Школа рабочей молодёжи

Выпускники 10 класса Юрьевецкой школы рабочей молодёжи. 1952
Выпускники и учителя 10 класса Юрьевецкой школы рабочей молодёжи. 1952 г. Слева направо (верхний ряд): 1. Астафьев Павел Алекс. 2. Медведева Валентина, 3. Клюева Анастасия, 4. Гарнов Лев Павлович, 5. Шарыгина Александра, 6. Владимирова Маргарита, 7. Забежкина Любовь, 8. Николаева Нина. (Средний ряд — преподаватели) 9. Сбоев Пётр Яковлевич, 10. Сбоева Нина Фёдоровна, 11. Осьмак Иван Харитонович, 12. Свирский Николай Николаевич, 13. Медвянова Вера Николаевна, 14. Котырев Константин Васильевич. (Нижний ряд ученики): 15. Тупицын Константин Дмитриевич, 16. Гагаев Анатолий, 17. Гарнов Валерий Павлович, 18. Маслов Владимир Прохорович.


С 1946-47 учебного года в городе начала работать школа рабочей молодежи. Но самостоятельной школа становится с назначением директора Николая Николаевича Свирского (15 августа 1948 года). Укрепляется материальная база, школой подбираются кадры. Первый выпуск был в 1948 году. Все выпускники получили высшее и среднее специальное образование. В школе работали такие прекрасные учителя, как Николай Николаевич Свирский, Александр Петрович Назаров, Вера Николаевна Медвянова, Иван Андреевич Потапов. А за все годы существования школы (до 1985 г.) в ней работали прекрасные учителя: Шамова Ариадна Васильевна (многие годы была директором этой школы), супруги Сбоевы — Петр Яковлевич и Нина Феофановна, Лидия Алексеевна Бегунова, Руфина Михайловна Умнова, Константин Васильевич Катырев, Надежда Алексеевна Голикова, Галина Васильевна Соколова, Зоя Алексеевна Докина, Алексей Макарович Жестаков, Лидия Алексеевна Зубкова.

Много было еще прекрасных учителей. Вот как об этом вспоминает Александр Константинович Марков.

— 1 сентября 1953 года. Я — учащийся восьмого класса школы рабочей молодежи. Мне 30 лет. Семья — жена и двое детей. Что привело меня в школу?

В детстве я окончил Завражскую неполную среднюю школу. Проучился один год в 8 классе Юрьевецкой средней школы №1, но был вынужден школу оставить, так как не позволяло материальное положение семьи. Семья проживала в Унженском сельском совете. Я был старшим из 7 человек детей, поэтому пришлось пойти работать на сплав в Юрьевецкий рейд. Я понимал, что мне нужно среднее образование и специальность.

Учиться было нелегко. У меня был перерыв в учебе 14 лет.

В те пятидесятые годы в школе работающей молодежи учились в основном люди серьезные, которым помешала получить образование Великая Отечественная война и тяжелые послевоенные годы. Молодежь приходила в школу добровольно и вполне осознанно. Соответственно, и отношение к учебе было добросовестным.

Мы всегда переживали, если по каким-то причинам пропускали занятия. А причин оказывалось много, особенно у семейных учеников. Были в нашем классе такие ученики: Абинякова (Беляева) Генриетта, Маров Геннадий.

Маров Геннадий работал секретарем парткома совхоза «Михайловский», жил в Михайлове, имел семью. Хорошо, что у него был личный мотоцикл. Он ездил в школу почти ежедневно.

В школе работали опытные учителя. Они понимали наши трудности и всегда помогали нам. Это супруги Сбоевы — Петр Яковлевич и Нина Феофановна, Екатерина Ефимовна Голубева и другие. Были и довольно молодые учителя, ровесники учеников: Надежда Алексеевна Голикова, Александра Васильевна Сиротина. Но и они держались уверенно, так как хорошо знали предмет и умели преподнести материал.

Классным руководителем в 8-м классе была Лидия Арсеньевна Бегунова. Она очень переживала за нас, за нашу успеваемость. Директор школы Николай Николаевич Свирский меня не учил. Он был очень серьезным и требовательным руководителем.

Режим труда и учебы был напряженным. Кто работал в дневное время (при восьмичасовом рабочем дне с 9 часов до 18 часов), вечером (с 18.30 до 21 часа) учился в школе. Да еще домашние задания надо успеть выполнить. Все это давалось нелегко. Мне особенно было тяжело все три года учебы. Школа требовала последовательного изучения программы.

О школе я вспоминаю с благодарностью. Эти трудные годы дали мне возможность после двухлетней передышки окончить с отличием заочный техникум и получить диплом о специальном образовании.

…40 лет проработала в школе работающей молодежи Надежда Алексеевна Голикова.

— И ни одного момента раскаяния, — говорит она. — Нет большего счастья на земле, чем тяжелый учительский труд. Я не мыслю себе иного. И я благодарна судьбе за то, что 4 января 1952 года за мной пришел Петр Яковлевич Сбоев, завуч школы и предложил мне работу учителем истории (я тогда училась заочно в Ивановском педагогическом институте на историческом факультете). Директором был Николай Николаевич Свирский. Это был очень интересный руководитель и учитель математики, который понимал трудности учительской работы и ученика.

Многие годы директором работала Ариадна Васильевна Шамова. На вид строгая и суровая женщина. Но это была обманчивая суровость. Она была прекрасный директор и прекрасный педагог, который умело давал анализы посещенных уроков, заставляя самого учителя заново дать урок мысленно. Таким образом, приучила нас к самоанализу урока. А это было важно. И уже промахи будут учтены в вечерней смене. Ее анализы уроков я использовала при работе завучем школы рабочей молодежи. В школе под стать директорам были и завучи — Петр Яковлевич Сбоев, Иван Ильич Журкович (прекрасно знал математику и умело доносил до учеников).

Но особо хочется сказать о завуче школы Галине Васильевне Соколовой, тоже учителе математики. Принципиальная, честная, справедливая и добрая, что так необходимо было в условиях школы рабочей молодежи. Умела разговаривать с учителем после посещенных уроков, и вести беседу с учеником по тому или иному предмету в учебе.

Пропадая целыми днями в школе, она воспитывала двоих сыновей, которых иногда приходилось привозить в школу. И мы, учителя, свободные от уроков, занимались с ними.

Работа в школе не была легкой. Сюда приходили ученики после рабочего дня. И нужно было так провести урок, чтобы пробудить интерес. И так дать материал, зная, что для домашнего задания у них мало времени, чтоб он запомнился. Неумение усвоить материал на уроке приводило к неуспеваемости, что порождало неуверенность в ученике и отсев из школы. Сколько требовалось терпения, чтобы вернуть ученика в школу, доказать ему необходимость получения знаний. А многие ученики начинали учебу в ШРМ с 5-го класса — Сергей Иванович Сеньков, Юрий Дмитриевич Абросимов. Но особо хочется остановиться на ученике Ване Вязаницине. Однажды он пришел в школу со своим сынишкой, рассказывал ему о трудностях учебы в этой школе и о том, как он не хотел заканчивать девятый и десятый класс, и как учителя настойчиво и упорно доказывали важность получения среднего образования. Ваня получил среднее образование, окончил два ВУЗа в Минске. Имеет двоих детей — дочь и сына. Приятно, что и дети достойны отца.

Немало учеников окончили школу и получили золотую медаль. Щербак Юра поступил в ВУЗ. Стал физиком ядерщиком. Женился на своей однокласснице, воспитал двоих сыновей. Теперь живет в Норильске.

Золотарев Валера в восьмом классе учился «так себе», часто пропускал занятия. А потом решил — «не буду отставать». И окончил школу с золотой медалью.

Лева Мирный окончил школу тоже с золотой медалью. Поступил в ВУЗ, окончил его с отличием.

Сколько любви, сил надо отдать, чтобы ученики тебя поняли, поняли твое стремление помочь им? Нет, не зря я стала учительницей. И сейчас, листая годы работы в школе, как будто снова иду по лестнице школы рабочей молодежи. И вспоминаю все лица учеников, которые и мне помогали своей отзывчивостью.

В 1960 году открывается школа рабочей молодежи №2 (на Глазовой Горе). Ее директором был назначен Михаил Алексеевич Гвоздев. Много лет директором была Вера Михайловна Одинцова. Здесь трудились учителя энтузиасты Эльвира Александровна Игошина (потом была директором ШРМ), Глафира Флегонтовна Осипова, Галина Александровна Филиппова, Владимир Митрофанович Шаульский.

А. В. СИРОТИНА, Т. М. ТЕРЕШИНА, «По тропам памяти людской», 2002 г., стр.128

Оцените статью
Добавить комментарий