Эти слова хорошо сочетаются с работой коллектива Михайловского Дома культуры с его директором Валентиной Алексеевной Жандаровой.
В село Михайлово В. А. Жандарова приехала с Вичугской фабрики имени Ногина. Там она была не только лучшей производственницей, но и активисткой художественной самодеятельности. Она и пела, и плясала, и стихи читала, и в молодежном хоре верховодила.
Минули годы. И любовь к художественной самодеятельности, прекрасные организаторские способности определили ее дальнейший жизненный путь. Она посвятила себя благородному делу проводника культуры.
С 1963 по 1995 год проработала она директором Михайловского сельского Дома культуры. С этой должности и на заслуженный отдых ушла.
Все эти годы она отдавала любимому делу жар души, энергию, знания.
Только очень увлеченный человек может добиться таких успехов в работе. Валентина Алексеевна всегда старалась все новое, передовое в работе других учреждений культуры внедрить в свою работу. А ведь рабочий день директора сельского Дома
культуры ненормированный. Его просто невозможно уместить в определенные временные рамки. Эта работа очень специфична.
Директор СДК — это и завхоз, и истопник, и сторож, и ведущая дискотек, и многое-многое другое.
Валентина Алексеевна находила время на все. У нее, как и у всех жителей села, свое хозяйство. Надо вовремя скотину накормить, на зиму корма заготовить. Она — мать троих детей. Дома всегда чисто, уютно. Зайдешь по какому-либо вопросу, чувствуешь пирогами пахнет. А Валентина Алексеевна уже спешит угостить. Она очень гостеприимна. Всегда выслушает, когда надо поможет.
И во втором доме, клубе, всегда порядок. Она требовательна к себе. И это качество очень помогало ей в работе. Но, пожалуй, главное, чем она увлекала людей за собой — это умение организовать их. Если бы не эти качества, то, наверно, у нее не было бы многих добровольных помощников.
В скором времени СДК стал центром воспитательной работы села.
Скоро говорится, да не скоро дело делается. Вот как об этом рассказывает сама Валентина Алексеевна.
— Самое главное — нужно было создать коллектив своих единомышленников. Одним из первых и активнейших помощников стала директор начальной школы Вера Ивановна Мусатова. У нее хватало сил и времени на все: она читает лекции, проводит беседы, руководит кружками — музыкальным и танцевальным. Сама — активная участница всех мероприятий Д. К. Она как яркий луч, освещающий путь другим.
В клуб Вера Ивановна пришла не одна. Вместе с ней пришли все учителя начальной школы, медицинский работник Елена Алексеевна Гаврилова, которая на многие десятки лет стала руководителем драмкружка.
Именно эти люди и стали первопроходцами в работе нашего клуба.
Но какой тернистой тропой пришлось пройти, чтобы клуб действительно стал очагом культуры!
Не было квалифицированного руководителя хора. Не было ни баяна, ни пианино, не было костюмов.
Сколько усилий пришлось приложить, чтобы создать хор. Чтобы этот хор запел на два голоса. А сначала пели без музыкального сопровождения. Вера Ивановна ночами сидела, разбирая ноты, выстукивая партии на детском рояле. А затем разучивала их с хором. И хор запел. Да так, что равного ему в районе не было.
Начались первые выступления. В зале во время концертов не оставалось свободных мест. Отношение сельчан было разным. Находились и такие, кто открыто посмеивался над участниками художественной самодеятельности. Но большинство односельчан приняли сторону «первопроходцев». После каждого концерта росло число участников самодеятельности. Па работу ДК обратили внимание руководители совхоза. А Мария Михайловна Маслова (несмотря на большую загруженность в работе — она была председателем сельсовета) возглавила актив клуба, который к тому времени явно уже сформировался. Активисты клуба стали настоящей опорой в работе ДК, завоевали полное признание односельчан.
Чуть позже появился руководитель хора Сергей Сергеевич Холопов, который с трудом добирался до Михайлова из Кинешмы. Его появление еще больше усилило в нас веру в правоту своего дела. Количество членов хора возрастало. В него влились новые специалисты совхоза, учителя СПТУ-2, доярки, слесаря, торговые работники, медики, работники детского сада. В хор записывались целыми семьями. Концерты проводились чаще и чаще. Стали выезжать в другие клубы, деревни с концертами. После смотра художественной самодеятельности района, где наш хор назвали лучшим, последовали выступления нашего коллектива на зональном, а затем и на областном смотрах художественной самодеятельности.
Успех сопутствовал нам. Из этих поездок мы возвратились с дипломами. Радость переполняла нас. И мы снова готовили одну программу за другой. А ведь у каждого участника самодеятельности основная работа, домашнее хозяйство, семья, дети, а, порой, и недовольство членов семьи поздним возвращением из клуба.
Но радовали нас успехи. Хору было присвоено звание «народный». Нас наградили почетным дипломом Всероссийского хорового общества. Были выделены средства на приобретение костюмов. Мы увереннее стали чувствовать себя на сцене в красивых нарядных костюмах.
А тем временем работа СДК становилась все более разнообразной. В клубе действовали разные кружки для всех категорий населения. Заметны стали успехи драмкружка, который свои спектакли показывал на сценах многих ДК района. Спектакли «Отважное сердце», «Январский ветер» И. Эвальде, «Не все коту масленица» Островского помнят многие жители района. Этот кружок — участник Всероссийского смотра народных талантов.
А как забыть выступления агитбригады под руководством работника СПТУ Юрия Орлова. Множество выездов у этой агитбригады по территории своего совхоза и района. А в 1969 году наша агитбригада на областном смотре агитбригад заняла 3-е место.
Именно в нашем клубе впервые в районе был организован Университет культуры (руководитель В. И.Мусатова). Она, как руководитель, была участницей Всесоюзного совещания ректоров народных университетов. Многому она там научилась и внесла новое дыхание в работу нашего клуба.
Совершенствовались формы работы клуба. Появились новые праздники, обряды, тематические вечера, вечера для разных возрастных категорий.
Михайловский клуб, позднее Дом культуры, начинал свое процветание с нуля через наших учителей и фельдшера медпункта Гаврилову Е. А. Последняя служила культуре беззаветно, на равных со здравоохранением. Она в народном университете отвечала за факультет «Здоровье», а в клубе была режиссером-постановщиком драматического коллектива. Произведения Островского оказались ей по силам. Играли профессионально. Успехи отмечены дипломами, грамотами.
А все учителя нашей школы (Лебедева, Балукова, Воробьева, Мусатова), директор Токаревской школы Кудрина, учительница Талова А. И., директор Д. К. Жандарова составили ядро в хоре и танцевальном коллективе взрослых.
Клуб проводил постоянную пропаганду сельскохозяйственных знаний. Выпускалась радиогазета и многое другое. И во всех делах рядом со мной были мои верные добровольные помощники.
Одни уходили, другие приходили. Но основное «ядро» всегда оставалось. Среди них: Вера Ивановна Мусатова. Вот как она вспоминает.
— Мы не замыкались в селе. Выезжали на смотры. Стали получать дипломы, грамоты. В клубе появились музыкальные инструменты, костюмы. К нам приехали специалисты. Мы стали «обрастать» людьми. Вырос большой хоровой коллектив, который добился звания народного.
В клуб пришел работать Климов В. Г. (ранее руководил музыкальной школой). Этот человек работал в ДК, не покладая рук.
У нас появилась музыкальная гостиная. В ней и оформление было на дворянский лад, и романсы классические зазвучали.
На сцене — специальное освещение. Горит настоящий камин (в дворянском духе, тогда такие продавали). Певцы -в дворянских платьях. У каждого свое. Собрались в свободном расположении у фортепьяно, группами, как на балу. Звучит серенада Шуберта.
Зрители аплодировали еще до выступления, восхищаясь необычным оформлением сцены. Незабываемое зрелище и исполнение…
В мой семидесятый юбилейный день рождения подружка-врач спросила, что у меня самое памятное в прожитой жизни. Я, не задумываясь, ответила: «Окрыленность! Ощущение полета!»
Работу Михайловского СДК ценили районный отдел культуры, администрация района. Неоднократно на базе этого СДК проводились семинары работников учреждений культуры. Им всегда было что показать, чем поделиться с другими. Опыт работы этого коллектива обобщался. О нем рассказывали на страницах газеты «Волга», областных газет. Очерк о работе этого клуба был опубликован на страницах журнала «Культурно-просветительная работа».
Не каждый ДК имел в своем арсенале такие коллективы, кружки, формы работы. Поэтому этот клуб неоднократно признавался лучшим СДК района. А в 1972 году клубу было присвоено звание «Клуб отличной работы». А его директору В. А. Жандаровой было присвоено звание «Отличник культпросвет учреждения».
Любовь к профессии, к людям, увлеченность, оптимизм, одержимость, отличные организаторские способности, личный пример — все это помогло В. А. Жандаровой достичь таких успехов.
А. В. СИРОТИНА, Т. М. ТЕРЕШИНА, «По тропам памяти людской», 2002 г., стр. 224