Трудовое воспитание

На всех этапах развития народного образования в России большое внимание уде- лялось трудовому воспитанию. Василий Никитич Татищев (1686–1750), русский ис­торик и государственный деятель считал, что детей с 10 до 15 лет следует обучать ре­меслам, «дабы ни один крестьянин без рукоделия не был…»
В 1893 году император Николай Александрович обращает внимание Министерст­ва народного просвещения на необходимость большего открытия ремесленных школ.
В 1899 году в Юрьевце открывается низшая ремесленная школа, а позднее — и в Майдакове Юрьевецкого уезда.
После 1917 года сразу же было обращено внимание на немедленное введение в школе простейших трудовых процессов. На заседании коллегии Отдела народного об­разования Юрьевецкого уездного совета 27 декабря 1918 года принято постановление, что во всех школах в первую очередь нужно ввести переплетное мастерство — как на­иболее простое, интересное для детей, полезное для школ в хозяйственном отношении и не требующее больших затрат. Далее, где возможно, корзиноплетение. Организовать при каждой школе сады и огороды. Обращалось особое внимание на профессиональ­но-техническое образование в уезде.

В 1920 году Юрьевецкая и Майдаковская ремесленная школы реорганизуются в профессионально-технические курсы, а с 1922 года — в профессионально-техничес­кие школы.
В 1927–1928 учебном году в Юрьевецкой профтехнической школе и ремонтно- строительных мастерских обучалось 100 учащихся. Наряду с общеобразовательными предметами здесь преподавали: слесарное, токарное, столярное, кузнечное и ремонт­но-строительное мастерство.
В школах второй ступени были введены занятия с педагогическим и кооператив­ным уклоном.
С 1930 года в профтехшколах проводится ремонт сельскохозяйственных машин. Вопрос рассматривался на заседании президиума Юрьевецкого райисполкома, где было предложено заведующему школой производить ремонт сельхозмашин в первую очередь кооперативных объединений и во вторую очередь крестьян с соблюдением очередности.
В 1930 году ставится вопрос о политехнизации школ, в чем главную роль должны сыграть руководители предприятий и сельского хозяйства. 21 марта 1931 года на засе­дании президиума райисполкома рассматривается вопрос о ходе политехнизации школ и принимается решение: «Оказать всемерно практическую помощь в организации обо­рудования при школах мастерских, трудкомнат и снабжении их необходимым инстру­ментом, а также обеспечить производственную практику учащихся и педагогических-ка­дров с привлечением инженерно-технического персонала в ШКМ и сельских школах».
На заседании райисполкома 14 июля 1931 года слушается вопрос о ликвидации го­родского лесозавода. И принято постановление: «Лесозавод в г. Юрьевце ликвидиро­вать с передачей оборудования последнего школе ФЗУ деревообделочников для обо­рудования деревообрабатывающей школы фабрично-заводского ученичества, о чем поставить вопрос на утверждение Облисполкома».
В 1934 году между школой и шефствующим предприятием заключаются договора по оказанию помощи школе, особенно в вопросах трудового воспитания. Так, напри­мер, по договору между школой ФЗО № 1 и Юрьевецкой льнопрядильной фабрикой, обязательства фабрики состояли в следующем:
-обеспечить участие рабочих и специалистов фабрики в общешкольной работе согласно постановлениям партии и правительства и органов народного образования.
Рабочие следят за работой школы в части выполнения школьных программ, со­ставления рабочих учебных планов, образцовой постановки производственного обу­чения и коммунистического воспитания учащихся, а поэтому фабрика, в лице фабко­ма, выделяет своих представителей в количестве 11 человек…
-фабком принимает участие в комплектовании ФЗС, добиваясь полного охвата детей с семилетним сроком обучения,
-Юрьевецкая фабрика содействует политехнизации школы, для чего совместно с дирекцией выделяет для преподавания своего курса по энергетике и изучению техни­ческого процесса по одному человеку,
-дирекция фабрики дает право школе из материалов фабрики изготовлять мел­кие вещи и оборудование для школы.
Но постановление ЦК ВКП(б) приостановило систему трудового воспитания из- за несовершенства мастерских и трудкомнат, неподготовленности преподавательско­го состава.
На основании приказа Народного комиссара по просвещению РСФСР и распоря­жения облоно приказом по Юрьевецкому отделу народного образования от 12.03.37 года предложено:
-преподавание труда, как самостоятельной дисциплины в начальной школе в 1–4 классах, в неполных средних школах во 2–7 классах и в средних школах в 1–10 классах прекратить с 15.03.37 года,
-директорам неполной средней и средних школ района дать свои соображения об использовании помещения мастерских в 1937–1938 учебном году.
Организуется школа ФЗУ (льно-пенкотреста) текстилей.
Вопрос трудового обучения вновь встает в 50-е годы. В 1954–1955 годах впервые в 4-х классах вводились уроки труда, в 5–7 — практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках, в 8–10 классах различные трудовые практикумы. В 1955–1956 учебном году остро поставлен вопрос политехнизации школ: изысканы помещения и средства для оборудования мастерских и рабочих комнат, распределе­но шефство предприятий и колхозов над школами, подобраны кадры для преподава­ния электротехники, машиноведения, сельскохозяйственных практикумов, ручного труда в мастерских.
Наиболее удачно была проведена работа в средних и семилетней школах г. Юрьев- ца, Борисоглебской семилетней школе. Приобретено механическое оборудование, действующие станки, верстаки, тиски, автомобили и инструменты по дереву и метал­лу… Лучше других оказали помощь станками и инструментом Юрьевецкие межрайон­ные мастерские капитального ремонта (директор Ломакин), Юрьевецкая льнофабри- ка (директор Синицин), Кривозерские мастерские «Сплавной рейд» (из справки о со­стоянии народного образования в Юрьевецком районе в 1957 году).
С 1954 года стали повсеместно создаваться ученические производственные брига­ды. Первая была создана в Елнатьской средней школе по инициативе ее коллектива и местного колхоза «Волга». Организация бригады и руководство ею осуществлял Н. П. Кулаков (завуч по производственному обучению). При школе был оборудован класс сельскохозяйственного профиля.
Для учащихся школ города выделяются станки, машины, цеха. Так, учащиеся средней школы № 1 работают на станках Юрьевецкой льнофабрики, осваивая про­фессии текстильного производства, в швейном цехе райпромкобината — профес­сию швеи, а в автотранспортном предприятии (АТК) ребята осваивали профессию шофера. Одновременно при школе были оборудованы класс автодела и швейный цех, где учащиеся получали азы профессий. Перспективной формой организации общественно-полезного производительного труда школьников во время летних-ка­никул стали их трудовые объединения. Одной из наиболее распространенных форм объединения учащихся городских школ для работы в сельской местности стали ла­геря труда и отдыха (ЛТО). Учащиеся школ № 1, 2, 3, А, выезжали в сельскую мест­ность, имея определенные задания для работы, а план отдыха составлялся на месте. Условия для проживания, питания в основном были заботой хозяйства. Размеще­ние учащихся проходило на базе сельских школ. В средней школе № 1 один из ор­ганизаторов отряда была К. Г. Кузюкина. Выезд учащихся в село проходил органи­зованно, собирались все на площади, куда прибывали руководители хозяйств с транспортом. Позднее стали создаваться ремонтные бригады в школах для подго­товки к новому учебному году.
В начале учебного года проводился слет ученических производственных отря­дов с целью подведения итогов работы. Итоги летних трудовых дел подводились на слетах школьных отрядов, где оформлялись выставки «Итоги лета… года». Обычно встречи проводились на базе сельских школ, главным образом в Елнатской средней школе, где можно было всегда что-то показать из опытнической работы. Начиная с 1964 года проводились областные слеты производственных бригад. На территории Юрьевецкого района такой слет был проведен в 1969 и 1984 годах. Особое внима­ние на привитие учащимся трудовых навыков обращается в 80-е годы. Так, при сельской Костевской восьмилетней школе создана микроферма по выращиванию молодняка (телят), где учащимся прививалась любовь к животным и сельскохозяй­ственному труду. Энтузиастом этого дела был учитель по труду В. И. Грязнов. Большая работа проводилась учащимися на пришкольных участках Обжерихин- ской, Елнатской, Жуковской школ.
Учащиеся средней школы № 1 во главе с директором А. М. Павловой оборудовали «школьную дачу» на базе сельской школы, где освоили пришкольный участок и обра­батывали выделенный участок картофельного поля и зерновых, живя на даче весь лет­ний сезон. Многое дала ребятам дача — умение вести хозяйство, дружбу, взаимопо­мощь и любовь к сельскому труду. И не случайно ряд выпускников 8–10 классов про­должали учебу в сельскохозяйственном техникуме, вузе. Например, Алеша Смирнов, окончил среднюю школу № 1, поступил в Ивановский сельхозинститут и сейчас тру­дится в сельском хозяйстве Юрьевецкого района.

Оцените статью
Добавить комментарий