Учитель по призванию

Ветеран Великой Отечественной войны и педагогического труда Геннадий Алексеевич Гурьянов после войны поступил в Горьковский учительский институт, а одновременно учился на факультативном курсе изобразительного искусства. В 1951 году после окончания института он возвращается к себе на родину — в Жуковку. О нем рассказывает Б. В. Кудряшов, бывший долгие годы бессменным директором и душой Жуковской школы.

— Тридцать пять лет труда отдал Геннадий Алексеевич Жуковской школе. Он не только хорошо вел географию, черчение, изобразительное искусство, но прекрасно знал русский язык, математику, химию, биологию. Прирожденный физик, художник, мастер по дереву и металлу, а далее — изобретатель, садовод, пчеловод, печник. Я всегда в шутку говорил ученикам, что еще бы ему знать музыку и физическую культуру, то он один мог бы вести все предметы в нашей школе.

Вот таких учителей должна иметь сельская мало комплектная школа. Он вел в школе и технический труд. А технический кружок особенно любили мальчишки.

Девчонки строгали доски, работали за станками, делали различные поделки из дерева и металла. Некоторые из них не уступали мальчишкам. И сейчас, встречаясь с этими девчонками (теперь мамами), слышишь от них: «Как хорошо, что нас научили держать молоток в руках и пользоваться пилой».

Начало строительству стенок в кабинетах школы положил Гурьянов Г. А., который построил в своем кабинете переднюю стенку и оборудовал ее всем необходимым для ведения уроков географии, черчения, изобразительного искусства.

Им и учениками была построена географическая площадка и обнесена забором размером десять на десять метров. Внутри были поставлены: флюгер на высоте десять метров (каждый метр мачты был покрашен чередующимися черным и белым цветами), дождемер для наблюдения за осадками, будка для термометра, металлический стержень для наблюдения за движением Солнца, столб с указательной стрелой на Полярную звезду. А в углу площадки из реек был изготовлен и поставлен куб.

Ученики не только наблюдали за погодой, но и представляли зрительно, что значит сотка, куб, метр, где находится Полярная звезда, как устроены солнечные часы и многое другое.

А как он оборудовал школьную мастерскую, которая считалась одной из лучших в районе. Станки, верстаки, инструмент — все сделано согласно технике безопасности. У каждого класса было свое место для изделий, которые они изготовляли. Перед глазами ребят всегда были красиво оформленные инструкции: как работать на том или ином станке, как изготовить ту или иную деталь, правила работы в мастерской, как пользоваться тем или другим инструментом. Различные высказывания, типа «семь раз отмерь, один раз отрежь».

Все инструменты: рубанки, фуганки, пилы, ножовки, молотки, киянки, стамески, различные напильники, долота, измерительные линейки, угольники, различные ножницы и многие другие укладывались на свое указанное место на стеллаже или в подписанные ящики, где их легко можно было найти в любое время, а после работы опять убрать на свое место. Все это Гурьянов Г. А. строго требовал с каждого ученика и учителя.

В мастерской всегда было чисто, так как для мусора стоял специально изготовленный ящик с ручками. И как только он наполнялся, все содержимое относилось в котельную, где потом и сжигалось в топке.

Геннадий Алексеевич — очень доброжелательный, но строгий и прямой человек. Мы все в коллективе относились к нему с огромным уважением.

А. В. СИРОТИНА, Т. М. ТЕРЕШИНА, «По тропам памяти людской», 2002 г., стр. 143

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x