Воспитание красотой

«Воспитание средствами искусства, — так считает Вера Ивановна Мусатова. — В Михайловской начальной школе искусство служило не развлечению, а развитию всесторонне гармонической личности в каждом.

Вера Афанасьева (Мусатова) после окончательного снятия блокады Ленинграда перед отправкой на Нарвский плацдарм в Прибалтику
Вера Афанасьева (Мусатова) после окончательного снятия блокады Ленинграда перед отправкой на Нарвский плацдарм в Прибалтику

В школе работали четыре учителя, два воспитателя группы продленного дня. В определенное время кадры менялись. Постоянно работали группы продленного дня. Сначала работали на общественных началах. Это был спаянный коллектив.

Воспитание красотой начиналось со школьного двора. Тут уживались труд и искусство. На клумбах с многолетними цветами ранней весной до всходов на песочной основе битым разноцветным стеклом и галькой выкладывались диковинные узоры руками учащихся с помощью учителей. Это была живопись на природе. На солнце все это блестело. Двор был чистым. Дети не хотели портить свои труды. Труд и красота были неразделимы. Одновременно прививались любовь к работе с землей. Летом на клумбах была кипень из цветов. Дети на каникулах приходили поливать цветы, работали в саду, огороде. Осенью уборка урожая в саду и огороде, уборка листьев на школьном дворе. Зимой до снега перед фасадом школы заливался каток. В школе был достаточный набор лыж и коньков. Каток регулярно расчищался детьми. Вечером включался в школе свет и через окна каток освещался. Допоздна на катке раздавались веселые голоса.

Когда по чтению подходила тема зимы, межпредметные связи с уроками труда проявлялись через скульптурную работу со снегом. По обочинам катка появлялась Снегурочка с подругами, избушка старикова и т. п. Все это эстетика труда на улице. А в школе один класс являлся кабинетом технических средств. Он же музыкальный, он же комната отдыха. Этот класс оформлялся под времена года за счет бутафорных деревьев. С потолка свисали желтые листья или снежинки, Среди деревьев лечебница доктора Айболита и прочее. Здесь под рукой музыкальные инструменты на каждую парту: металлофоны, детские флейты, пианино, рояли. В углу настоящий рояль, на нем баян, две гармоники. Здесь и технические средства: магнитофон, киноаппарат «Школьник», эпидиаскоп, универсальный проектор, радиола, проигрыватель, диафильмы, диапозитивы, слайды, открытки, таблицы по музыкальной грамоте, картины изобразительного искусства, набор пластинок, все для кукольного театра, костюмы для выступления и т. д. Этот класс в школе был сердцем Дома радости. Дети любили его. И это лишь только потому, что здесь жило искусство. Здесь жили детская опера, кукольный театр, ансамбль детских ударных инструментов и гармоник, различные кружки, музыкальный клуб, клуб кинопутешествий, университет культуры. Все работало на базе этого класса в комплексе с техническими средствами на протяжении дня (включая часы работы группы продленного дня). Вся эта работа проводилась силами педколлектива.

Делу эстетического воспитания, патриотизма способствовали утренники, посвященные Армии, Дню Победы, а также парады песни и строя, митинги у обелисков с тематическими сценариями, в морской форме, с ритуалом возложения венков, минутой молчания, салютом военных из винтовок и т. п. Тут целая школа воспитания от выправки и осанки до оратора-трибуна. Воспитание всесторонне развитой личности исходит из нескольких коллективов: семьи, детского сада, школы, общественности. Задача самообразования родителей необходима. Для этого был создан народный университет педагогических знаний для родителей дошкольников и школьников, сотрудников детсада, учителей с факультетами: педагогики, искусства, здоровья.

Мы не замыкались в стенах школы. Дети выступали и на смотрах, имеют грамоты, А кукольный театр на районном смотре за музыкальную сказку (детская оперетта «Репка») занял 1-ое место. Даже областной слет ученических производственных бригад не обошел начальную школу. Гости же были старшеклассники. Сувенирами у нас были расшитые детьми тюбетейки и выпиленные лобзиками изделия,

Кульминации в этой области школа достигла во время работы заведующей РайОНО Сиротиной А. В. Александра Васильевна — неравнодушный человек, за честь района начала биться с первого дня работы. Она подключила к изучению опыта учителей всех сотрудников РОНО. В методическом кабинете велась большая исследовательская работа по изучению опыта учителей.

Я не заметила, как стала завсегдатаем на научно-практических конференциях в областном институте усовершенствования учителей города Иваново. Выступать с рефератами приходилось не только перед передовыми учителями области, но и других областей. Иногда присутствовал методист центрального методического кабинета Москвы. Я выступала в Ивановском педучилище, Шуйском педагогическом институте. В школе проходили практику студенты, Один из рефератов по воспитанию средствами искусства был отправлен в Москву в Академию педагогических наук СССР. Президент Академии Столетов прислал мне персональную благодарность и предложение сотрудничать с Академией. Школа и Дом культуры были единое целое для воспитания детей и взрослых через университет культуры и педагогических знаний, где я руководила университетом. С Домом культуры связана моя жизнь. И они составляют единое целое со школой. «Если хочешь общаться с родителями, не замыкайся в школьных стенах», — так считает Вера Ивановна.

В 70-летний мой юбилейный день подружка-врач спросила, что у меня самое приятное из прожитой жизни. Я не задумываясь ответила: «Окрыленность, ощущение полета!»

А. В. СИРОТИНА, Т. М. ТЕРЕШИНА, «По тропам памяти людской», 2002 г., стр. 151

Оставьте комментарий