В 1966 году мне исполнилось тридцать лет, — вспоминает Б. В. Кудряшов. — Это уже зрелый возраст. Я был назначен директором Жуковской восьмилетней школы. Школа размещалась в двух деревянных зданиях, где размещались восемь классных комнат. Отопление было печное. Температура в зданиях в холодное время года доходила до +8 °C. Часто дети занимались в теплой одежде. В отдельные дни даже замерзали чернила. Ученики жили за пять, семь, одиннадцать километров. Добираться осенью и весной приходилось пешком. А в зимнее время на лыжах. Самыми дальними были деревни Талица и Задорожье. Некоторые родители в холодное время года ставили своих детей на квартиры в селе Жуковка. Вот и думай директор, как все это изменить к лучшему. Надо построить интернат. И он был построен к 1967-68 учебному году, на 25 мест. Порядок в нем наводили сами ученики, а воспитателями были поочередно все наши учителя. Но школа не выходила из головы. И вот дали денег на ремонт двух зданий школы. В то время заведующим РайОНО был Гвоздев Михаил Алексеевич, с которым решили сделать пристройку к деревянному зданию на деньги, выделенные на ремонт школ.
Было решено построить кирпичное двухэтажное здание с пятью классными комнатами, столовой и своей котельной. План школы составили с Гвоздевым М. А. А на основе его была составлена смета. Школу строили хозяйственным способом четыре года (с 1968 по 1972 г.). Каждому из учителей хотелось работать в новом здании. И когда стали делать перегородки для разделения классов, тогда решили количество классов увеличить за счет уменьшения площади. Дело в том, что по перспективному плану намечалось уменьшение количества учеников. В результате получилось семь классных комнат, гардеробная и учительская. Таким образом, получилась новая двухэтажная школа. В шутку мы говорили, что к двум рукавам была пришита рубашка.
1 сентября 1972 года новая школа с небольшими недоделками вступила в работу. Недоделки устраняли в течение учебного года. Это была неописуемая радость. Школа новая, светлая, с центральным отоплением, водопроводом, теплым туалетом. В ноябре 1972 года в школу приезжает областная комиссия в составе 20 человек с проверкой. Дело в том, что в прошедшем учебном году в школе снизилась успеваемость. После этой проверки мне было предложено покинуть пост директора школы. 10 января 1973 года я сдал дела новому директору Белову Евгению Борисовичу, которого рекомендовал ОблОНО. Передал также и деньги, заработанные учениками на школьные обеды. Он работал всего один месяц, а точнее числился. Все учителя и обслуживающий персонал со всеми вопросами обращались ко мне. Его трезвым практически не видели ни разу.
9 февраля к нам в школу приехал Кряжев Н. А. Собрав коллектив, он сказал: «Выбирайте директора школы сами». Выбрали опять меня. Так я снова стал директором Жуковской школы. 9 февраля 1973 года я снова принял дела. Продолжили работу по переводу школы па кабинетную систему. Каждый кабинет был закреплен за определенным учителем. Были организованы кабинеты русского языка и литературы, истории и музыки, биологии, кабинет географии, черчения и изобразительного искусства, кабинет физики и химии, кабинет начальных классов, кабинет труда начальных классов. Каждый кабинет был оснащен наглядными пособиями. В каждом кабинете имелись учебники, учебная и дополнительная литература, технические средства обучения. Для учителей это было очень удобно. Эта перестройка продолжалась в течение пяти лет. Можно сказать, на полном энтузиазме учителей школы.
И школа ожила. На базе Жуковской школы проходят совещания директоров, организаторов. Школа — постоянный участник всех слетов, проводимых в Юрьевецком районе. Работали интернат, школа. А душа директора снова была в поиске. Некоторые учителя ютились на частных квартирах. Готовиться к урокам, различным мероприятиям было трудно. Есть новая задумка — построить всем учителям дома. Чтобы они жили рядом со школой. И новые хождения по инстанциям: сельсовет, РайОНО, исполком, ОблОНО.
Первый щитовой домик был построен еще в 1970 году при заведующем РайОНО Гвоздеве М. А., второй — при Кряжеве Н. А. А в 1973 году заведующей РайОНО стала Сиротина Александра Васильевна. Именно в это время Жуковская школа добилась больших положительных результатов в работе. Повысилась успеваемость, успешное выступление в различных соревнованиях, олимпиадах. На следующий год от РайОНО поступило предложение: за 12 тысяч рублей построить еще два щитовых домика. Мы, конечно же, согласились. Весной дома были закуплены. Летом мы их построили. Денег истратили всего 11 тысяч рублей. За нарушение финансовой дисциплины получил выговор. В 1988 году построили двухквартирный рубленый дом. За год до этого срубы привезли из Кинешмы. В 1989 году построили школьную баню для учителей. Фактически она была построена без траты бюджетных средств.
В результате всей проделанной работы появилась школьная улица, где поселились учителя, кроме тех, у кого были свои дома. Работай учитель и твори. Все необходимое теперь есть. Учитель физического воспитания Майков Алексей Борисович превратил коридор деревянной школы в мини спортивный зал. Приладил кольца для игры в баскетбол, турники, брусья, канат и шест для лазания, щит для метания, устройство для прыжков в высоту, «шведскую стенку» и т. д.
И все это благодаря сплоченному коллективу наших учителей. Каждый из них со своими взглядами, способностями, характером, образованием вносили свою лепту в этот процесс. При их активнейшем участии оборудовались кабинеты, приводилась в порядок территория школы, оборудовалась географическая площадка. Был приведен в надлежащий вид пришкольный участок. Активно проводятся все мероприятия по обучению и воспитанию учеников, работа с родителями и общественными организациями. Оказываем посильную помощь совхозу «Волжский» в период сева, выращивания и уборки урожая, межколхозной строительной организации по вводу новых объектов в эксплуатацию (уборка территории, покраска домов, озеленение, проведение праздников, чтение лекций и т. д.).
Вот кто славно потрудился на благо нашей школы: Кудряшов Борис Васильевич — директор школы, учитель истории и химии; Кудряшова Галина Николаевна — учитель истории и биологии, сельскохозяйственного труда; Гурьянов Геннадий Алексеевич — учитель географии, черчения, изобразительного искусства и технического труда; Вихарева Эльвира Геннадьевна -учитель русского языка и литературы; Кузина Римма Федоровна — учитель русского, немецкого языка и литературы; Смирнова Галина Николаевна — учитель математики; Вихарева Надежда Геннадьевна — учитель математики и физики; Майков Алексей Борисович -учитель физического воспитания; Гурьянова Мария Павловна — учитель начальных классов; Симонычева Нина Николаевна — учитель начальных классов; Макарушков Рудольф Васильевич — учитель музыки.
Был разработан план преобразования пришкольного участка. Здесь главную роль сыграла учительница биологии Кудряшова Галина Николаевна. Благодаря ее трудам на участке появились цветник, ягодник, овощной отдел, парник, полевой отдел, рабатка, дендрарий. А затем и «зеленый класс». К 1982 году весь пришкольный участок был обнесен металлическим забором. В течение пяти лет, 1986-91 годы, проводилось строительство и оборудование стадиона. Он был построен силами учеников, учителей и при участии ДРСу. Они помогли нам с планировкой площадки под стадион. В 1990 году провели водяное отопление от котельной школы и водопровод во все жилые дома учителей. В каждой квартире установили газовые плиты.
С каждым годом учеников в школе становилось все меньше и меньше. Встал вопрос о закрытии школы. Очень жаль было сил, затраченных на все это. Мы составили перспективный план работы школы на 1991-2001 годы. Познакомили с ним руководство отдела образования района. Это был план образования базы отдыха для детей района и города с функционированием начальной школы. Было решено постепенно оборудовать все помещения школы для отдыха детей. Это началось в 1994 году. Отремонтировали столовую школы. Приобрели кровати, постельные принадлежности на 40 человек, зеркала, оборудование для столовой (кипятильник, морозильную камеру, электрическую мясорубку, котлы и т. д.). Потом отремонтировали классы и коридоры, оборудовали детскую площадку рядом со стадионом (домики, качели, спортивные сооружения и т. д.). А в пойме реки Мартыновка соорудили бассейн для купания отдыхающих детей.
Два года школа работала как база отдыха в летнее время и во все каникулы. Но этому плану не суждено было, осуществиться, т. к. Аллы Михайловны Павловой, инициатора этого лагеря, к великому сожалению, не стало. Хорошее начинание было похоронено в прямом и переносном смысле. Ведь Жуковская школа расположена в таком замечательном месте. Тут вам и речка, и лес, чудесная природа с чистейшим воздухом, совсем рядом река Волга. На это было потрачено тридцать лет работы. По сути, все это стало возможным благодаря постоянной поддержке всех моих начинаний со стороны моей супруги Кудряшовой Галины Николаевны.
…Следует добавить ко всему сказанному, что Борис Васильевич вместе с Галиной Николаевной, Наиной Павловной и Рудольфом Васильевичем составили прекрасный квартет «Жуковские соловьи».
Их песни — венок российской поэзии. С какой лиричностью, бережностью исполняли они свои любимые песни, в которых всеми красками переливались ромашковое поле, цветущий лен, черемуховый цвет и шум берез.
А. В. СИРОТИНА, Т. М. ТЕРЕШИНА, «По тропам памяти людской», 2002 г., стр. 138