Железной дорогой до Юрьевца

Газета «Волга» от 26 августа 1998 г. № 57 (8652)

Chizhov F VМного интересных материалов находится на хранении в нашем районном архиве. Когда я в очередной раз заглянула сюда, его заведующая Л. А. Тихомирова предложила посмотреть интереснейший документ. Это была первая книга «Экономических записок по проекту железной дороги линии Вичуга — Юрьевец», изданная плановой комиссией Иваново-Вознесенской губернии в 1926 году.

Оказывается вопрос о соединении Юрьевца железной дорогой с другими районами области и страны впервые поднимался 140 лет назад. Еще в 60-х годах прошлого века известный строитель Ф. В. Чижов выдвигал вариант железной дороги Юрьевец — Иваново вместо Кинешма — Иваново, но Юрьевецкая городская дума отражавшая интересы мелких промышленников и торговцев, отклонила это предложение из боязни потерять местный рынок.

В 1897–98 годах другой видный строитель С. И. Мамонтов произвел изыскания направления Горкино — Юрьевец. Финансовые затруднения общества М. Ярославск — Архангельской железной дороги, которое возглавлял Мамонтов, помешали постройке.

Mamontov by RepinВ 1900 году вступивший в правление Ярославской дорогой Комитет признал выгоды Юрьевецкой ветви и произвел изыскания в направлении Юрьевец — Шуя длиной 127 км. Несмотря на благоприятное отношение к постройке юрьевецких городских властей, дело все-таки не сдвинулось с мертвой точки, на этот раз благодаря ходатайствам об изменении проекта со стороны землевладельцев поместья которых оказались в стороне от линии. В результате уездный предводитель дворянства обратился в Министерство финансов с ходатайством о новых изысканиях. Таким образом, решение вопроса снова оттянулось.

В 1911 году в связи с проектом магистрали Ермолино — Кинель выдвинутым Московско — Казанской дорогой, вновь возник вопрос о Юрьевце, и были произведены изыскания в направлении Юрьевец — Мыт. В 1913 году это направление обсуждалось в Комиссии о новых дорогах, которая высказывалась за необходимость строительства ветки от проектируемой магистрали. В том же 1913 году Общество железнодорожных ветвей заинтересовалось проектом.

За счет Северных железных дорог были произведены технические и экономические изыскания Вичуга — Юрьевец. Разразившаяся в 1914 году война снова отсрочила осуществление проекта.

В 1918 году топливный голод и обострение безработицы вследствие недостатка сырья на местных фабриках, снова заставили Юрьевецкий УИК напомнить центру о необходимости постройки железной дороги на этот раз по направлению Юрьевец — Лух — Шуя. Эта дорога могла бы смягчить топливный кризис и использовать свободную рабочую силу. Вопрос был рассмотрен центром, избрано направление из Юрьевца на Вичугу и постройка включена в план строительства 1918 года. Однако тяжелые финансовые условия как в губернии, так и в стране в целом, не дали возможности осуществить проектировавшуюся линию.

В 1919 году железнодорожная комиссия при Иваново-Вознесенском губернском СНХ признает Юрьевецкую ветвь крайне необходимой в целях ликвидации топливного голода. Дело переходит в межведомственное совещание при Отделе новых линий и подъездных путей НКПС. Последнее в заседании 24.10.19 г. признает направление Юрьевец — Вичуга за наиболее короткий, легкий и целесообразный вариант. Ветка эта рассматривается совещанием как звено разгружающей линии Москва — Юрьевец, связанной через Волгу с намечавшейся в то время магистралью Кострома — Томск. Однако, несмотря на такое благоприятное отношение высших органов к проекту ветки слабость госбюджета 1921 — 1922 г.г. не позволила поставить вопрос о постройке линии на практическую почву.

Татьяна ТЕРЕШИНА

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: