Наименование | Церковь Богоявления Господня в Юрьевце |
Обиходные названия | Богоявленская церковь, Симоновская церковь, Ильинская церковь. |
Дата постройки | 1702-1719 гг. |
Описание | Кирпичная церковь с колокольнею. Бесстолпный трёхапсидный пятиглавый четверик с северным Макарьевским приделом. В 1810-х придел разобран, сооружены новая трапезная и колокольня в стиле классицизма на ее юго-западном углу. В трапезной приделы Макария Унженского и Симона Зилота. В 1930-х, венчания сломаны, передана под краеведческий музей. |
Статус | В 1989 вновь открыта для прихожан, по настоящее время. |
Местоположение | Расположена недалеко от исторического центра города, на середине склона высокой береговой трассы и берегу глубокого оврага (с севера) в окружении высоких деревьев. Улица Ф.Энгельса, 8 |
Примечание | В XVI-XVIII вв. при храме существовал мужской Богоявленский монастырь, упразднён в 1-й пол. XVIII в. К южному фасаду церкви пристроен склеп (1840-е), в котором погребён блаженный Симон Юрьевецкий. В 1955 году в колокольню (утрачена) вмонтированы фрагменты двух оконных обрамлений с затопленной Пучежской Воскресенской церкви, а также тройное окно и перспективный портал и изразцы карниза бывшей Благовещенской церкви, разобранных в связи с затоплением Горьковским водохранилищем. |
Литература,
архивные источники |
«Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии». Кострома, 1911 г. Стр. 234 Центральная научно-реставрационная мастерская Академии архитектуры СССР. «Статистическое описание соборов и церквей Костромской Епархии», Спб, 1863 г. Стр. 201 «Храмы моего города» Б. А. Владимиров |
Сведения обновлены |
28.10.2013 |
Ильинская — одна из самых первых церквей города. Обычно церкви в честь святого Ильи Пророка на Руси возводились в самом начале распространения христианства на местах языческих капищ славянского бога — Перуна Громовержца. Это церковь первых славян, проникших сюда ещё в дохристианское время в VI — IX веках. Предполагаю, что возведена не позднее начала XI века, ибо христианские князья: Юрий Владимирович Долгорукий, когда проплывал «по Волзе» в 1120 году, собирая войско по городам для похода на булгар, чтобы отомстить им за отравление своей первой жены Аспы, и несколько позже в 1156 году, когда Андрей Боголюбский проходил здесь походом на Север до Устьюга — не могли допустить в своём княжестве языческого капища.
Название это сохранила не только память народная, но и отражено писцом Желябужским в «Переписи», как «Ильинский вражек» современной улицы Красноармейской (при описании построенной Печерской церкви).
Я предполагаю, что это её община установила на соседней горе «горящую свечу» и икону «с шаровыми написаниями», которые «узрел» Юрий Всеволодович с левого берега.
Со временем, рядом с Ильинской церковью, «парой» строится Богоявленская. Богоявленский мужской монастырь существовал давно и был широко известен, когда в нем был погребен блаженный Симон Христа ради юродивый Юрьевецкий святой Чудотворец. Это было 4 ноября 1586 года. Почитание Святого Симона, единственного тогда Святого на «триста вёрст в округе», принесло монастырю известность, славу и благосостояние. Его «Житиё» донесло до нас много исторических фактов того времени. Это и то, что тогда Соборной была Георгиевская церковь, что на горе, и весть о «Большом пожаре» в 1666 году, когда город почти весь выгорел, и имена воевод города и другое.
Ильинская церковь последний раз упоминается в Писцовой книге 1593 года дьяка Постника Шипилова. Игуменом был тогда Макарий, владевший рядом сенокосными угодиями.
На месте сожженного Лисовским монастыря при царе Михаиле Фёдоровиче строится вместо Ильинской отдельная церковь в честь святого Преподобного Макария Унженского, которая существовала недолго и как Ильинская вошла приделом в Богоявленскую, которая в это же время в 1618 году восстанавливается. Предполагалось возвести её каменной. Но строители, прокладывавшие фундамент, наткнулись на могилу Симона, проект отменили и возвели её деревянную.
В Писцовой книге 1676 года отмечается: рублена Богоявленская церковь с трапезою, на четыре угла с прирубами. На церкви и на приделах главы круглые обиты чешуёю, на главах кресты деревянные, обиты железом белым, немецким. От приделов в обе стороны около церкви и около трапезы паперть, «до мосту рублена в замок, рублена брёвнами, а с мосту забрана досками» и паперть и два крыльца крыты тёсом.
За престолом образ Богородицы Одегитрия да складни с мощами Григория Богослова да Андрея Первозванного, да по другую сторону образ Пречистыя Богородицы Знамения.
В пределе Богородицы Одегитрия образ Богородицы Казанские.
В пределе святого пророка Илии образ Пречистые Богородицы Владимирские.
В пределе Николая Чудотворца образ Богородицы.
В пределе Всех Святых образ Пречистые Богородицы Фёдоровские.
В пределе Макария чудотворца образ Пречистые Богородицы Казанские.
В церкви было более ста сорока икон. Она была красивой и богато убранной. Только описание имущества занимает несколько страниц Писцовой книги. В церкви было 74 печатных книг, 17 письменных, много старинных уникальных свитков, семь колоколов больших и малых, часы с боем, колокол «боевой» — тревожный. Строили церковь «вкладчики, розных чинов люди и прихоженя». Церковь имела большие угодия пашенной земли и сенных покосов «Государственного жалования».
«В 1702 году в городе завершается строительство первой каменной церкви — Благовещенской. Обогащенные опытом и новым проектом строители возводят к 1718 году каменную церковь (с каменной колокольней в 1810 году) — Богоявленскую, которая существует, в основе, и сейчас. Это самая старая постройка в городе. Предполагают, что строила церковь артель, которая возводила и Благовещенскую церковь, так как декоративное оформление очень близко, а может быть строилась их преемниками или учениками? «Однако против лёгкой, воздушной красавицы Благовещенской церкви Богоявленская выглядит, в общем, более тяжеловесно. Это впечатление пропадает, когда вступаешь на площадку перед церковью. Богато профилирован главный портал входа. Над порталом плоскость стены прорезана тройным окном в наличнике, на стене два ряда фигурных наличников, кованый зонт крыльца, богатый карниз — всё это создает ощущение яркого праздника архитектуры.»
«Храмовая часть церкви — монументальный, несколько грузный по пропорциям, двухсветный четверик с пятью широко раздвинутыми барабанами глав и большой апсидой. В западной части четверик уведен под землю из-за крутого перепада рельефа. В 1810 году устроен придел во имя Макария Унженского, ранее находившийся в отдельной пристройке у северного фасада четверика, почему и сдвинуты на этом фасаде к западу портал и окно первого яруса света. К южному фасаду храма примыкает часовня над входом к гробнице блаженного Симона.»
Внутреннее убранство церкви стало ещё богаче и наряднее по сравнению с деревянной. Она отличалась иконостасом и иконами старого письма. Все иконы нижнего яруса в иконостасе писаны царским изографом игуменом Кривоезёрского монастыря Корнилием Улановым. «На колокольне теперешней (1909 год) церкви висит и французский колокол».
В конце двадцатых годов прошлого века церковь передана под краеведческий музей города. Колокольня разрушена, внутреннее убранство искажено и разграблено.
Сейчас это первая церковь с восстановленным приходским богослужением.
Из публикации «Храмы моего города» ВЛАДИМИРОВ Б.А.