Точка приближения моих духовных и физических сил — молодежь нашего старинного городка. Невелик город Юрьевец, но в нем, как в котле, ежедневно кипят страсти, как во всей нашей развороченной перестройками и реформами стране. А в школе через мозг, нервы, сердце учителя ежедневно проходит по 150 учеников: их мысли, поступки, суждения, тетради, дневники, ответы, экзамены, серебро, золото медалей, выпускные, походы, мудрые мысли и неблаговидные поступки — все, что называется скучным словом «школьные будни».
А мне не скучно. Я постоянно беру и отдаю энергетику молодым моим питомцам, черпая силы у Толстого и Блока, Достоевского и Булгакова, Пушкина и Бунина, Есенина и Ахматовой.
Не скучно, а радостно и весело работали мы в «застойные», как их сейчас обозвали, 70–80 годы. А для меня, приехавшей после Горьковского пединститута в родной город, — это были счастливые годы жизни.
1972 год. Все было так легко и интересно: новая школа -новостройка в нагорной части города. Впервые за 20 лет построена огромная трехэтажная школа на 700 мест, которая будет работать в одну смену, а не в 3, как было раньше. Директор школы — незаурядная личность — Гвоздев М. А. Он сумел сплотить молодой, творческий коллектив учителей, заложил школьные традиции, много внимания уделял команде футболистов и хоккеистов, которые сами заливали каток, работавший до 11 вечера; старшеклассники построили тир, ходили на факельные шествия 23 февраля. И из этих спортсменов в будущем выросли за 20 лет сильные, умные, деловые личности: Михаил Евдокимов, Аркадий Кукулевич, Александр Чернов, Смирнов Валерий, Софронов Павел, Бычков Александр, Маров Сергей, Иван и Сергей Соколовы, Крылов Александр и другие.
И как тут не радоваться за родную школу, что поставила на крыло отличных ребят, работавших в хозяйствах Юрьевецкого района.
Здесь корни страны, здесь истоки народа;
Снегов белизна, алый отблеск восхода.
И купол небес ослепительно синий
И Юрьевецкая школа — надежда России.
17 лет проработала я организатором внеклассной работы, это были годы моего мужания и становления в педагогике. Тогда внеклассная работа была на одном уровне с учебой, а порой, даже и перехлестывала этот «свод знаний», который сейчас так компьютеризируют, латают и подновляют за доллары в платных лицеях и гимназиях, где в оранжерейных условиях за родительские кошельки пичкают знаниями с ложечки сытых детей новых русских.
Зато у нас в памяти останутся походы и поездки в города -герои, пионерские костры и песни, работы в трудовых отрядах. Это сейчас не знают V трудовой четверти, романтики строительных отрядов. Теперь история кается и разбивает наше чистое школьное прошлое, видя в нем послушных учеников в единой школе с красными галстуками и комсомольскими значками. А мы на одном дыхании отработали все эти 20 лет с Кузюкиной К.Г., и ни разу не почувствовали, что мы «в застое». В Каменниках и Талице, Чуркине и Дорках убирали камни с полей, работали в хранилищах и на току, получали по 60 рублей за месяц, отдыхали, жили артелью, ели блины с медом и черникой, влюблялись в сельских парней, организовывали концерты, а в октябре — слеты производственных бригад, где дарили тракторы и машины ученикам сельских школ Костяева и Жуковки, потому что они были самыми трудолюбивыми. Как мы, городские, завидовали им тогда, когда наша умница, зам. РайОНО — А. В. Сиротина дарила им из своих рук ключи зажигания от трактора. Жизнью, трудом, землей, рабочими мозолями пахла тогда школа, и питание было почти бесплатное — 15 копеек — обед, а в селе — бесплатно. Все в районе знали, какая школа как трудилась, что получала.
Зимой, и не только по субботам, работали клубы выходного дня, КВНы, рейды, огоньки, литературные вечера, спектакли, карнавалы — вот чем жили школы 70-80-х годов. И все бесплатно.
А сейчас бары, дискотеки с мигалками, где децибелы громкости бьют по нервам, — дают лишь разрядку скопившейся энергии молодости. В этом гремящем, орущем мареве звуков и красок подросток просто одурманен, заворожен всем, что так доступно и ярко — только денежки плати и бери. Да, распалась цепь времен и ударила: одним концом по коммунизму, другим по педагогике.
А. В. СИРОТИНА, Т. М. ТЕРЕШИНА, «По тропам памяти людской», 2002 г., стр.77