В городе, населенных пунктах оседало много бежавших из Москвы и других крупных городов. Образовались новые ее деревни, починки в лесах Заволжья — скиты.
Интересный роман, рассказывающий о тех временах, написал Р. М. Зуев-Ордынский — «Сказание о городе Ново-Китеже». Роман был напечатан впервые в журнале «Всемирный следопыт» в №№ 10—11 за 1930 год. На страницах 715— 717 в главе четвертой «Слово и дело Государево» читаем: «…1717 год. Год учреждения Петром инквизитора для борьбы с религиозным вольнодумством» — расколом. На площади города Юрьевца-Повольского, где когда-то жил и проповедовал «огнеопальный» протопоп Аввакум Петрович, стоит многоголосый плач, слышны крики возмущения. Изможденный старик, один из бродячих расколо-учителей, рассказывает о тех муках, какие терпят люди старой веры в застенках страшного Преображенского приказа.
Вдруг из толпы раздается жуткая фраза: «Слово и дело Государево!» По городу ползут слухи: из Москвы царем послана в Юрьевец воинская команда ловить и пытать раскольников, а ведь две трети его населения — раскольники.
Старики готовятся умирать, пострадать за старую веру. Пылкая молодежь призывает встретить царских солдат вилами и топорами. Сошлись на середине — убежать Из Юрьевца.
И вот глухой, осенней ночью выходит из Юрьевца громадный обоз. К нему из соседних сел и деревень присоединялись другие обозы. Это «остальцы» древнего благочестия, родные «печища» оставя, бегут в леса Брянские, Муромские, Пермские.
Социальный состав беглецов — это по преимуществу крестьяне, городское посадское население, незначительная часть духовенства. Из бояр, служивых дворян и крупных купцов — никого.
С топорами, рыболовными снастями, огнестрельным оружием подвигались они с родной Волги на Каму, с Камы за Кетменный пояс, а там и в Сибирь. Беглецы перевалили вслепую без проводников Саяны и застряли где-то в дикой лесной чаще, где «журавли яйца несут». Здесь юрьевчанам поневоле пришлось остановиться, потому что куда ни бросались, их всюду встречали болота.
Каким-то чудом, по неведомым путанным тропинкам, беглецы или «сходцы», как их называли тогда, пробрались через болота, а теперь и сами не могли найти обратного хода.
Так был основан в дикой Тану-тувинской тайге город Ново-Китеж.
Дальше развивается действие романа в Ново-Китеже. Но интересно, как живут сейчас наши
земляки, ушедшие 258 лет тому назад и основавшие город, который до революции почти не имел связи с Россией. Как он называется сейчас? Ведь могли сохраниться письменные документы тех лет. .
А. ИВАНОВ, Газета «Волга» от 14 августа 1975 года