Сильное, знакомое с детства чувство земной красоты способствовало раннему влечению Весниных к рисованию. «Приблизительно с девятилетнего возраста, — писал впоследствии в автобиографии Виктор Александрович, — мы стали писать этюды с натуры и, будучи очень дружны между собой, проводили прекрасные часы совместной работы на Волге. Это было началом нашего дружного творческого коллектива, в котором протекала вся наша дальнейшая жизнь. Уже с первых художественных опытов мы почувствовали большое влечение к архитектуре». В действительности им было и того меньше, когда они взяли в руки кисть и краски. В Государственном музее архитектуры СССР имени Щусева хранится акварель Александра Веснина «Окрестность Юрьевца», датированная 1890 годом. Написан этюд был семилетним Шурой еще до его поступления в Практическую академию коммерческих наук, то есть задолго до встречи с одаренным педагогом-художником Михаилом Васильевичем Маймисговым, преподававшим там рисование. В Юрьевецком мемориальном доме-музее архитекторов братьев Весниных находятся его этюды маслом «Волга у Юрьевца», «В овраге весной», детские работы двух других братьев: «Остров на Волге» и «Мост близ Покровской церкви в Юрьевце» Виктора, «Баржи на Волге» и «Поле в окрестностях Юрьевца» Леонида. Эти ранние работы, выполненные еще детской старательной рукой на небольших, порой совсем крохотных листках картона, говорят о том, что семена уроков Маймистова легли в подготовленную почву.
Первые уроки рисования мальчикам, несомненно, давала мать. В аттестате Нижегородской Мариинской женской гимназии, выданном ей 12 июня 1877 года, говорится, что дочь купеческого сына Елизавета Алексеевна Ермолаева, имеющая от роду пятнадцать лет, при окончательном испытании ученицам высшего седьмого класса из всех обязательных предметов получила в общем среднем выводе «4», а сверх того обучалась с отличными успехами необязательным предметам; иностранным языкам, педагогике, музыке и рисованию.
Видя растущее пристрастие сыновей к карандашам и краскам, родители могли пригласить заниматься с ними и учителей рисования. В ремесленном училище, например, где Александр Александрович старший был членом попечительного совета, служил долгие годы учителем рисования и черчения М. Ф. Хрисанов. В художественном отделе Юрьевецкого краеведческого музея есть картины Зарембы «Вид города Юрьевца 1901 года». Порывшись в памятных годовых книжках Костромской губернии, я выяснила, что эта фамилия принадлежала юрьевецкому земскому врачу. А значит, он сам или кто-то из его родственников увлекался живописью и уж, конечно, был замечен мальчиками Весниными, которые исходили с этюдниками весь город и округу.
В близком семейном окружении, среди знакомых родителей были и художники-профессионалы. Мне довелось увидеть в квартире двоюродной сестры архитекторов Натальи Алексеевны Весниной, дочери младшего брата отца Весниных, превосходный пейзаж «В окрестностях Растяпина». Оказалось, что он выполнен в конце прошлого века теткой Натальи Алексеевны по матери, одаренной художницей Анной Александровной Долговой-Щелковой, уехавшей после замужества в Италию. В Горьковском историческом музее мне показали ее портрет — русская красавица в костюме боярышни. Сделан был этот портрет известным нижегородским художником и мастером фотоискусства А. О. Карелиным (1837—1906). Семья родного дяди братьев Весниных дружила с Карелиными. У Натальи Алексеевны сохранился написанный маслом портрет ее матери Ольги Александровны Весниной (урожденной Долговой) работы жены Карелина, тоже художницы Сам Андрей Осипович окончил Петербургскую Академию художеств, был близок с Крамским, Репиным, Маковским Шишкиным, Айвазовским, принимал участие в создании художественного музея в Нижнем Новгороде.
Приезжая с родителями почти каждый год в Нижний на Макарьевскую ярмарку, братья рано увидели в оригинале работы больших художников. А еще раньше они познакомились с лучшими произведениями русской живописи по репродукциям, печатавшимся в популярном иллюстрированном журнале «Нива». Комплекты этого недорогого периодического издания, бережно переплетенные или просто аккуратно подшитые, годами хранились во многих семьях и перечитывались не одним поколением. В 80— 90-е годы XIX столетия — годы детства братьев Весниных — «Нива» познакомила своих читателей с картинами Репина, Сурикова, Ярошенко, Васнецова, Савицкого, Максимова, Левитана и многих других выдающихся художников. Некоторые из них приезжали на этюды в Юрьевец-Поволжский.