Юрьевецкий фольклор

 

Ilia Mooreometc v IurevtceСреди драгоценных памятников истории и культуры нашего края с полным правом можно назвать богатый юрьевецкий фольклор. Здесь были записаны былины и сказки, песни и частушки, народные обряды и приметы, пословицы и поговорки, присловья, загадки, детские потешки и бывальщины — рассказы не только о давней старине, но и о событиях гражданской и Великой Отечественной войн.

Собирательная традиция в районе восходит еще к XVII веку, когда грамотным крестьянином Махловской волости, имя которого осталось неизвестным, были впервые записаны два устных пересказа былин об Илье Муромце — «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» и «Илья Муромец и Идолище поганое». Рукопись с их текстами, хранившаяся в Юрьевецком краеведческом музее, была передана в Государственную библиотеку им. В. И. Ленина, и в 1960 году они увидели свет в сборнике «Былины в записях и пересказах XVII–XVIII веков».
С 1903 года собиранием местного фольклора занимался уроженец села Задорожье В. Ф. Груздев. В 1904 году юрьевецкую округу посетил известный костромской собиратель и краевед В. Андронников. В Махлове им была записана редкая былина «Илья Муромец на Соколе-корабле», опубликованная в его подборке «Народные песни, сказания и легенды Махловской волости Юрьевецкого уезда» («Костромская старина», 1911).

В этой былине Илья Муромец изображен не могучим всадником, каким мы его видим на картине Васнецова «Три богатыря», а славным волжским капитаном:

Надо всем кораблем Илья Муромец — большой.

На его кафтане нашито сорок пуговиц и на каждой «посажено по льву, по заморскому зверю». Безудержна народная фантазия: при нападении на судно врагов львы волшебно оживают и помогают Илье Муромцу одержать победу над их несметными полчищами.
В советское время, кроме В. Ф. Груздева, устное народное творчество Юрьевецкого района, как и всей Ивановской области, изучал кандидат филологических наук И. В. Копеин, под редакцией которого вышли фольклорные сборники «Ситцевая радуга» и «В памяти народной». В 1977 году под руководством преподавателя Ивановского государственного университета, кандидата филологических наук В. А. Смирнова в районе была проведена очень продуктивная по результатам полевая фольклорная экспедиция.
Студенты и преподаватели университета собрали большой материал, выявили интересных исполнителей. Оказалось, что былины об Илье Муромце дожили в народном исполнении до наших дней. В своем отчете о фольклорной экспедиции, опубликованном в газете «Ленинец» 4 февраля 1979 года, В. А. Смирнов пишет: «Исполнители старшего поколения на наши вопросы о песнях богатырских отвечали, что „старики так сказывали, а мы вот не помним, давно было“. Но сохранилась даже любопытная частушка, в которой отчетливо слышны отголоски былой традиции:

А Илья Муромец — он уехал в Юрьевец.
А Разин Степан там совсем пропал».

К этим интересным наблюдениям участников студенческой фольклорной экспедиции необходимо добавить, что частушка эта отражает также события периода крестьянских войн в России в XVII веке. Здесь несомненно произошло смешение в народной памяти двух героических образов — былинного Ильи Муромца и реального исторического лица — одного из предводителей восстания Болотникова Илейки Муромца, чей отряд действовал
под Юрьевцем. Против него были посланы стрельцы Юрьевецкой крепости под началом воеводы Нарбекова, во время сражения Илейка Муромец погиб.

Юрьевецкому «славному разбойничку Чуркину», по преданию сподвижнику Разина, было посвящено святочное народное действо, записанное автором этой книги со слов юрьевчанина С. П. Винокурова (1903 года рождения). По его словам, это была своего рода инсценировка песни о гибели Чуркина, его прощании с товарищами и невестой Марией. Начиналась она так:

Среди лесов дремучих
Разбойнички идут,
В своих руках могучих
Товарища несут.
Носилки не простые —
Из ружьев сложены,
А поперек стальные
Мечи положены.
На них лежал сраженный
Сам Чуркин удалой…

Все роли, в том числе и Марии, положено было играть парням лет по восемнадцати, и ходили они со своим спектаклем по домам во время зимнего праздника святок.
Массу самых разных сведений о народной жизни дает юрьевецкий фольклорный материал. Вот дореволюционная частушка об отходниках, которых нужда гнала в фабричное село Иваново:

Наши дома работают —
Мы в Иванове живем.
Дома денег ожидают —
Мы в опорочках идем.

А в этой оживает новое время:

Иди, милый, в Красну Армию,
Счастливый тебе путь.
Сошью красную рубашку,
На ней шелком вышью грудь.

Местный фольклор, как топонимика, помогает историкам, географам, археологам, этнографам и другим ученым лучше изучить жизнь народа с древних времен до наших дней, узнать свой край.

«Юрьевец», стр.25-28,  Лариса Полякова, 1984 г.

 

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x