Церковь Воскресения село Соболево

Церковь Воскресения. Фот. 1986 г.

Поставлена на окраине приволжского села Соболево на высоком холме. Кирпичный храм возведен в 1794 г., его фасады выбелены по обмазке. В 20 в. разобраны полуциркульная апсида, притвор у западной стены трапезной и отдельно стоящая колокольня; утрачены луковичные завершения декоративного пятиглавия. Характерный для приволжских районов области несколько архаичный по формам приходский храм в традициях нарышкинского барокко.
Высокий двусветный четверик завершен пологой четырехскатной кровлей, над которой возвышаются барабаны пяти маленьких главок. К нему примыкает широкая низкая трапезная, охватывающая с двух сторон четверик скругленными апсидами своих приделов. Углы четверика закреплены плоскими огибающими лопатками. Пояс ступенчатых кронштейнов-язычков отрезает от стены ряд крупных полуциркульных кокошников с профилированными обрамлениями. Асимметрично размещенные окна первого и второго света украшены наличниками с полуколонками, несущими треугольные перспективные фронтончики. Углы трапезной и места сопряжения с апсидами отмечены парными пилястрами. Оконные наличники здесь, также с полуколонками по сторонам, имеют полуциркульные завершения.
Внутреннее пространство храма перекрыто сомкнутым сводом. Два квадратных столба трапезной, несущих подпружные арки, разделяют ее пространство на ряд ячеек, перекрытых крестовыми (центральные) или коробовыми (боковые) сводами. В местах примыкания к аркам — большие распалубки; над придельными алтарями — граненые полусомкнутые своды. В храме сохранились остатки чугунных плит пола сер. 19 в.
Настенные росписи, скорее всего, были выполнены в конце 18 в. в технике клеевой живописи по очень тонкому слою штукатурки и в конце 19 в. поновлялись. Четыре ряда стенописи делятся, в свою очередь, на прямоугольные композиции пышными барочными рамами с картушами. Первый ряд сверху — Страсти Христовы, второй — христологический, третий — Ветхозаветный. Нижний ряд не сохранился. Все композиции сюжетные и многофигурные. Манера живописи напоминает народный лубочный рисунок, выполненный в барочных традициях, что указывает на местных мастеров, прошедших палехскую школу. Все композиции подписаны в нижней части крупными буквами. Колорит, несколько приглушенный, выполнен в пастельных тонах.
В церкви сохранился фрагмент трехъярусного иконостаса кон. 19 в., который завершался круглыми иконами в килевидных киотах. Резьба и иконы не сохранились.

Беляев, 1863, с. 224; ИАК, 1909. Вып. 3, с. 294.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 759-761

 

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x