Казанская церковь была возведена в 1754 г. на месте деревянного храма приходскими людьми[i]. В Писцовой книге 1676 г. предшествующий ей деревянный храм описывается так: «Церковь деревянная Пречистые Богородицы Казанские, с трапезою, рублена четырехугольная, около церкви паперти досчатые, главы круглые на шатрах; середняя глава обита железом белым немецким, а четыре главы обиты чешуею; кресты деревянные, обиты железом белым немецким; покрыта церковь и олтари, и трапеза, и паперти, и крыльца тесом». В церкви указаны приделы Епифания Кипрского, Михаила Малеина и преподобного Саввы Сторожевского и св. мученика Никиты[ii]. И. Беляев в своей книге 1863 г. указывает, кроме престола Казанской Богоматери, еще два: в честь Пророка Илии и св. Апостола Тимофея. В начале XX в. вместо престола св. Апостола Тимофея в церкви имелся престол в честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Этот же автор сообщает о местночтимой святыне – иконе Казанской Богоматери.
Храм относился к типу восьмерик на четверике. К основному объему с востока примыкала трехчастная абсида, а с запада – трапезная с двумя симметрично расположенными приделами, завершающимися на востоке полукруглыми абсидами. Северный придел был внутри отгорожен стеной от основного пространства трапезной. Колокольня была, очевидно, пристроена позднее, в первой трети XIX в. Фасады храма были украшены кирпичным декором, углы четверика закреплены лопатками. По верху четверика шел фриз с кронштейнами, а по верху восьмерика этот же фриз с добавлением «пилы». Окна храма были декорированы разорванными наличниками.
Церкви типа восьмерик на четверике появились в московском зодчестве в конце XVII в., в эпоху нарышкинского стиля. Этот тип почти сразу же проник в верхневолжские земли и активно использовался мастерами в первой половине XVIII в. Примерами могут служить Успенский собор в Плесе (1699 г.), церковь Воскресения на Пушавке в Пучеже (1717 г., разрушена), Успенский храм в Кинешме (1747 г.). Казанская церковь, таким образом, представляла собой характерный для провинции середины XVIII в. образец храма типа восьмерик на четверике с упрощенными элементами нарышкинского декора. Тимпаны оконных наличников и ширинки постаментов угловых колонн четверика Казанского храма были украшены полихромными печными изразцами с геометрическим и растительным орнаментом[iii].
Мерзлютина Н. А. Каменные церкви города Юрьевца 1740-1760-х годов. // Архитектурное наследство. Вып. 51. М., 2009, с. 146-161
Начиная с 20-х гг. прошлого столетия, в ней располагалась столярная мастерская «Прогресс». Здание могли сохранить и после поднятия уровня Горьковского водохранилища, так как максимальный уровень воды был почти на метр ниже, но его все равно разрушили в 1957 г. Располагалась в южном квартале города рядом с Покровской церковью. На момент затопления улица Володарского (Покровская).
[i] Беляев И. Статистическое описание… С. 200. Баженов И.В. Краткие статистические сведения… С. 236.
[ii]Писцовая и межевая книги по городу Юрьевцу. С. 48-51.
[iii] Кудряшов Е. Юрьевецкие изразцы // Декоративное искусство СССР. 1973. № 12. М., С.22.