… И пусть души не гаснет огонёк: Елизавета Алексеевна Владимирова

vladymyrova-e-a-1929-hod

Почти каждый, от мала до велика, знают ее в городе. Худощавая, до сих пор энергичная и не унывающая, Елизавета Алексеевна Владимирова не потеряла связи со школой. Она почетный гость многих школьных праздников и встреч. Ее ценят, любят и уважают в своей родной школе, где она проработала 31 год. В нашем городе, где она начала свой трудовой путь, встретила свою любовь, воспитала детей, человек всегда должен чувствовать свою значимость, свою нужность людям, признание своих заслуг. Елизавета Алексеевна довольна своей судьбой. Она говорит: «Я счастлива тем, что все в жизни у меня сложилось хорошо, и все, что я могла, я отдала людям».
В живописном городке Корчева Тверской губернии па берегу Волги третьей дочкой в семье Соколовых и родилась Лиза. Отец работал по металлу — чинил самовары, крыл крыши, был мастером на все руки, а мама шила на дому и вела все хозяйство. А оно было немалым — это и корова, и куры, и другая живность. Немало земли — ведь девять человек надо было прокормить. С детства никто не сидел без дела, все выполняли посильную работу.

В 1929 году Елизавета Алексеевна окончила Калининский Государственный педагогический институт, факультет естествознания. А тут как раз пришел в институт запрос из Юрьевца, что в среднюю школу № 1 нужен учитель биологии.
— Меня привлекло то, что Юрьевец на Волге, а я не хотела расставаться с Волгой, поэтому и согласилась. Уложила в плетеный короб (тогда чемоданов не было) свое белье, документы, а самое главное — методическую литературу, и приехала в Юрьевец.
Принимала ее здесь комиссия в составе директора, партийного и профсоюзных работников. Здесь она впервые увидела своего будущего мужа — Алексея Ивановича, который вел в школе физкультуру и географию.
Тридцатые, сороковые — непростые годы в жизни страны. Веяние нового коснулось не только работы, но и семьи, хотя бы в названии своего первенца. «Родится сын, назову Спартак, дочь — Спартакиада», — решил отец. Родилась дочь, которую в семье ласково называли Адель. Сыну досталось имя попроще — Борис, что значит «сильный». Дети росли умными и самостоятельными. Адель окончила Московский лесотехнический институт. Борис — Ярославский химико-технологический, кандидат технических наук. Он вспоминает: «Своих родителей я практически не видел. Они просто пропадали в школе, работая в две смены, а третья — это различные собрания и заседания. Насколько себя помню, дома всегда только я и сестра. Уже поздно, готовим уроки, а родители все в школе, так и засыпаем, не дождавшись их».

borys-alekseevych-vladymyrov-y-elyzaveta-alekseevna-vladymyrova
Елизавета Алексеевна с сыном Борисом

Работа в школе — это основной смысл ее жизни. О своих учениках она может рассказывать очень много и долго, Она помнит их почти всех по именам, знает судьбы, со многими переписывается и встречается. В 1960 году директор школы Дубичев Н. А. дает такую характеристику Елизавете Алексеевне: «Учительница в высшей степени владеет своим предметом, обладает высокими знаниями в области биологии, сельского хозяйства, всесторонним развитием и высокой культурой. Активно включилась в работу по освоению активных методов преподавания. Хорошо владеет педагогическим мастерством учителя. Елизавета Алексеевна скромная, простая, честная учительница, не боится трудностей, всегда отзывчива, пользуется большим авторитетом среди учителей, родителей и учащихся». Она не только добивалась прочных и глубоких знаний у учащихся, но и проводила практические занятия. За школой, к Волге, был учебно-опытный участок, на котором выращивались различные овощи, Елизавета Алексеевна была руководителем кружка юннатов. Но главной гордостью Елизаветы Алексеевны была кроликовая ферма. Началась она с пары кроликов, а затем стала большой и образцовой. Было налажено регулярное дежурство, постоянная чистота и порядок. Кроликоферма была гордостью школы. Все главное и учительском труде, но важнее всего — сам ученик с его болями и радостями. Елизавета Алексеевна твердо уверена, что плохих детей не бывает, и учитель всегда должен быть психологом. Он не имеет права пройти мимо боли ребенка. В учителе все должно воспитывать ученика его внешность и манеры поведения, его отношение ко всему происходящему. «Воспитывать надо только добром, — уверенно говорит Елизавета Алексеевна. — У меня всегда было отвращение к грубости». Елизавета Алексеевна считает, что только тот, кто испытает тяжести жизни, нужду, поймет, каким должен быть Человек на свете, «Давайте больше общаться друг с другом», — советует она и подтверждает это снова и снова, организуя встречи выпускников.

А. В. СИРОТИНА, Т. М. ТЕРЕШИНА, «По тропам памяти людской», 2002 г.

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x