В какие времена появились поселения в этом отдаленном углу Юрьевецкого района, сказать трудно. Несколько веков назад названия существующих или недавно прекративших свое существование деревень уже встречаются в письменных источниках. В писцовой книге Елнатской волости за 1676 год читаем «Деревня Чуркино Малое у речки Талицы, а в ней крестьян: Двор. Сенька Потапов, у него сын Якушко. Двор. Бобыль Ефишка Потапов, у него сын Нифантко шести лет… Двор. Пуст. Орефко Федоров сбежал в 1665 году… Всего пять дворов, людей в них 7 человек („людей“ — означало население мужского пола). Да три двора бобыльских людей. Да три двора пустых».
Снова над Елнатью ласточки быстрые
Крыльями воздух стригут.
Воды несут облака серебристые,
В Волгу большую несут.
Ветер над Русью всегда переменчивый,
Но оглянитесь окрест —
Холм, что с березовой рощей повенчанный,
Принял часовню и крест.
Что, нам от века с тобой заповедано
Степью, цыганщиной жить?
Пить до угару, горланить неистово…
Душу живую губить?
Не отвечай. Родники не утрачены,
Ключ ковылем не зарос.
Но почему так волненьем охвачены
Роща, ракитник и рожь?
В той же писцовой книге упоминаются деревни: Осинки Большие у речки Талицы («Всего пять дворов. Людей в них четырнадцать человек, да два двора бобыльских, людей в них два человека, да двор вдовы нетягловой, людей в нем два человека, да двор пуст»); Осташково у речки Елнати (всего шесть дворов, людей в них 17 человек, да два двора бобыльских, людей в них два человека, да два двора пустых); Корючиха (всего десять дворов. Людей в них 25 человек, да два двора во льготе), Костяево, Устиниха, Хохонино, Теплое Займище, Башарино, деревня, что близ починка Павлова, Осташково, Боровое у Борового врага, Костяево Малое, починок Займище Башарино.
Люди здесь издавна жили крестьянским трудом. Разводили скот, пахали землю, растили хлеб. Деревень было много, особенно по реке Елнати и ее притокам. Кругом росли вековые леса, полные грибов и ягод, в реке водилось много рыбы. Крестьяне крепко придерживались дедовских обычаев и православной христианской веры.
В д. Жарки стоит красивая пятиглавая церковь с высокой колокольней. Она была построена в 1845 году во славу Рождества Богородицы. Правый придел ее освящен в честь иконы Казанской Божьей Матери. В храме до сих пор находится ее икона. Она считается чудотворной. Предание гласит, что именно с ее обретением связано строительство храма в Жарках. А дело было так. Около двухсот лет назад мужики пошли косить сено. Луга здесь были богатые, пойменные. И вдруг видят — прямо на лугу лежит огромная икона Казанской Божьей Матери. Взяли они ее и понесли в близлежащий храм в Каменники. Идут и вдруг слепнут. Ничего не видно впереди. Назад обернутся — светло, а впереди — темная завеса. Православные мужички сразу поняли — Божье знамение: «Не хочет уходить Казанская с этой земли». Взяли в руки топоры, соорудили часовенку, поставили туда икону, затеплили лампадку. А потом всем миром принялись за сооружение белокаменного храма. Все строилось из местного материала. Глина, лес были местные. Кирпичи в те годы умели делать многие местные мастера. Так и возник на высоком берегу Елнати, в одном из красивейших мест России, этот удивительный храм, с которым связаны многие события вплоть до сегодняшнего времени, но о них речь несколько позже, а мы вернемся в прошлый век и представим, как здесь жили люди.
Кроме хлебопашества и скотоводства крестьяне кормились отхожими промыслами. Хорошо знали в окрестных деревнях сапоговаляльное дело. Когда прекращались полевые работы, многие уходили на «чужую сторону» в города нижней Волги, где это ремесло было особенно развито. Постепенно предприимчивые крестьяне заводили мастерские по изготовлению валенок и у себя дома. Сапоговаляльни в конце прошлого века возникли в Махлове, других деревнях.
Почти в каждом дворе занимались лозоплетением. Корзины, короба, каретки, санки. Все это нужно было в хозяйстве и все делалось своими руками.
В начале нынешнего века открывается Каменниковское двухклассное училище (в то время Каменники входили в Махловскую волость). В музее Костяевской школы сохранился любопытный документ — похвальные листы, врученные Трофимову Сергею Ивановичу в 1911/12 учебном году «за отличные успехи при примерном поведении».
Родился Сергей Иванович в 1889 году в Малом Костяеве. Семья была небольшая и небогатая. Чтобы сводить концы с концами, занимались сапоговалянием. Трофимов закончил церковно-приходскую школу в Каменниках и затем с 1909 по 1914 год учился в училище. Попечителем училища тогда был Сергей Никифорович Гурычев, законоучителем — Николай Васильевич Апполов, учителя Петр Михайлович Артамонов и Федор Петрович Кириллов. До 29 лет Сергей Трофимов жил с родителями. Потом женился на приемной дочери Молодцовых из Махлова — Ольге. Вместе они вырастили восемь детей: пятерых сыновей и трех дочерей. Сергей Иванович с 1943-го по 1951 год служил в охране лагеря военнопленных в Михайлове. Потом около двух лет был председателем колхоза в Малом Костяеве. Умер он в 1971 году, похоронен в с. Жарки.
После революции (в 20-е годы) на территории нынешней Махловской администрации образовались три сельских совета: Махловский, Талицкий и Чуркинский. В Махловский сельский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов входили восемь колхозов — «Круча» (д. Павлово), «Пахарь» (д. Гарь Бушевая), «Труженик» (с. Жарки), им. Р. Люксембург (д. Малое Костяево), «Новый путь» (д. Махлово), «Заря» (д. Выползово), «Зеленый бор» (д. Башарино), «Заря коммуны» (д. Усово).
В Талицкий сельсовет (образовался в 1922 году) входили четыре колхоза: «Объединение» (д. Горшково), «Красная Талка» (д. Демкино), «Красная речка» (д. Ошасты), «Заря социализма» (д. Липовка); всего 11 деревень, Жуковская начальная школа, изба-читальня и магазин.
В Чуркинский сельсовет (образован в 1922 г.) вошли 8 колхозов: им. Сталина (д. Осинки) и им. Ворошилова (д. Тюриково), «Ульяновская поляна» (д. Корючиха), «Красный пахарь», им. Буденного, «Красная Елнать», «2-я большевистская весна», «Доброволец».
В 1950-м году произошло укрупнение колхозов. В Махловском сельском Совете создали колхоз «Путь к коммунизму», а в Талицах — «Красная Талка», в Чуркине все колхозы объединили в один с названием «Свобода». Через 15 лет, то есть в 1965 году, произошло еще одно укрупнение. Все три колхоза соединили в совхоз «Михайловский». Укрупняли не только колхозы, но и сельсоветы.
В 1948 году Талицкий сельсовет вошел в состав Чуркинского, а в 1979-м территория Чуркинского вошла в Махловский сельсовет.
Событием для Махлова и окрестных деревень стало открытие в 1934 году восьмилетней школы. Она была построена из двух кулацких домов. Первым ее директором стал Леонид Иванович Полозов. А с 1937-го по 1973 год бессменно директорствовал Николай Евгеньевич Воскресенский. В годы войны он был мобилизован, участвовал во многих крупных наступательных операциях, был награжден двумя орденами Красной Звезды и медалью «За отвагу». В Махловской школе были свои мастерские, пришкольный сад, земельный участок для выращивания картофеля.
Одновременно с открытием школ власти закрывали храмы. Прислали комиссию и в с. Жарки. Она тщательно описала все церковное имущество, нашла «неполадки» в печах и дымоходе и вскоре (1938 год) районный исполнительный комитет (РИК) вынес решение «О прекращении колокольного звона и снятии колоколов в Рождественской церкви с. Жарки». Всего было снято 7 колоколов общим весом 2684 кг. Самый большой весил сто пудов пять фунтов.
Но, как говорят местные жители, службы в храме продолжались до 1940 года, после чего устроили зернохранилище. Правда, настенные росписи и само здание почти не пострадали. В 1942 году храмы в России вновь начали открывать. Местные мужики отправились в Москву и принесли от Калинина «бумагу» с разрешением открыть храм в Жарках. И с тех пор в Рождественской церкви служба не прекращалась. При храме в Жарках находится древний погост. Здесь захоронены части мощей месточтимого святого Алексея Елнатского. Этот юродивый во Христе при жизни не раз бывал в Жарках, молился здесь. В 30-е годы он был арестован и отправлен в кинешемскую тюрьму. Там он умер в тюремном лазарете, не выдержав пыток, и был похоронен на одном из кладбищ г. Кинешмы. В 80-е годы в Жарках настоятелем был о. Амвросий (Юрасов). Верующие люди передали ему, где в Кинешме находится могила святого. Вместе с послушницами он съездил в Кинешму, там они тайно раскопали могилу и перевезли нетленные мощи в Жарки. Хранили их в алтаре под престолом, а когда в Иванове открылся Свято-Введенский монастырь, мощи Алексея Елнатского перевезли туда. А частички мощей вместе с землей захоронили около храма, справа от алтаря, в д. Жарки. На этом месте поставили крестик, и верующие теперь прикладываются к нему, прося у святого помощи.
На церковном погосте в Жарках похоронен Мишенька Блаженный. Он умер в 1963 году и многие местные жители хорошо его помнят. Он был прозорливым человеком. Незадолго до смерти говорил, что в Жарках скоро будет пустынно, как в скиту. А тогда вокруг было множество деревень, в деревнях были фермы, обрабатывался каждый клочок земли. Сейчас все окрестные деревни повымерли, в самих Жарках всего несколько домов, местных жителей почти не осталось. На лето приезжают только дачники. Здесь нет ни дороги, ни магазина. До ближайшей трассы пять километров. Зимой или в распутицу до храма можно добраться только пешком или на лошади. Но деревня, несмотря на все трудности, живет. В храме идут службы, звонят колокола. Трудами о. Виктора и малочисленных прихожан храм реставрируется. Этим летом лесами оделась колокольня. В дачный сезон сюда приезжает много паломников из Иванова, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Они здесь живут неделями, молятся, помогают церкви, устраивают православные чтения. Жарки в это время превращаются в настоящую маленькую столицу.
В годы войны 150 мужчин из Махлова и окрестных деревень не вернулись с фронта. Они все записаны в памятной записке настоятеля храма о. Виктора, и каждую литургию он перечисляет их имена.
Павел Яковлевич Кротов родился в д. Большое Костяево. Призван был в 1941-м и сразу — в пекло на Ленинградский фронт в 461-й стрелковый полк. После окружения от полка осталось 70 солдат, все командиры погибли. При выходе из котла Кротов был трижды ранен. После госпиталя — снова бои под Ленинградом и снова ранение. Вновь госпиталь… и Волховский фронт. Пулеметчики всегда были под прицелом врага, и вскоре серьезное ранение в голову делает его не способным к службе. Фронтовик возвращается в родное Костяево и до пенсии трудится в колхозе. Он награжден орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу».
Устинов Николай Федорович из д. Корючиха Чуркинского сельсовета нес службу по охране границы с Японией на катерах морской охраны. Он семь лет прослужил командиром орудия. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью адмирала Ушакова за участие в боях за Южный Сахалин, медалью «За победу над Японией». После войны в 1960–1963 годах работал председателем Чуркинского сельсовета. Вместе с женой Клавдией Владимировной воспитал пятерых детей.
Помнят и чтут жители села фронтовиков Владимира Васильевича Флотского, Николая Константиновича Тихомирова, Владимира Михайловича Трофимова, Александра Михайловича Белоусова…
В 70-80-е годы облик многих сел нечерноземной России стал быстро меняться. Нечерноземье было объявлено комсомольской ударной стройкой. Селу были выделены крупные материальные средства, так как была принята Продовольственная программа.
В 1976 году в д. Костяево построили новую восьмилетнюю школу. Развернулось строительство жилья. Глава Махловской сельской администрации Александр Геннадьевич Сергеев вспоминает: «Я приехал в Костяево в 1984 году. Хозяйство было огромное, 40 км протяженностью. Управлять им было трудно. Решили выделить отделение в Талицах в отдельную агроферму „Талка“. В эти годы как раз началось большое строительство: за 10 лет мы проложили десятки километров асфальтированных дорог, клуб, несколько улиц жилых домов, теплую стоянку, благоустроили тракторный стан, сделали сенной навес и несколько хранилищ. Расширили сушильное хозяйство, выстроили АВМ, зерновой склад, свинарник. В Талицах за эти годы построили 10 керамзитовых и 20 щитовых домов, ферму, кормоцех, склад, теплый стан. Словом, создали хорошую материально-техническую базу, которая до сих пор помогает хозяйству выживать в столь тяжелые времена. А трудные годы начались лет 10 назад. Колхозы попросту бросили на произвол судьбы. Дойное стадо пришлось сокращать, сейчас осталось всего 100 голов. Не хватает семян, из 1,5 тыс. га пашни засеяли только 80 га. Хронически не хватает запчастей, солярки, техника износилась. Люди живут в основном за счет своих приусадебных хозяйств, личного подворья. На фермерство надежды не оправдались. В сегодняшних условиях фермер может прокормить только себя и свою семью, он не товаропроизводитель».
Как живет село сегодня?
Центр его культурной жизни — восьмилетняя школа. Ее директор Надежда Федоровна Кузнецова, учитель-организатор Нина Николаевна Карпова много сил отдают краеведческой работе. Их трудами в школе создается музей села и его окрестностей. Многих ребят удалось вовлечь в возрождение старинного промысла — плетение из соломки. Это искусство до наших дней в Костяеве сохранил местный умелец Владимир Васильевич Флотский. Его шкатулки, сундучки удивительно тонкой работы не раз выставлялись в Доме ремесел в г. Юрьевце. В последний раз это было в 1992 году, в год 60-летия великого режиссера Андрея Тарковского.
Работает сегодня в школе еще один удивительный человек — Валерий Иванович Грязнов, бывший моряк. Он ведет кружок юнг. Занимаются ребята корабельной резьбой. Валерий Иванович приобщил к этому искусству многих мальчишек. Подставки для цветов, столиков и скамеек, резное украшение гардероба и парадного школьного крыльца — все это сделано руками юных костяевских моряков. Мальчишки с ностальгией вспоминают, как они ходили на катере «Ларсен Мартин» по Волге в Кострому, Нижний Новгород, Плес, Ярославль, поднимались в верховья рек Унжи и Немды. Увы, сейчас у ребят нет красавца катера, а на маленьком стареньком ботике можно переплыть разве что речку Елнать. Правда, совсем недавно костяевским школьникам удивительную поездку в Москву подарила известный модельер народных костюмов Елена Пелевина. Ребята посетили Московский Кремль, храм Христа Спасителя, московский цирк, побывали на Воробьевых горах, в салоне Елены Пелевиной, в православной гимназии в Ясенево.
Несколько месяцев назад на высоком берегу реки Елнать в д. Костяево выросла красивая деревянная часовня. Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий освятил ее во славу новомучеников российских, а началось все с того, что к сельскому главе пришел настоятель храма из с. Жарки о. Виктор и сказал: «Ну что, голова, пришло время строить храм». «Голова» согласился. Послал Бог местным устроителям и архитектора прямо из Троице-Сергиевой лавры Дмитрия Докучаева, и бригаду мастеров-плотников под руководством Александра Клопова, ученика знаменитого архитектора Ополовникова. И дело пошло. Нашел о. Виктор благодетеля в первопрестольной. Часовня получилась на удивление красивой. Теперь здесь по праздникам и воскресным дням идут службы. Крестят детишек, причащаются, заказывают обедни… Все, как было заведено на святой Руси издревле и от чего мы каким-то наплывным ветром оторвались на время. Теперь в селе появился свой храм, и хочется верить, что дорога к нему не зарастет никогда.
д. Башарино, д. Боровое, д. Брянское, д. Гарь Бушевая, д. Горшково, с. Жарки, д. Корючиха, д. Костяево Большое, д. Липовка, д. Махлово, д. Ошасты, д. Павлово, д. Подвязкино, д. Ручей, д. Сытное, с. Талица, с. Теплово, д. Усово, д. Устиниха, д. Хохонино, д. Чуркино Большое, д. Шарахово
Альманах «Юрьевец», 2001 г.