Неприхотливую одежду крестьян составляют: летом костюм суконный или крашеный, шляпа поярковая с высокой тульей и узкими полями, сапоги или поршни лыковые на босу ногу, рубаха белая или клетчатая с косым воротником, подпоясанная гарусным поясом, такие же порты и в шляпе платок или тряпица. Зимой: шапка суконная, овцой подбитая, с таким же околышем, нагольный тулуп, надеваемый иногда сверх полушубка, а иногда суконный кафтан на полушубок, суконные шаровары с карманами на боках, на ногах суконные онучи и лапти или сапоги, на руках однопалые рукавицы с варегами.
Женщины носят летом: рубахи белые длинные с широкими рукавами, иногда вышитыми по концам или обшитыми незатейливым кружевом, на рубахе сарафан синей китайки или холстины, пояс шелковый, на нем ключ от коробки. На голове у девок платок клетчатый, у баб кичка или повойник низкий, накрываемый так же платком; старухи одевают сверх сарафана ряд белых кофт, ноги обуты в поршни лыковые или кожаные черевички. Зимой сверх сарафана одевается шуба овчинная, иногда крытая сукном; для недальнего выхода надевают суконные полукафтанье или полушубок. Ноги обувают в онучи и в лапти или шерстяные чулки и коты. Таков общий наряд будничной и небогатой руки крестьянки.
В праздники новое поколение одевается иначе. Летом на деревенском щёголе надет картуз недавно вошедший в моду или высокая черная шляпа с перехватом, перетянутая лентой или бархатом с светлою пряжкой, из-за которой торчит несколько перьев павлиного хвоста, в шляпе платок ярко-красный или желтый, волосы зачёсаны на правую бровь и светятся от масла; на шее шелковый или бумажный, яркого цвета платок, завязанный узлом, рубаха красной александрийки, ворот которой оторочен шнурком или галуном, по рубахе подпоясан шелковый, так называемый персидский кушак; за кушаком зеленые перчатки, шаровары канковые, широкие, преимущественно желтого или зеленого цвета надеваются из-под рубашки и уходят в сапоги, сделанные со скрипом и складками, на плечах надет на распашку камковый или суконный халат или сибирка, в кармане которой орех или несколько медных денег.
Праздничная одежда щеголих женщин нового поколения подверглась всесокрушающей моде и во многом изменила свой прекрасный национальный колорит. У многих завелись круглые немецкие платья, большие платки на шее, которым крестьянки придали название — шалей; недостает только чепца и корсета, чтоб дебелых модниц превратить в подобие иноземок. Говорю в подобие потому, что сквозь иноземной оболочки всё-таки проглядывает русский дух и русский самобытный вкус, отличительная черта которого простор и пестрота. От старины ещё осталась страсть к белилам и румянам,
которыми в торжественные случаи нещадно умащают (мажут) молодые крестьянки свои, и без того белые и румяные лица.
Говоря вообще об одежде молодого поколения можно утвердительно сказать, что уважение к старинному костюму уже не существует; даже у иных заветная борода и волоском не шевелит под бритвой, если бы вздумалось подвергнуть её этой операции, а прекрасный пол, как кажется, с радостью отдаст свой старинный костюм за какие угодно моды, лишь бы промен (обмен) был выгоден. Отнести ли это к успехам цивилизации, преобладанию внутреннего чувства над внешней формой, к неуважению старины и легкомыслию характера или чему другому? Вопрос требует разрешения.