«Самые яркие и теплые воспоминания у меня от школы связаны с моей первой учительницей Патраничевой Валентиной Андреевной, — рассказывает П. А. Чернов — Это тот человек, который встретил нас несмышленышей на школьном пороге, а точнее, на школьном дворе 1 сентября 1964 года.
Как сейчас помню этот солнечный день. Школьный двор. Со всех улиц стекается ребячья река. С цветами в руках шли самые маленькие. А постарше — в основном, девчата. На мне школьный костюм из серого шерстяного сукна, пиджак и самые, что ни на есть, настоящие брюки под ремнем, на котором звездочка на фоне пламени. В руках коричневый дерматиновый портфель, уголки которого, сделанные из металла, отсвечивают на солнце. Меня ведет мама и у всех спрашивает, кто учителя начальных классов. И есть ли в списках такой. Я ее упрямо тяну к той, которая мне почему-то больше всех понравилась. Она высокая, стройная, волосы аккуратно собраны в корзиночку. На ней светло-коричневое платье в крупный горошек, белый отложной из двух половинок воротничок, короткие рукава с такими же белыми отворотами. Красивое, доброе лицо с нежными и строгими глазами, Я готов был разреветься оттого, что меня не слушает мама и не хочет вести к той, которую я выбрал. Но вот мы подходим к ней. Мама называет мою фамилию.
А я с замиранием сердца жду, что скажет та, к которой я так рвался. О! Великая радость! Она говорит, что я буду учиться у нее. И, уже обращаясь ко мне, говорит: «Подходи, Паша, ближе. Становись к этим ребятам. А цветами украсим класс». А там уже стоят с десяток ребят. Кто один, а кто с родителями. А сердце распирает гордость, что я буду учиться у нее. У нее, которую не знаю даже как звать, но люблю всем детским сердцем и верю только ей. И готов идти за ней хоть на край света.
После сбора она провела нас в школу, в которой все почему-то толкались и куда-то спешили. Но пройдя немного по коридору, она привела нас в класс, который показался очень большим. А особенно окна. Рассадила нас по партам, заметив при этом, что мы уже школьники и должны учиться правильно сидеть. А потом она научит нас читать и писать, решать задачи и думать. И еще очень многому другому.
Она сдержала свое слово. Она, как настоящий мастер, из наших маленьких душ ежедневным кропотливым и заботливым трудом формировала граждан — будущих членов общества. Каждого со своим характером. Но неизменно вкладывая в каждого любовь. Доброту, какой только обладала сама. Заботу и внимание. А главное, справедливость и честность. Вот за это за все, за то, что она отдала каждому из нас не только часть своего душевного тепла, но и частичку своего сердца, мы будем помнить, ее всю свою жизнь и рассказывать о ней нашим детям,
Через пять месяцев все мы уже научились читать. В библиотеке нам выдали по первой в нашей жизни книжке. А потом мы учились считать. Вырезали из кассы бумажные монетки и учились совершать покупки. Весной, заканчивая первый класс, она предложила нам игру. К тому времени мы уже могли написать письмо на открытке, предварительно сообщив свой адрес. Как сейчас помню, почти каждый день пыхтел над черновиком. А потом переписывал эти несколько строк своего первого письма с незабываемым по сей день адресом. Моей первой учительнице В. А. Патраничевой.
Потом был второй класс. Мы стали октябрятами. Она не на словах, а на деле учила нас выполнять и соблюдать правила поведения октябрят. Весь класс из 45 душ был разбит на 9 звездочек. Каждая звездочка боролась за то, чтобы первыми прикрепиться к ракете и лететь на Луну. А для этого нужно было не только хорошо учиться, но и помогать товарищу не отстать в учебе. Быть чистым и опрятным, сохранять в чистоте книжки и свое рабочее место.
Во втором классе мы с ней ставили спектакль «Муха-цокотуха» К. И. Чуковского. Среди начальных звеньев завоевываем первое место. Получаем в качестве приза большой сладкий пирог, который, конечно же, делится на весь класс.
Помню, на уроках труда учились шить и вышивать «гладью».
Летом на школьной практике учились ухаживать за грядками. Собирали в большом школьном саду вишню.
А разве можно забыть поездку всем классом на теплоходе «Павел Старостин» в село Сокольское.
Она всегда стремилась к тому, чтобы мы выросли честными и самостоятельными, чтобы никогда не забывали, что всегда в ответе за своего товарища.
Расскажу один случай.
Один наш одноклассник из большой семьи просто перестал ходить в школу, стал сбегать с уроков. Тогда она обратилась к нам, как к равным, за советом. «Что мне делать? Я без вашей помощи не справлюсь». Тогда мы с друзьями решили каждое утро заходить за ним и просто силой тащить его в школу. Но это продолжалось недолго. Наша ребячья настойчивость, мудрость и любовь нашей учительницы сделали свое дело. Парень вскоре стал регулярно посещать занятия. А в учебе стал далеко не последним. Окончив школу, поступил в ВУЗ, успешно окончил его (единственный из этой многодетной семьи). А мы, его школьные друзья, до сиз пор гордимся им, как очень самобытным художником и талантливым музыкантом.
И это все она, наша Валентина Андреевна, сумела рассмотреть в этом девятилетнем сорванце способности многопланового таланта этого парня.
Валентина Андреевна к каждому из нас умела найти свой подход, свой «ключик». Мы были детьми из совершенно разных семей, из семей с разным достатком. Она учила ни и коем случае не завидовать. Быть добрым и щедрым. Не быть ябедой, уметь постоять за себя. И мы стояли и за себя, и за нее. Конечно же, по-детски.
В то время школа работала в четыре смены. Классы были заняты по 12 часов. После первой смены с 8 часов класс занимала третья смена с 14.30. Однажды, в школьном коридоре, толкаясь у дверей я дожидаясь своей смены, мальчишки из нашего класса услышали неуважительную реплику в адрес нашей Валентины Андреевны. Обидчик тут же получил увесистую оплеуху. За него заступились его товарищи. За другого — другие Завязалась драка между двумя классами: 2-А и 3-А. Вскоре это мероприятие остановил кто-то из учителей, вышедших в коридор. Начались уроки. В одну из перемен мы узнали, что 3-А ждет нас после уроков у школы на катке с целью проучить и доказать, что их учитель лучше, чем наша «училка-баба». После уроков на катке сошлись два класса. Разбирательство продолжилось. То ли из-за того, что правда была на нашей стороне, то ли из-за того, что нас было побольше, «противник», изрядно потрепанный, позорно бежал.
На другой день Валентина Андреевна устроила нам один большой урок без перемен. Кто-то рассказал ей о причине драки. Участников мероприятия очень легко было определить: дело было зимой, портфели, участвовавшие в «разборке», были полны снега, тетрадки, естественно, приняли вид, непригодный для дальнейшей их эксплуатации, Кроме того, особый колорит этому делу придали чернильницы, которые в портфелях приносились в школу на занятия. Поток увещеваний в наш адрес, строгость в голосе — весь этот обман предательски выдавали ее глаза, полные нежности и любви к нам.
Сейчас, спустя многие годы, мы стали взрослее, чем тогда была наша Валентина Андреевна. Но без капли стеснения признаемся ей в любви и при случае спешим с ней встретиться. А, порой, и просто прикоснуться к ее плечу и почувствовать ее тепло, а себя — прежними маленьким «школярами».
Я, да, пожалуй, все мои школьные товарищи счастливы от того, что нам так повезло в жизни учиться у Патраничевой Валентины Андреевны.
Огромное спасибо, Вам, Валентина Андреевна, и низкий поклон! И пусть хранит Вас Бог от всех невзгод и даст здоровья на долгие годы.
А. В. СИРОТИНА, Т. М. ТЕРЕШИНА, «По тропам памяти людской», 2002 г., стр. 44