Находки археологов в Юрьевце

бабий пупокНа юрьевецком берегу люди жили с глубокой древности — такой вывод можно сделать, глядя на цепочку археологических памятников на карте района. На территории Михайловского сельсовета, граничащего с Кинешемским районом, это Алешковская и Сенчихинская группы курганов, Молевский курганный могильник, Серюпитинское городище. Рядом, близ села Ёлнать — неолитическая стоянка. В самом Юрьевце — городище Пушкариха. Близ деревни Юрьево Соболевского сельсовета — еще один курганный могильник.

Задолго до основания города появились в этом краю первые славянские поселенцы — в основном смоленские кривичи и новгородские (ильменские) словене, смешавшиеся с местными жителями племени меря. Академик А. А. Спицын указывает на предполагаемое местонахождение славянского укрепленного городка, еще более древнего, чем Юрьевец. «Есть еще мыс, — писал он в докладной записке Петербургской археологической комиссии после своей поездки в Юрьевец в 1897 году, — на котором также можно предположить место древнего русского поселения. Это Троицкая гора, представляющая площадку, окруженную невысоким валом; на ней находится каменная церковь».

Тем же Спицыным были обнаружены на горе Пушкарихе следы городища, то есть небольшого укрепленного поселения, принадлежавшего аборигенам края — мерянам. В 1928 году археологами Л. А. Евтюховой и С. В. Киселевым были произведены здесь раскопки, с материалами которых можно познакомиться в Ивановском государственном объединенном историко-революционном музее и в его юрьевецком филиале.

Археологи раскопали обугленные остатки бревенчатого тына, черепки глиняного сосуда с характерным сетчатым орнаментом, глиняные пряслица, использовавшиеся при прядении, грузильца для рыбной ловли, камни для очагов. Удалось найти железный и костяной наконечники стрел, бронзовую височную подвеску, сохранилось несколько костей диких и домашних животных.

Надпись на мемориальной металлической доске гласит: «Памятник археологии. Городище „Пушкариха“. Поздне-дьяковская культура, VI—VII вв. Охраняется законом СССР». Судя по распространенности городищ Дьякова типа (названы по впервые найденному городищу в с. Дьяково под Москвой), меря обитала в Верхнем Поволжье, в междуречье Волги и Оки, на Валдае. Хотя поволжские и прикамские финно-угорские племена, к которым принадлежали и меряне, к этому времени уже далеко не были дикарями, узнали бронзу, освоили земледелие и культурные связи с соседями, однако в VII—IX веках они еще не вышли за пределы первобытно-общинного строя. Более высокой культурой восточных славян и объясняется обрусение мери, муромы, мещеры, веси, чуди. Оно произошло не в результате завоевания, а как следствие мирного, постепенного расселения славян на восток, многовекового соседства, еще задолго до княжеских военных походов.

Топор-молоток
Топор-молоток каменный шлифованный высверленный фатьяновской культуры

Причем, сталкиваясь и общаясь с русскими на протяжении ряда столетий, меряне не только восприняли русскую материальную и духовную культуру, но и, в свою очередь, обогатили ее собственным вкладом. Примечательно, что на браслетах и височных кольцах из славянских Алешковских курганов XI—XIII вв. обнаружен орнамент, в котором используются мотивы мерянских узоров.

При обследовании более глубоких слоев здесь же, на дьяковском городище, были обнаружены следы еще более древней фатьяновской культуры: могильник, принадлежащий людям, жившим в эпоху бронзы, около трех тысячелетий тому назад.

«Юрьевец», стр.6,  Лариса Полякова, 1984 г.

Оставьте комментарий