Благовещенская церковь

Мерзлютина Н.А.

Рис. 1. Благовещенская церковь г. Юрьевца. 1694-1702 гг. Вид с юго-востока. (ГНИМА им. А. В. Щусева. Фототека. К. I. Нег. 918)
Рис. 1. Благовещенская церковь г. Юрьевца. 1694-1702 гг. Вид с юго-востока. (ГНИМА им. А. В. Щусева. Фототека. К. I. Нег. 918)

По преданию город Юрьевец (Поволжский) был основан в XIII в. великим князем Юрием Все­володовичем как северный форпост Владимиро-Суздальского княжества1. На протяжении несколь­ких столетий архитектура этого древнего верхне­волжского города оставалась деревянной2. В 1661 г. по указу царя Алексея Михайловича помимо су­ществующего деревянного острога в Юрьевце была заложена каменная крепость, получившая название Белый город3.

Через четыре десятилетия в городе возникает каменное культовое строительство. Церковь Бла­говещения — первый каменный храм Юрьевца — была разобрана в 50-е гг. XX в. при строительстве дамбы. Публикуемые материалы позволяют ввести погибший памятник в научный оборот.

Купец Фома Ситников, на средства которого была построена церковь

Рис. 2. Благовещенская церковь г. Юрьевца. 1694-1702 гг. Вид с юго-запада. (ГНИМА им. А. В. Щусева. Фототека. К. V. Нег. 42691)
Рис. 2. Благовещенская церковь г. Юрьевца. 1694-1702 гг. Вид с юго-запада. (ГНИМА им. А. В. Щусева. Фототека. К. V. Нег. 42691)

В общих сведениях о храмах Юрьевца сообща­лось, что Благовещенская церковь была построена в 1700 г. на средства юрьевецкого купца Фомы Климентова Ситникова4.

Антиминс на освящение новопостроенной Бла­говещенской церкви был выдан 16 мая 1701 г.5 Не­которые авторы, ссылаясь на сказание о строитель­стве первого каменного храма города, сообщали, что Фома Ситников подавал челобитную и по­лучил благословенную грамоту патриарха Адриана на строительство нового каменного Благовещен­ского храма на месте деревянного еще в 1694 г., а освящение церкви состоялось в 1702 г. казанским митрополитом Тихоном6.

Рис. З. Благовещенская церковь г. Юрьевца. 1694-1702 гг. Вид с северо-востока. (ГНИМА им. А. В. Щусева. Фототека. К. I. Нег. 926)
Рис. З. Благовещенская церковь г. Юрьевца. 1694-1702 гг. Вид с северо-востока. (ГНИМА им. А. В. Щусева. Фототека. К. I. Нег. 926)

По сведениям писцовой и межевой книг по Юрьевцу Поволжскому и Стрелецкой слободе 1676 г. заказчик храма, «лучший» посадский человек Фома Ситников еще за четверть века до возведе­ния храма был одним из самых богатых жителей города. Он упоминается в документе 17 раз как владелец мясных, рыбных и соляных лавок, а также обширных сенокосных угодий7.

Расположение и внешний вид Благовещенской церкви

Рис. 4. Благовещенская церковь г. Юрьевца. Вид с северо-запада. (ГНИМА им. А. В. Щусева. Фототека. К. V. Нег. 42693)
Рис. 4. Благовещенская церковь г. Юрьевца. Вид с северо-запада. (ГНИМА им. А. В. Щусева. Фототека. К. V. Нег. 42693)

Благовещенская церковь находилась в самом центре города на базарной площади. На нее откры­вался замечательный вид с Волги и Пятницкой го­ры. Сохранившиеся фотографии позволяют судить о внешнем облике храма (рис. 1-5). Автором статьи обнаружены также план и разрез церкви, выполнен­ные архитектором Л. А. Весниным в 1902-1903 гг. (рис. 6-7).

Рис. 6. Благовещенская церковь г. Юрьевца. План. (С чертежа Л. А. Веснина 1902—1903 гг. ГНИМА им. А. В. Щусева. Обмеры PV 4026(1—5))
Рис. 6. Благовещенская церковь г. Юрьевца. План. (С чертежа Л. А. Веснина 1902—1903 гг. ГНИМА им. А. В. Щусева. Обмеры PV 4026(1—5))

Как в объемно-пространственной композиции, так и в декоративном убранстве Благовещенской церкви, наблюдается характерное для провинци­альной архитектуры рубежа XVII-XVIII вв. соеди­нение черт архитектуры «узорочья» и отдельных деталей «нарышкинского» стиля. Памятник имел типичную для зодчества XVII столетия троечастную композицию с расположенными по одной оси храмом, трапезной и колокольней. Первоначальная композиция была слегка нарушена возведением в XIX в. притвора с западной стороны. Высокий стройный четверик был закреплен на углах лопат­ками и увенчан пятью глухими главами на круглых барабанах с аркатурой. С востока к храму примы­кал троечастный алтарь. Колокольня представляла собой ярусную композицию из двух последователь­но уменьшающихся открытых восьмериков звона, помещенных на высокий четверик и увенчанных главкой на глухом граненом барабане.

Архитектурные особенности Благовещенской церкви

Церковь была богато украшена деталями из на­борного тесаного кирпича и изразцами8. По верху четверика шел аттиковый фриз с кокошниками по три на фасаде. Над ними располагался пояс «зубчиков». Кокошники имели подковообразную форму, характерную для нижегородской архитек­туры. Окна первого света трапезной, четверика и абсиды (кроме центрального) были увенчаны килевидными кокошниками и фланкированы по­луколонками с перетяжками и «дыньками». На юж­ном «парадном» фасаде, обращенном к базарной площади, в нижнем ярусе были помещены три ок­на, наличники которых представляли собой единую композицию из четырех полуколонок, соединенных общим многопрофильным подоконником и увен­чанных связанными между собой кокошниками. Подобные строенные окна можно встретить в ниже­городских и заволжских памятниках. В частности, они имеются на фасаде палат рубежа XVII—XVIII вв. в Крутом переулке в Нижнем Новгороде9, а также в нижнем световом ярусе Никольской надвратной церкви Трифонова монастыря в Вятке 1700 г. На северном фасаде исследуемого храма имелся перспективный портал с дугообразным архиволь­том, украшенный деталями из наборного кирпича: балясинами, ромбами, полуколонками с «дынька­ми» и т. д. Вышеупомянутое центральное окно аб­сиды, а также два окна верхнего света на северном фасаде были увенчаны разорванными наличниками с балясинами в завершениях. В местах соедине­ния полукружий абсид помещены трехчетвертные колонны с перетяжками. Сдвоенные полуколонны на боковых фасадах абсиды отмечали места скруг­лений. Углы ярусов колокольни были фланкирова­ны лопатками. По верху первого и второго яруса шел городчатый пояс. Выше этого пояса во вто­ром ярусе был помещен парапет с Т-образными балясинами.

Ярусные колокольни, появившиеся среди сто­личных памятников «нарышкинского» стиля в по­следние два десятилетия XVII в., в дальнейшем по­лучили широкое распространение в Замосковном крае, в том числе и в Поволжье. Важно отме­тить, что в 90-е гг. XVII вв. в Нижнем Новгороде работала артель строгановских мастеров, возводив­ших храм Смоленской Божьей Матери в Гордеевке и Рождественскую церковь. В состав архитектурных комплексов этих памятников, по праву считающих­ся одними из лучших образцов архитектуры конца XVII — начала XVIII в., входят ярусные колоколь­ни. Примеры подобных колоколен можно встре­тить и в ярославских храмах (не существующие ныне колокольни церкви Благовещения на Волжском берегу 1702 г. и храма Рождества Богородицы 1720 г.10). Художественные достоинства изразцового де­кора юрьевецкого храма уже вызывали интерес исследователей, подчеркивающих его композици­онную и колористическую близость балахнинскому производству11. Несмотря на ведущую роль Москвы в создании рисунков архитектурной керамики, про­изведения балахнинской изразцовой школы, к ко­торым бесспорно относятся юрьевецкие изразцы, отличаются высоким художественным мастерством, тонкой колористической гаммой и своеобразными композициями.12

Главы Благовещенской церкви были покры­ты поливной муравленой черепицей. Такое же покрытие имелось на маковицах Успенского храма на Ильинской горе в Нижнем Новгороде, пере­строенного в 1715 г., и на главах Спасской церкви в Балахне, перестроенной в 1702 г.13

Центральное окно первого света «парадного» южного фасада, а также два окна верхнего света имели изразцовое обрамление, причем в тимпа­ны верхних были помещены состоящие из шести плиток изразцовые панно с изображениями льва и единорога по сторонам от вазона с цветами. Подобные панно не имеют прямых аналогов, хотя сам сюжет часто встречается в печных и лицевых изразцах конца XVII — начала XVIII вв. Кроме вышеуказанных панно среди юрьевецких изразцов встречались и единичные плитки с изображением льва и единорога по сторонам от бутона.14

По верху трапезной шли сюжетные изразцы с птицами, поставленные на ребро. Этот мотив широко распространен в архитектурном убранстве второй половины XVII в. Изразцы изготавливались комплектами в расчете на раппорт и размеща­лись на фасадах храмов по усмотрению масте­ров.15 Ближайшими аналогиями юрьевецкому на­бору являются изразцы на фасадах памятников Нижнего Новгорода (Успенская церковь на Ильин­ской горе16, Сергиевская церковь конца XVII в. и дом Чатыгина конца XVII в.); Балахны (коло­кольня Спасской церкви 1702 г.), а также близкие к ним изразцы Богоявленской церкви в Соликамске 1687-1695 гг.17

Верхняя часть четверика под кокошниками бы­ла опоясана изразцовым фризом с орнаментальной композицией, состоящей из вазонов, растительных мотивов и львиных голов. Керамические фризы с различной орнаментикой широко распростране­ны в храмовой архитектуре Москвы и Поволжья второй половины XVII в.

Идентичный фриз имел Благовещенский храм в Нижнем Новгороде 1697 г., также не дошедший до наших дней.18 Нижегородская Благовещенская церковь является ближайшей аналогией исследу­емому храму также с точки зрения особенностей архитектурной композиции19. Об архитектуре Бла­говещенской нижегородской церкви, претерпевшей неоднократные перестройки (после пожара 1715 г. и в 1838 г.), можно судить по сохранившимся фотографиям и литографии середины XIX в.20 Памятник также имел троечастную композицию, состоявшую из пятиглавого трехабсидного храма, трапезной и ярусной колокольни. Верх четверика был декорирован кокошниками по три на фасадах. Главы имели граненую форму, причем центральная световая глава была украшена филенками и полуколонками на гранях, что характерно для столичных памятников «нарышкинского» стиля.

Нижегородская Благовещенская церковь бы­ла возведена казанским митрополитом Тихоном «на гробах родителей».21 Митрополит Тихон —- уроженец Нижнего Новгорода Тимофей Воинов — в 1692-1695 гг. был настоятелем Новоспасского мо­настыря в Москве, затем возведен в митрополита Сарского и Подонского, а в 1699 г. в митрополита Казанского.22 Митрополит Тихон, очевидно, был хорошо знаком со столичной архитектурной модой 90-х гг. XVII в., что объясняет столичный уровень возведенного им храма. Напомним, что митрополит Тихон освящал в 1702 г. Благовещенскую церковь в Юрьевце, куда он, по-видимому, был приглашен Фомой Ситниковым, пожелавшим взять за образец для первого каменного храма г. Юрьевца только что возведенную в Нижнем Новгороде церковь с тем же посвящением.

Внутреннее устройство Благовещенского храма

Благовещенская церковь г. Юрьевца. Продольный разрез. (С чертежа Л. А. Веснина 1902-1903 гг. ГНИМА им. А. В. Щусева. Обмеры. PV 4026 (1-5))
Рис. 7. Благовещенская церковь г. Юрьевца. Продольный разрез. (С чертежа Л. А. Веснина 1902-1903 гг. ГНИМА им. А. В. Щусева. Обмеры. PV 4026 (1-5))

Публикуемые чертежи позволяют судить о вну­треннем устройстве Благовещенского храма в Юрь­евце. Основной четверик был вытянут по оси север-юг и перекрыт сомкнутым или лотковым сводом. В алтарь вели три арки. Трапезная была перекры­та коробовым сводом с распалубками над окнами и входами и соединялась с четвериком тремя арка­ми. Внутри трапезной с южной стороны находился придел святого Николая.

На восточной стене храма в технике фрески был выполнен иконостас, долгое время приписываемый царскому изографу рубежа XVII—XVIII вв. Кириллу Уланову23. С. С. Каткова и Н. И. Корнеева на основе стилистических и программных аналогий предложили новую датировку — третья четверть XVIII в.24

Таким образом, Благовещенский храм г. Юрь­евца, возведенный в 1694-1702 гг., сочетал в себе черты русского зодчества второй половины XVII в. с отдельными элементами «нарышкинского» стиля и представлял собой замечательный образец ар­хитектуры Поволжья этого периода. Ориентация Благовещенской церкви на нижегородские образцы говорит нам о тяготении культурной и художественной жизни Юрьевца на рубеже XVII—XVIII вв. к нижегородским землям. Являясь первой каменной культовой постройкой города, Благовещенская цер­ковь сыграла в дальнейшем важную роль в форми­ровании местных архитектурных вкусов. Ее влия­ние отчетливо заметно в Богоявленской (1719 г.) 25 и Сретенской (1754 г.)26 церквах Юрьевца, а также в храмах, возведенных в XVIII в. в близлежащих селах (Воскресенская церковь с. Решмы 1754 г.27 и Воскресенская церковь с. Соболева 1794 г.28 и т.д.).

Архитектурное наследство, №44, 2001 год. Мерзлютина Н.А.

Священники:
Бажанов Александр, (1887)
Среди других:
Иван Петрович, дьячок, (ок.1830)
Руфин Философ Иванович, дьякон, (1887)
Артифексов Василий Александрович, дьякон-псаломщик, 1897-1898

Сноски

  1. Памятная книжка Костромской губернии на 1862 г. Кострома. 1862. С. 313; Иваново-Вознесенская губер­ния. Т. 1. Иваново-Вознесенск. 1924. С. 215.
  2. Платонова Р. И. Юрьевец-Поволжский конца XVII ве­ка // Памятники русской архитектуры и монументаль­ного искусства. М., 1980. С. 88-99.
  3. Памятная книжка… С. 314; Костромская старина. Вып. I. Кострома. 1890. С. 116; Иваново-Вознесенская губерния… С. 216; Полякова Л. Юрьевец. Историко­-краеведческий очерк. Ярославль. 1984. С. 10-15.
  4. Беляев И. Статистическое описание соборов и цер­квей Костромской епархии. СПб. 1863. С. 200; Крат­кие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома. 1911. С. 234; Изве­стия Императорской археологической комиссии. В. 61. СПб., 1916. С. 73 (текст и фото).
  5. РГАДА, ф. 235, оп.2, д. 138. Книга антиминсов, л. 203 об.
  6. Протоиерей Павел Алякритский. К делу о прославле­нии святого и благоверного Симона Юрьевецкого // Костромские епархиальные ведомости. 1906. №15. Кострома. Часть неофициальная. С. 605; Эти же све­дения сообщает Ширяев Б. В. в труде по истории Юрьевца. 1912-1917 гг. Рукопись хранится в фон­дах Юрьевецкого краеведческого музея. ЮКМ 585. Автор выражает благодарность председателю Юрье­вецкого краеведческого общества Б. А. Владимирову, указавшему на этот документ.
  7. Писцовая и межевая книги по городу Юрьевцу Поволжскому и Стрелецкой слободе // Материалы по истории, археологии, этнографии и статистике Костромской губернии В. I. Подготовлено к печа­ти Н. Н. Виноградовым. Напечатано в сборнике: Костромская старина. Вып. 7. Кострома. 1912.
  8. При разборке некоторые детали были вмонтированы на фасады Богоявленского храма (строенные окна, портал, изразцовое окно). Внутри трапезной помещена часть изразцового фриза и отдельные кирпичные детали. Второе изразцовое окно вмонтировано с внутренней стороны стены Донского монастыря.
  9. Агафонов С. Горький. Балахна. Макарьев. М., 1969. С. 89.
  10. Суслов А. И., Чураков С. С. Ярославль. М., 1960. Илл. 82. С. 116; 119; Анкундинова Е., Рутман Т. Утрачен­ные Святыни Ярославля. Ярославль. 1999. С. 64-65; 106-107.
  11. Кудряшов Е. Юрьевецкие изразцы // Декоративное искусство СССР. 1973. №12. С. 20-23; Маслих С. А. Русское изразцовое искусство XV-XIX вв. М., 1976. Илл. 168-169; Немцова Н. И. Балахнинские изразцы // Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья. Н. Новгород. 1991. С. 177.
  12. Немцова Н. И. Балахнинские изразцы. С. 172-178.
  13. Агафонов С.Л. Горький… С. 144; 170.
  14. Кудряшов Е. Юрьевецкие изразцы… С.21-22; Нем­цова Н. И. Балахнинские изразцы… С. 174. Мерзлю­тина Н.А. Изображения льва и единорога в древне­русском искусстве// Проблемы изучения памятников духовной и материальной культуры. Вып. IV. М., 2001. С. 201-209.
  15. Удальцова А. Л. Изразцовый декор в русской архитек­туре XVII в. Автореф. канд. дисс. М., 1988. С. 19.
  16. Агафонов С. Горький… С. 95-96.
  17. Маслих С. А. Русское… Илл. 171; Чагин Г.Н. На древ­ней Пермской земле. М., 1988. С. 37.
  18. Кудряшов Е. Юрьевецкие изразцы… С. 22; Агафо­нов С. Л. Горький… С. 27.
  19. Предположения о сходстве двух памятников были опу­бликованы автором в статье «Первые каменные церкви города Юрьевца» // Городецкие чтения. Материалы научной конференции. Городец. 1995. С. 163-172.
  20. Литография с изображением храма опубликована в книге: Храмцовский Н. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. Ч. 1-2. Н.-Новгород. 1859. Иллюстрация к тексту. С. 61-63.
  21. Макарий (Архимандрит). Памятники церковных древ­ностей Нижегородской губернии. СПб., 1857. С. 84- 95; Храмцовский Н. Краткий очерк… С. 61-63.
  22. Московский Новоспасский монастырь (репринтное воспроизведение издания 1909 г.). М., 1993. С.96.
  23. При разборке храма отдельные фресковые компози­ции были сняты со стены и переданы в Музей древ­нерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.
  24. Необычной особенностью юрьевецкого иконостаса было включение ряда с изображениями мучеников, аналогией которому, по мнению С. С. Катковой, мо­жет служить схема росписей собора Сыпанова мона­стыря в Нерехте, выполненных в 70-х гг. XVIII в. яро­славскими мастерами. Н. И. Корнеева отметила сти­листическое сходство юрьевецких фресок и росписей Казанской церкви в Устюжне 1757 г. и Казанской церкви в Рыбинске 1768 г., также выполненных яро­славскими художниками.
  25. Свод памятников архитектуры и монументального ис­кусства России. Ивановская область. Т. 3. М„ 2000. С. 737-739.
  26. Свод памятников архитектуры и монументального ис­кусства России. Ивановская область. Т. 3. М„ 2000. С. 743.
  27. Свод памятников архитектуры и монументального ис­кусства России. Ивановская область. Т. 2. М., 2000. С. 487-488.
  28. Свод памятников архитектуры и монументального ис­кусства России. Ивановская область. Т. 3. М., 2000. С. 759-761.
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x