Вожатая звонкоголосой пионерии

«Первые уроки профессии учителя я получила в Юрьевецкой общеобразовательной восьмилетней школе-интернате, — говорит Нина Ивановна Макарова. — Но работу начала пионервожатой».

Целью работы пионерской дружины было воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, преданности Родине, высокой морали. Направление в работе давал Центральный совет пионерской организации и ЦК комсомола. Это был период упорядочения работы детских организаций. Пионерские двухлетки, существовавшие ранее, себя изжили. Нужно было что-то новое, захватывающее, мобилизующее. В эти годы повсюду: на производствах, в сельском хозяйстве и всех общественных организациях был «дух» соревнования.

Не обошло веяние времени и детские организации. Началась цепочка тематических пионерских соревнований.
В число первых было объявлено соревнование «Сияйте, ленинские звезды!» В него включились дружины всех школ города и района.

Девиз: «Имя Ленина — в сердце каждом. Верность партии делом докажем!» Цель: изучение наследия, жизни и деятельности В. И. Ленина, воспитание патриотизма, повышение показателей в учебе. Посвящено оно было годовщине со дня рождения В. И. Ленина.

Вся работа школы — учеба, трудовые дела, поисковая работа и т. д. через пионерские отряды были направлены на выполнение условий воспитательной программы. Итог в масштабе района, т. е. среди школ района, подводился 22 апреля.

И вот, решением районного совета пионерской организации, райкома комсомола по итогам пионерского соревнования «Сияйте, Ленинские звезды!» Юрьевецкой школе-интернату, т. е. нам, было дано право зажечь над школой «Ленинскую звезду». Ее изготовили в школьных мастерских сами ребята под руководством учителя по труду Разумова Сергея Александровича и директора школы Молева Константина Михайловича. Звезда представляла собой металлический каркас, обтянутый красной материей, внутри электрическая лампочка. Все это «сооружение» было выведено наружу из физкабинета школы. С наступлением сумерек она загоралась и вечером смотрелась довольно величественно. «Звезда» наша жива до сих пор. Ее скелет можно видеть и сейчас на здании корпуса школы-интерната, выходящем на Советскую улицу. Очень бы хотелось, чтобы она стала памятником пионерских дел музея народного образования.

Запомнилось из работы пионерской организации этих лет такое направление, как деятельность «красных следопытов». В то время в живых было еще много участников Великой Отечественной войны. Их живое слово помогало становлению подрастающего поколения, пример подвига павших воспитывал мужество. Почти все отряды школы-интерната побывали на родине Юрия Смирнова в г. Макарьеве Костромской области. Это были увлекательные, целенаправленные походы.
Не менее увлекательны ми были ежегодные праздники «Здравствуй, лето!», когда с духовым школьным оркестром все классы школы-интерната шли к портовому причалу, грузились на большой паром СП — 1 и выезжали на целый день на другой берег р. Волги в местечко Селянцево. Здесь у большого пионерского костра пели песни, веселились, играли.
Многие классы побывали в походах на родину первого секретаря Юрьевецкого уездного райкома комсомола в с. Сеготь Пучежского района. Там, в Сеготской школе, был прекрасный музей Любы Левиковой.
Только на должности старшей пионервожатой в школе-интернате я работала два года. Но это была закладка на последующие 40 лет.
В 1965 году меня перевели на должность воспитателя в этой же школе, оставив наставником вновь пришедшей старшей пионервожатой. Строила свою воспитательскую работу через пионерскую организацию в классе, одновременно передавая опыт пионерской работы Смирновой Лиде — девушке, пришедшей работать в школу от фабричного станка по путевке райкома. В дальнейшем она окончила пединститут. Ныне работает в г. Одинцово завучем ДЮЦа. До сих пор мы поддерживаем с ней связь.
Приближалась пятидесятая годовщина Советской власти. В ее ознаменование по стране был объявлен поход пионеров и школьников под девизом: «Из искры возгорится пламя». Цель похода: изучение родного края, его природы и достопримечательностей. Тысячи пионерских отрядов и комсомольских групп по стране включились в это увлекательное дело.
Со своими семиклассниками школы-интернат (я в то время была воспитателем) мы совершили шестидневный поход по маршруту: Юрьевец — Плес — канала Волга — Уводь — Кострома. От Кинешмы до Приволжска по правому берегу и от села Красное до Костромы по левому берегу Волги мы прошли пешком. Побывали в знаменитом совхозе Караваево. Посетили исторические и культурные центры Костромы. А сколько спето песен у костра. Сколько поставлено палаток, рассказано интересных историй не счесть. Но самое главное то, что иго 23 участника похода и я, как руководитель решением районного совета пионерской организации были награждены значком «Турист СССР», По материалам похода оформили альбом.

В 70-е годы зарождались замечательные детско-юношеские игры «Золотая шайба», «Зарница», «Орленок», жизнь которых успешно продолжилась и в последующие 80-е годы, т. е. более 20 лет.

Юрьевецкие мальчишки получили десятки площадок во дворах, катков при школах. Они получили возможность здорового общения между собой, между коллективами сверстников. А если говорить об истории страны, то ведь именно из «Золотой шайбы» выросли Третьяк, Фетисов, братья Майоровы, Харламов и другие лучшие хоккеисты страны, в течение многих лет создававшие ей «Золотую хоккейную славу».

Игры «Зарница» и «Орленок» возникли, когда страна отмечала 30-летие Победы. Их задачей было воспитание патриотизма, изучение боевого наследия страны. Ребятам они очень полюбились. В программе этих игр: спортивные состязания, встречи с ветеранами спорта, игры на местности, конкурсы строя и песни.

Как раз в это время мне снова пришлось вернуться к руководству пионерской дружиной. В 1971 году я была переведена старшей пионервожатой в Юрьевецкую восьмилетнюю школу № 4. Школа работала в очень сложных условиях в три смены. Самая многочисленная в районе. Организовать внеклассную работу здесь было крайне сложно. Пионерская комната имела площадь всего 12 кв. метров (угол, отгороженный легкой тесовой перегородкой). Всю работу в отрядах приходилось вести через классных руководителей и пионерский актив. Он у меня был большой и сплоченный. Дружина носила имя Володи Дубинина -героя Великой Отечественной войны. Пионерский актив направлял всю работу. Председателем совета дружины была девочка — семиклассница, Киселева Оля. Сама, будучи очень активной, требовательной, веселой, умеющей петь и красиво читать стихи, она могла легко организовать ребят. Безусловно, что ее работа в дружине повлияла на выбор будущей профессии. Она стала учителем, а ныне завучем той школы, в которой сама училась. Это Вихарева Ольга Михайловна — завуч средней школы № 2.

Чем же занималась пионерия начала и середины 80-х годов? Очень запомнились Всесоюзные радиолинейки. Они проводились ежегодно 2 октября, как бы приурочивались к очередной годовщине выступления В. И. Ленина перед молодежью на 3-ем съезде комсомола. Проводились они одновременно во всех школах страны. Красочно оформленный школьный зал, под звуки пионерского марша «Взвейтесь, кострами» с отрядными флажками в зал входят ребята 4–8 классов. Звучат позывные сигналы горнов по радио. Ребята замерли в строю. Четким шагом в зал вносится знамя пионерской дружины. Далее, обращение Центрального Совета пионерской организации к пионерам страны. Ответное слово ребят. Принятие плана пионерских дел дружины на год.

Организовать такое грандиозное мероприятие в большой школе было совсем нелегко. Но если оно проходило удачно, то имело большое воспитательное значение.

Жизнь в дружине начинала бить ключом. В эти годы помимо идейного, как-то очень выделялось трудовое воспитание. Металлолом и макулатура — это обыденно. Школа в то время имела пришкольный участок. Совхоз «Красное знамя» выделил нам огромное картофельное поле. Оно тянулось от Мальгинской школы до берега Волги. Занимало площадь почти в 20 га. Весь сентябрь и октябрь мы были там. Ежедневно подводили итоги работы, которые отражались на школьном стенде «Поможем Родине убрать урожай!». Класс, победивший за день, получал флаг победителя. На следующий этот флаг устанавливался на том месте, где класс должен был начинать работу сегодня.

В летнее время создавались лагеря труда и отдыха на базе колхозов, где ребята познавали нелегкий крестьянский труд. Принимали участие в разработке новых полей (убирали камни после первых вспашек). Сушили сено, работали па току. А вечером вконец усталые, сытые, весело отдыхали вместе с сельской молодежью.

Для ребят, кто на лето оставался в городе, организовывались сводные отряды по месту жительства, т. е. и микрорайоне. В отряд входили дети от 7 до 14 лет. Вводилось детское самоуправление. А руководил отрядом один из педагогов школы.

Мне, как классному руководителю, пришлось быть организатором отряда, центром которого была ул. Карпушинская. Одновременно функционировал большой сводный отряд с центром на ул. Некрасова. Руководила этим отрядом Митина-Любимова Ангелина Александровна.

Чем же там занимались дети? У каждого отряда имелась площадка с флагштоком. Сбор — в 10 часов утра. Подъем флага. Объявление плана работы на текущий день. Сюда входили трудовые дела, купание, игры, встречи, выход в лес и т. д. Мы готовили концерты. Дети проявляли море выдумки и таланта. Ходили также в походы. Обменивались концертами между отрядами. Выходили с концертами к шефам в общество слепых и в райпромкомбинат. Нашими помощниками и союзниками были уличкомы.

У школы был свой пионерский духовой оркестр. Мои мальчишки занимались в нем с превеликим удовольствием с 4-го по 8-й класс. Это была моя гордость. Наш отряд носил имя Вали Котика. Стал победителем районного соревнования и получил право представлять район на 17 областном пионерском слете, посвященном 50-летию присвоения пионерии имени В. И. Ленина. Момент, запоминающийся величием и организацией. На этом слете наш горнист Рубинский Анатолий был признан лучшим горнистом области.

В 1987 году страна готовилась отметить 70-летие Советской власти. Естественно, что вокруг этой даты концентрировалась вся воспитательная работа в детских общественных организациях. Основным направлением в ней было изучение истории страны.

Мы очень много ездили по стране. Тогда это было еще доступно. Посещение городов-героев оставляло неизгладимый след в душах ребят. К примеру сказать, что только с одним своим воспитательским классом мы побывали в Ленинграде, Орле, Брянске, Москве, Горьком, Владимире, Иванове, Костроме, Суздале, Плесе, в Арзамасе — на родине А. П. Гайдара, имя которого носил наш пионерский отряд.

По особой программе проходила Всесоюзная игра «Зарница». Ее целью было воспитание патриотизма у подрастающего поколения. Игра комплексная. В ней принимал участие каждый пионерский отряд. Особенно увлекательно проходила школьная игра на местности. Обычно это было приурочено к 23 февраля — Дню Советской Армии. Во всех отрядах проходили встречи с ветеранами, курсантами военных училищ, солдатами Советской Армии. Создавался штаб игры, определявший ход игры и ее правила.

Изготовлялись трещотки, деревянные автоматы. Получив «секретные пакеты», стороны двигались к финалу. Заканчивалась игра подведением итогов. Отряд-победитель, помимо праздничного пирога получал право участия в параде юнармейцев у Обелиска Славы 9 Мая — в День Победы.

Подводились итоги по району. А школа-победитель районной игры «Зарница» получала право участия в областной игре в г. Иванове. Класс, победитель районной игры, на областную выезжал вместе с военруком и классным руководителем. В 1979 году со своим классом я была на областном финале. Очень запоминающийся момент. Программа рассчитана на 3 дня. Жили мы в одной из воинских частей г. Иванова. Побудки, наряды, различные соревнования, отдых на привале захватывали ребят, формировали выбор их будущей профессии.

Помню такое. Мальчишка с очень слабеньким здоровьем. Взяли-то мы его для участия в игре в обход врачей за то, что хорошо на баяне играл и пел. Он немного задумался, а потом и говорит: «Нина Ивановна! А я могу быть космонавтом?» Отвечаю ему: «По тому, как ты учишься — да. По здоровью — нет». Он в ответ: «А я буду тренировать себя».

Прошли годы. Он успешно поступил в Оренбургское летное училище, окончил его. Сейчас — летчик. Ему 35 лет. Служит на Камчатке. Так вот рождались и претворялись в жизнь детские мечты. Потому что забыть привалы, марш-броски, звездное небо, откуда летят настоящие парашютисты, задорные костровые песни, пионерскую дружбу нельзя.

И так работали большинство пионерских отрядов нашей школы.
В 90-е годы практиковалось, как новинка, создание из числа ребят старшеклассников профильных классов пионерских вожатых. Я была классным руководителем одного из таких классов. Целью его было воспитание отрядных вожатых, организация работы отрядных вожатых в пионерской дружине.

Это были уже годы функционирования средней школы № 2. Нашим «пионерским директором», именно так его называли в районе, был Кряжев Николай Алексеевич. Пионерские соревнования в это время велись по программе Пионерских маршей, каждый из которых, рассчитанный на несколько лет, включал в себя семь маршрутов. И эти маршруты перекликались с целями и задачами программы воспитания школьника. Это уже было трудно для понятия. От конкретных задорных и боевых пионерских дел мы стали как-то отходить.

Но, тем не менее, оглядываясь назад, анализируя современную действительность, хочу сказать: детские общественные организации работали во все годы своего существования на пользу обществу, на пользу формирования личности подростка. И, если спросить любого подростка тех лет, ныне взрослых людей, то большинство из них с большой теплотой вспоминают свое звонкое пионерское детство — без боевиков, проституции, наркомании, крови и несчастий.

Ну, а я, как педагог с 40-летним стажем, как бывший пионерский работник, могу сказать, что на формирование моей личности и многих моих ровесников огромное влияние оказала прекрасный педагог, мой учитель Сиротина Александра Васильевна. Это она, молодая учительница географии, умело прививала нам любовь к своему предмету, была нашим другом и в школе, и в свободное время. Увлекла романтикой педагогики. Не раз я ловила себя на мысли: если быть учителем, то только такой, как Александра Васильевна. Как это получилось, судить не мне.

А. В. СИРОТИНА, Т. М. ТЕРЕШИНА, «По тропам памяти людской», 2002 г., стр. 49

Оцените статью
Добавить комментарий