В прошлые века, путешествуя по Волге, многие не без удивления отмечали высокий культ Макария Унженского на отрезке Кострома, Кинешма, Юрьевец, Н. Новгород. Нередко делали петлю на Унжу к мощам святого. В 1837 году по пути в Вятку совершил паломничество в Макарьевскую обитель на Унже будущий царь Александр II Освободитель. За два столетия с небольшим до него дважды отправлялся на богомолье сюда государь Михаил Федорович.
Первый раз основатель династии Романовых обратился к имени Макария в тревожном для себя 1612 году, когда польско-литовские отряды, рыскающие по Руси, пытались пленить его, только что «выкрикнутого» на трон, в родовой вотчине матери Добнино (находится неподалеку от Макарьевской обители). После семи лет благополучия и здравия царь ездил поклониться раке святого второй раз. По сообщениям очевидцев, царь отправился в обитель с богатыми дарами в сопровождении матери Марфы Ивановны, дяди Ивана Никитича Романова и князей Федора Ивановича Мстиславского с Дмитрием Ивановичем Шуйским — родным братом царя Василия Ивановича. Не доезжая двадцати верст до заветного места, сошел с кареты и остальной путь до обители проделал пешим путем, дабы не нарушать окружающей тишины и святости.
Было даже мнение связать Макарьевскую обитель с понятием «царский путь»: из Москвы через Троице-Сергиеву лавру, Переславль, Ростов, Ярославль, в Кострому, Ипатьевский монастырь — обитель рода Романовых, куда русские государи традиционно отправлялись в паломничество по своему избранию.
…Житие Макария Унженского отмечает, что его с ранних лет — родился в 1409 году — отличала особая любовь к церковному пению, звону колоколов, чтению святых книг — при хорошей учебе. А когда ему исполнилось 14 лет, он, не спрося разрешения, покинул родительский дом и ушел в Печерский монастырь, что находился в трех верстах от Н. Новгорода. Благочестивые родители с ног сбились в поисках чада, но прошло три года, прежде чем они его отыскали. К изумлению родных, Макарий (мирское имя неизвестно) от встречи отказался, сказав: «Отец мой — Бог».
— Дай хоть руку поцеловать! — заслышав голос сына за стеной, умолял земной отец. На том и расстались.
Поучал в монашеской жизни Макария сам настоятель, помнивший святого Дионисия, основателя Печерской обители. Наставлял и радовался требовательности ученика к себе: ел меньше всех, а молился усерднее других, трудился до изнеможения, говорил мало. К себе был строг, а с окружающими внимателен, кроток. Все
это быстро снискало уважение и почет молодому иноку.
Тяготясь суетным и преходящим, Макарий по любви к безмолвию решился удалиться в пустынь. Покинув тайно Печерскую обитель, Макарий пришел на реку Лух, к месту впадения в нее реки Добрицы. Здесь он поставил себе хижину и стал жить наедине с Господом. Прослышав о подвижнике, к нему мало-помалу начали приходить ищущие спасения и с его согласия оставались при нем для назидания. Со временем около Макария собралась значительная братия и образовался монастырь. При монастыре был построен храм во имя Богоявления Господня.
По устроению Богоявленской обители Макарий, назначив братии игумена, вновь ищет безмолвия и уединения. Переходя по обширным лесам Приволжья от одной пустыни к другой, он основал в разное время монастыри близ слободы Решмы, в 23 верстах от Кинешмы, и близ города Свияжска. Наконец, пришел на озеро, называемое Желтые воды на левом берегу Волги. Тут выкопал себе пещеру, в которой и жил в подвигах поста и молитвы. Однако чем больше подвижник убегал от славы человеческой, тем скорее распространялась она. И сюда стали приходить к нему ревнители богоугодной жизни, селиться по соседству. И здесь Макарию пришлось основать монастырь с храмом св. Троицы.
Наряду с христианами встречи с Мака-рием искали и иноверцы из окрестных чувашей, черемисов, мордвы. Восхищаясь строгостью жизни святого отшельника, его необычайным терпением в трудовых подвигах и лишениях, они приносили ему с братией хлеб, мед, овощи для жизни. Принося, охотно слушали проповедника о Христе Спасителе и при этом многие обращались к истинной вере. Крестил их Макарий прямо в озере.
Во время длительной борьбы с князем Дмитрием Шемякой некоторое время в монастыре жил великий князь московский Василий II Темный. Найдя утешение и опору у Макария, великий князь до конца дней своих сохранял чувство благодарности к нему, не раз присылал в монастырь гонцов с богатыми дарами.
В 1439 году в нижегородские пределы совершили набег татары. Предав огню и мечу все на своем пути, в том числе монастырь, они увели с собой Макария в толпе местных жителей. Однако казанский хан Улу-Мухаммед, увидев преподобного среди других пленных, сильно разгневался на своих военачальников: зачем было полонить такого добродетельного, кроткого и благотворительного служителя неба? Пусть идет домой. Отпустил Мака-рия и с ним около четырехсот пленных христиан с одним условием: не возвращаться на Желтые воды, ибо считал это уже своим местом.
На обратном пути Макарий с честью предал земле убиенных нечестивыми в его обители и отправился в галичские земли. Во время этого переселения все спутники по молитвам преподобного питались чудесным образом. Дойдя до города Унжи, преподобный был встречен с почестями местными жителями. Наслышанные о святой и богоугодной жизни старца, они указали ему укромное место невдалеке от города и впадения Унжи в Волгу. Здесь — в который раз! — Макарий поставил крест, построил келью и принялся молитвою, тяжким трудом и строгим постом добиваться милости Божией. И в который раз стали к нему собираться люди, желая воспользоваться его спасительными наставлениями. Удивительно и то, что, начав путь к Богу безусым подростком, Макарий завершил его глубоким девяностопятилетним старцем — 25 июля 1504 года — после восьми десятков лет монашества.
Чудеса, связанные с именем Макария, происходили и после его смерти. Благодаря чудесному явлению черноризца татары, окружившие плотной толпой город Унжу в 1522 году, трое суток не могли взять слабый город, а когда попытались сжечь его, народ стал усердно взывать: «Святой Макарий! Помоги нам». И неожиданно полился дождь, пожар был залит, а татары в ужасе бросились бежать от города. В то же время отдельные отряды татар из трехсот человек хозяйничали в Макарьевской пустыни: они хотели оборвать серебряную раку с мощами старца, но ослепли.
В период Смуты жители Решмы, Юрьевца, Нижнего Новгорода, взывая к Макарию, не раз испытывали разнообразную и чудодейственную помощь святого в борьбе против польско-литовских банд.
Обращаясь в молитвах к преподобному, более пятидесяти человек смогли исцелиться от недугов. Сколько людей обрело здоровье, черпая воду из «святого» колодца, вырытого Макарием на Унже!
Чудес со временем накопилось столько, что в 1619 году в Макарьевскую обитель была послана патриархом Филаретом специальная комиссия, которая подтвердила святость старца. Наряду с Макарьевскими обителями на Унже, Немде, в Решме, Пурехе возобновил деятельность Желтоводский монастырь. В честь Макария устраиваются храмы в нескольких селах неподалеку от Юрьевца, а в самом Юрьевце при Богоявленском монастыре закладывается придел его имени.
Сбылись слова Макария, сказанные незадолго до смерти: «Братие, не скорбите по отшествии моем, обитель сия (читай: дело мое) не оскудеет».
Альманах «Юрьевец». 2001 г.