Как часто в жизни мы пытаемся воспитание заключить в определенные рамки, в систему, в закон. И сами себе противоречим, говоря, что в мире нет одинаковых людей: взрослых и детей. Много систем с разными названиями в образовании и воспитании. Все красиво описано, проведены защиты диссертаций… Откуда преступники, неудачники, пьяницы, бомжи? — своими размышлениями делится директор неполной средней школы №4 Е. Н. Галанина.
Нельзя втиснуть человека в определенные рамки: «Делай от и до». «Думай от и до». Мне часто приходится говорить на эту тему с коллегами. Приходим к выводу, что все зависит от условий, в которые попадает человек на своем жизненном пути. А также, какие люди будут окружать его, повстречаются в его жизни. И какое влияние окажут на него.
Стоит задуматься над тем, какой ты и какое влияние оказываешь на других. Кто в свое время и в какой степени способствовал твоему формированию?
Я всегда знала, что не буду такой, как мой отец. Знала, что не буду так плохо поступать с людьми, как порой поступали со мной. И сейчас редко осуждаю людей за их поступки. Нет, не за открыто преступные. А житейские…
Я — учитель. Моя задача — «Вырастить человека через трудно и больно».
«Мы учим, нас учат». Не помню, когда это вошло в мое сознание. Ученики учат нас, воспитывают нас, а не только мы их. Они учат нас быть добрыми и справедливыми к ним. И еще многому учат нас наши ученики.
…Он встречается мне всегда очень рано утром, когда я тороплюсь в школу. Он идет на работу. Мой бывший ученик. Я считаю его укором моей совести. Мой умный бывший ученик. Почему я тогда не поставила ему «3» по истории? И он сдавал экзамен осенью. Хотела заставить его выучить то, что он не хотел учить. А это ему не стоило никакого труда? Была молода? Заиграло самолюбие на его слова: «Все равно тройку поставите»?
Он очень вежливо со мной здоровается. Иногда на минутку останавливается поболтать со мной. Я чувствую — он не в обиде на меня. Но я всегда думаю, что его жизнь могла бы сложиться по-другому. А может он не видит свою жизнь другой. Он не пьющий человек, его уважают на работе.
Они учат нас любить людей, принимать их такими, какие они есть. Я помню слезы на глазах у моей ученицы. Сейчас она взрослый человек, сама мать. В моих ушах до сих пор стоят ее слова: «Елена Николаевна. Я знаю, все говорят, что моя мать плохая. Она пьет, не ходит на работу. Своим поведением она позорит меня. Но она ведь моя мама. И какой бы она ни была, я люблю ее. Она моя мама».
Как часто в настоящее время нам приходится быть не только учителем — второй мамой, но и первой тоже.
Дети интерната. Сердце кровью обливается и зашкаливает нервная система, когда смотришь на некоторых детей нашей школы. Обделенные близостью, особенно духовной, со своими родителями, они как маленькие зверьки из стаи отверженных. Не согретая семейной лаской душа! Кого она сможет согреть в будущем? Нет в ней тепла. Нет опыта любви. Злоба и равнодушие. Они никому не нужны, брошенные своими родителями. Только нам — учителям. Скоро предстоит делать выпуск таких учеников из школы. Куда они пойдут? Не приспособленные к жизни, привыкшие жить на всем готовом. Как сложится их судьба?
Разные судьбы. «Мы в ответе за тех, кого приручаем». Эти слова Экзюпери прочно вошли в мое сознание, душу. Все ли я правильно сделала для моих учеников? Не навредила ли каким своим поступком? Почему так получается в жизни, что одним ученикам уделяешь больше времени и внимания, а результаты порой плачевные.
… В школе она была очень хорошей девочкой. Умная, хорошо училась, была активисткой и в младших классах, и в старших. Получила специальное образование. Вышла замуж по большой любви. Ярко сияла, но быстро сгорела. Разошлась уже не с одним мужем, пьет, меняет места работы. Не может воспитывать свою дочь. Та уже с начальных классов не слушает ее. Бросила школу. Когда обделили их вниманием обеих и кто? Почему они не нашли нормального пути в жизни? Когда смогут педагогика и психология, а через них и мы учителя ответить на этот вопрос?
Много учеников. Много разных судеб. Впереди еще много лет работы. Много новых учеников. Смогу ли я стать для них путеводной звездой? Очень хотелось бы!
«А жизнь то гнется, то искрится
На каждом новом рубеже.
Но злу с добром век не ужиться
В ее распахнутой душе.»
— Эти стихи как нельзя лучше подходят к Елене Николаевне, — говорит Екатерина Дмитриевна Стафеева. Судьба свела меня с Еленой Николаевной давно. Тогда она была классным руководителем у моего сына. Я бывала на ее уроках, которые «будоражат» мысль, вызывают интерес, пробуждают любознательность, достигают своей цели.
А сейчас я работаю учителем в школе, которой руководит Елена Николаевна. Как учителя я ее знаю — профессионал, настоящий учитель. В самой, казалось бы, безнадежной ситуации она всегда найдет что-то хорошее.
Трудно подобраться к душе ребенка. А Елена Николаевна при первой встрече очаровывает его. Ей еще приходится подбираться и к характеру своих коллег, т. к. она — директор. Но и тут у нее все всегда получается.
Я думаю, мои коллеги согласятся со мной, что с директором нам повезло.
Трудностей, конечно же, в школе много. Но мы справляемся с ними не по приказу, а с доброй помощью и советом Елены Николаевны.
Елена Николаевна оставила неизгладимый след в памяти своих учеников. И мечтают они о том, чтобы побольше таких людей принимало участие в их судьбе. Людей добрых, бескорыстных. Людей с чутким и нежным сердцем, которых, но праву можно было назвать второй мамой.
А. В. СИРОТИНА, Т. М. ТЕРЕШИНА, «По тропам памяти людской», 2002 г., стр.109