Неподалеку от Казанской находилась Покровская церковь, которая была построена на месте деревянной в 1764 г. иждивением купца Ивана Федоровича Свешникова-Ушенина, а в 1873 г. приписана к Казанской церкви[i]. В Описи 1819 г. указано, что каменная церковь возведена в 1766 г.[ii] В Писцовой книге 1676 г. предшествующая ей деревянная церковь описывается так: «Церковь деревянная во имя Покрова Пресвятые Богородицы, с трапезою, рублена на четыре угла; главы на шатрах, круглые, обиты чешуею; кресты на главах деревянные, обиты железом белым немецким. А покрыта церковь и олтари, и трапеза, и паперть, и переходы, и крыльца тесом. … Да в той же церкви, внизу, придел чудотворцев Московских – Петра и Алексея, и Ионы, да Сергия, Радонежского чудотворца»[iii]. Юрьевецкий купец Иван Федоров сын Свешников Ушенин подавал прошение Преосвященному Антонию архиепископу Владимирскому и Яропольчскому о строительстве в городе Юрьевце на месте сгоревшей в 1735 г. Вознесенской деревянной и церкви и соседней с ней Покровской, возведенной в 1745 г., но уже «не очень в твердости стоящей» новой каменной церкви Вознесения с приделами Покрова Пресвятые Богородицы и всех Святых еще в 1759 г.[iv] Таким образом, главный престол каменного храма был освящен в честь праздника Вознесения, но у юрьевчан за церковью закрепилось название Покровской по одному из двух приделов.
Памятник имел необычную объемно-пространственную композицию. К высокому четверику, увенчанному пятью глухими главами, с востока примыкала абсида, а с севера и юга – равные ему по ширине пониженные приделы с абсидами. С запада находилась небольшая паперть, равная по величине боковым приделам. Таким образом, в объемной композиции памятника в уровне первого яруса был выделен пространственный крест. Абсиды трех алтарей создавали на востоке пирамидальную композицию, так как боковые были сильно понижены по отношению к центральной. В интерьере четверик был отделен от боковых приделов сдвоенными арками на столбах. С запада примыкала восьмигранная звонница на квадратном основании, укрепленном на западе контрфорсами. Крестообразная композиция плана нарушалась асимметричной северо-западной пристройкой, имевшей отдельный вход.
Декоративное убранство было отмечено некоторыми необычными деталями. Так, крупные окна с полуциркульным завершением лишены наличников. Северный, западный и восточный фасады четверика разделены лопатками с полуколоннами на два прясла, в каждое прясло было помещено по одному окну. На востоке четверик имел тройное членение, повторяющее трехчастное членение абсиды. Так как, по всей видимости, восточную стену закрывал иконостас, в верхнем ярусе восточной стены четверика вместо окон были помещены ниши, в которых был написан Деисус (в центре нише – Спаситель, в боковых – Богородица и Иоанн Предтеча). По верху четверика, абсиды и притворов шел фриз кронштейнов под многопрофильными тягами, дополненный на четверике «пилой». Главы были поставлены на узких глухих барабанах, лишенных аркатуры. В качестве отдаленной аналогии можно привести пример позднего памятника ярославской школы — Казанскую церковь в Романово-Борисоглебске 1758 г.[v]
Мерзлютина Н. А. Каменные церкви города Юрьевца 1740-1760-х годов. // Архитектурное наследство. Вып. 51. М., 2009, с. 146-161
В 20-е гг. здание церкви передано под механические мастерские Юрьевецкого совхоза “Маяк”. Окончательно разрушено перед затоплением Горьковским водохранилищем в 1957 г. Храм располагался на нижнем конец города, примерно посередине подошвы горы Белого города. На этом месте сейчас хранятся бакены.
[i] Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей…; Баженов И.В. Краткие статистические сведения… с. 236.С. 202. Изображение храма опубликовано в Своде памятников Ивановской области. Т.3. С.708.
[ii] ГАИО Ф. 907. Оп. 1. Дело 907. Л.7-7об; 16-16об.
[iii] Писцовая и межевая книги по городу Юрьевцу. С. 45-48.
[iv] ГАИО. Ф. 907. Оп. 1. Д. 63.
[v] Добровольская Э. Ярославль. М., 1968. С. 192-193; Илл. 121. С. 201.
[envira-gallery id=»3877″]