
Стоит на возвышении в центре села Новленское, старыми березами отгорожена от окружающей застройки. Сооружена в 1806 г. на средства помещика В.Д. Каблукова. Село, перешедшее к Каблуковым в 1717 г., было крупнейшим в округе; в нем в это время существовало несколько деревянных церквей, одна из которых — выстроенная в 1645 г. первым известным владельцем Ф.Б. Карповым — была шатровой. Новый кирпичный храм, побеленный по обмазке, заменил собой эти ветхие или уже исчезнувшие сооружения. В сер. 19 в. трапезная удлинена к западу, с включением в ее объем нижнего яруса колокольни. Один из наиболее выразительных храмов в районе — с барочными реминисценциями и индивидуальной разработкой фасадов в стиле классицизма. Играет важную роль в застройке села и в пейзаже.
В основе объемной композиции — трехсветный квадратный в плане четверик с высокой изогнутой кровлей, увенчанный пятиглавием. Луковичные с перехватом чешуйчатые главы поставлены на цилиндрические барабаны, причем четыре из них сдвинуты к углам четверика, образуя свободное пространство вокруг возвышающейся центральной световой главы. В скаты кровли по сторонам света врезаны крупные люкарны. Суженая пятигранная апсида с высоким барочным куполом и обширная трапезная (ее углы скруглены) под двускатной кровлей примыкают к четверику в уровне его нижнего яруса и объединены с ним общим карнизом. Трехъярусная колокольня состоит из четвериков: нижний ярус с полуярусом несет два верхних, с открытыми арками звона. В завершении — крутой граненый купол барочного силуэта с люкарнами и венчающий четырехгранный барабан с высоким шпилем.

Декор храма отличается конструктивностью и ритмичностью. Плоскости северного и южного фасадов четверика имеют четкую структуру, соответствующую расположению проемов по трем осям и в трех уровнях. В нижнем ярусе основным мотивом являются прямоугольные филенки — горизонтальные под и над окнами, вертикальные в угловых лопатках. На средней оси — портик входа с рустованными пилястрами и фронтончиком. В верхнем ярусе рустованы угловые пилястры, а поле фасада разделено тремя плоскими арочными нишами, в которые удачно вписаны высокие прямоугольные окна второго света и круглые верхние. Такая же композиция украшает восточный и западный фасады четверика с двумя осями ложных проемов. Элементы декора апсиды и трапезной аналогичны нижнему ярусу четверика. В карнизах применены зубчики, поребрик, сухарики. Лопатки на барабанах глав крупно рустованы. Декор колокольни, близкий по формам, выглядит более плоскостным. В верхних ярусах использованы пилястры большого и малого ордера, ниши, карнизы с зубчиками. Сохранился колокол.
Основной объем перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом; в апсиде — полуциркульный свод, переходящий в граненую конху; в двустолпной трапезной — система пересекающихся коробовых сводов; в нижнем ярусе колокольни свод также коробовый. В северо-восточном устое ее мощного основания находится ход наверх.

Клеевая живопись выполнена в нач. 19 в. и прописана маслом во 2-й пол. 19 в., композиции нижнего яруса на боковых стенах переписаны. Роспись уцелела фрагментарно на своде, южной и северной стенах. Интересный образец барочной живописи, отличающейся экспрессией композиционных решений и напряженностью цветовой гаммы, в которой выделяются насыщенные красные, ярко-охристые, глубокие зеленые и темно-синие тона, усиливающие драматичность отдельных персонажей.
В своде расположены наиболее выразительные композиции: “Снятие с креста” (восточный лоток), “Положение во гроб” (южный), “Воскресение” (западный), разделенные гризайльными орнаментальными полосами с розетками и кессонами в верхней части. На боковых стенах живопись размещалась в три яруса (верхний, между круглыми окнами, утр.). В среднем частично сохранились изображения святых в рост. В основании свода и под окнами второго света проходят лепные штукатурные карнизы с модульонами. В нижних ярусах в центре помещены большие композиции на тему явления и чествования иконы Казанской Богоматери, отличающиеся некоторой примитивностью исполнения. На западной стене роспись располагалась двумя ярусами; в верхнем из них — композиции в арках, разделенных гризайльными колонками.
Беляев, 1863, с. 125; Церкви Костромской епархии 1909, с. 190, № 377.