Входо-Иерусалимский собор

Входо-Иерусалимский собор

г.Юрьевец. Входоиерусалимский соб., Успенский соб. (Входоиерусалимский собор новый) и колокольня. Общий вид с запада. Начало XX века.
«Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева»

Ансамбль Входо-Иерусалимского собора состоит из зданий двух соборов и коло­кольни. Старый (зимний) Входо-Иерусалимский собор был построен в 1733 году. Его архитектура восходит к простым и величественным формам старинного по­садского храма. К двухсветному кубу, увенчанному пятью главами на четырех­скатной кровле, примыкает с востока круглая абсида (алтарный выступ), а с запада — невысокая, продолговатая тра­пезная, соединявшаяся прежде с колокольней (не сохранилась). В настоящее время купола утрачены, но барабаны глав с узкими световыми проемами отличаются стройностью и изяществом. Со вку­сом выполнена наружная отделка стен: лепные наличники окон, аркатурный фриз, повторяющийся на всех объемах сооружения, вплоть до барабанов. Карнизы выложены поребриком из кирпича. По краям крыши — узкое кружево металли­ческих просечных подзоров, в окнах — ко­ваные решетки. Внутри храма частично сохранилась роспись.

Рядом, чуть севернее, стоит летний (новый) Входо-Иерусалимский собор, построенный на сто лет позднее, в стиле русского классицизма. Автором проекта был костромской губернский архитектор П. И. Фурсов. Талантливый ученик знаменитого петербургского зодчего В. П. Старова, он вскоре после окончания Академии художеств был за вольномыслие выслан из столицы в Кострому.
Сооруженные Петром Ивановичем Фурсовым в Костроме здания пожарной каланчи и гауптвахты признаны шедеврами русской архитектурной классики. Одновременно с этими сооружениями зодчий в 1825 году закончил проект со­бора в Юрьевце, стилистически очень близкий к ним. Постройка нового (лет­него) Входо-Иерусалимского собора была завершена в 1833 году.
Величавый облик ему придает обращенный на юг, к старому собору, четырех — колонный портик главного входа, повторенный в разных вариантах (колонны, по­луколонны и пилястры) с каждой из сто­рон квадратного в плане здания. Четы­рехскатная кубовастая кровля, похожая на опрокинутую чашу, была увенчана крошечной золотой главкой на четырех­гранном барабанчике. Большие окна об­рамлены широкими, разделенными на квадраты наличниками, украшенными в их верхней полукруглой части лепным листком аканта. Несмотря на культовое значение, здание поражает светскостью и какой-то особенной жизнерадостностью архитектуры.
Соборный ансамбль был завершен стро­ительством в 1840 году колокольни, стоящей отдельно, чуть южнее старого со­бора. Она построена в стиле классицизма с элементами более раннего барокко и по своей архитектуре перекликается с но­вым собором, как бы составляя его вы­сотную часть.

Входо-Иерусалимский собор
г. Юрьевец. Входоиерусалимский собор и колокольня. Общий вид с юго-запада. Период создания: Начало XX в.

Пять ярусов колокольни, стремитель­но убывая в объеме, словно взмывают вверх. С массивными портиками нижнего яруса динамично контрастируют молниеобразные линии «рваного» фронтона. На каждом ярусе — свое расположение ко­лонн, своя форма фронтона, то треуголь­ного, то лучковидного. Четверик на чет­верике, резко утончаясь после мощного первого яруса, завершаются небольшой ротондой с круглым сводом. На нем ба­рабан с башенкой и высоким шпилем с крестом. Общая высота сооружения — око­ло 70 метров.
Неизвестному зодчему (возможно, ав­тором был сам Фурсов) вполне удался замысел сделать колокольню главного го­родского храма архитектурной доминан­той, центром всей панорамы Юрьевца. Возвышаясь над застройкой, она спорит своей высотой с самими окрестными го­рами, а по архитектуре заслуженно считается одной из самых стройных и красивых на Волге.

К соборному ансамблю примыкает рас­положенная неподалеку, к северу от него, Рождественская церковь. Построенная пленными французами в 1815 году, она является архитектурным памятником в честь по­беды над Наполеоном в Отечественную войну 1812 года.

Альманах «Юрьевец», 2001 г. 44 стр

Оставьте комментарий