С любовью к детям

Более тридцати лет проработала в системе образования учительница трудового обучении Екатерина Николаевна Липатова. Как и многие учителя и среднюю школу № 2 она пришла со дня ее открытии из восьмилетней школы № 4. Все знания, всю душу отдавала она школе, детям. Это видно из ее воспоминаний.

— Я начала работать в восьмилетней школе № 1 (ул. Юных Пионеров) в 1962 году учителем сельского хозяйства и трудового обучения.

При школе был большой пришкольный участок и цветник. Я была заведующей пришкольным участком. Большую часть участка занимали фруктовые деревья и ягодные кустарники. Остальную часть участка занимал овощной севооборот. Выращивали все овощные культуры. Ученики работали на участке весной, летом, осенью. Все классы были разбиты на звенья, и за каждым звеном были закреплены делянки с той или иной культурой. Делянки были пронумерованы этикетками. Проводили опытническую работу. Осенью после завершения работ на участке проводили праздник «Урожая». Работа на участке прививала детям любовь к труду, земле и бережному отношению к природе.

В цветнике выращивали много разных видов цветов. Ежегодно принимали участие в городской выставке цветов, за что школа и я награждались грамотами от Ивановского областного совета всероссийского общества охраны природы. Зимой с девочками занимались по программе «Швейное дело». Швейной мастерской не было, приходилось ходить по классам вместе с ручными машинами, это создавало большие трудности и неудобства. Девочки любили эти уроки, шили изделия для себя и на выставки.

В начале моей работы директором школы была Елизавета Михайловна Ковязина. Это была замечательная, умная женщина, творческий педагог и хороший организатор. Она сумела сплотить дружный коллектив учителей. Педсоветы проходили содержательными, деловыми, В школе всегда был порядок, чистота, много цветов. Интересно проходили вечера отдыха для учителей, балы-маскарады для учащихся. Добрым словом хочется вспомнить энтузиастов-учителей Лебедева Е.А. (был завучем), супругов Макаровых Валентину Васильевну и Николая Григорьевича, Жестокову А.П., Рубинскую М.Т., Патраничеву В.А., Петрову А.П. Я у них набиралась опыта в работе. Это люди моего становления, как учителя.

В те годы были созданы ученические производственные бригады. Школа ежегодно принимала участие в районных, областных слетах ученических производственных бригад, занимала хорошие места. В 1969 году на базе нашей школы был проведен VI областной слет ученических производственных бригад. Школа заняла первое место. Мне была объявлена благодарность за активное участие в подготовке и проведении слета. Директором был И.Павлов, Он пользовался большим уважением среди учителей и учеников. Восьмилетняя школа № 1 была переименована в восьмилетнюю школу № 4.

В 1976 году восьмилетняя школа № 4 была переведена в среднюю школу № 2, где уделялось много внимания учебной и внеклассной работе. Устраивали выставки по кулинарии, готовили разные изделия из теста. Шили интересные вещи, За проведение внеклассных мероприятий мне была объявлена благодарность.

Проводила профориентационную работу. Знакомила с рядом профессий предприятий легкой и пищевой промышленности. Ходили на экскурсии на хлебозавод, пивзавод, молокозавод, консервный завод, швейную фабрику. В 9–10 классах девочки проходили практику на швейной фабрике и получали профессию «Швея -мотористка». После окончания школы многие девочки оставались работать на швейной фабрике, поступали учиться в текстильный институт г. Иваново и Шуйский пединститут на индустриально-педагогический факультет. Я была классным руководителем. Жили одной жизнью и одними интересами с детьми. Загоралась от них молодостью и энергией. Не скучали. Хотя были и трудности, но сейчас вспоминается только хорошее.

Правильно, что были комсомольская и пионерская организации. Отряды и звенья соревновались в учебе и в проводимых полезных делах: сбор металлолома, макулатуры, конкурсы чтецов-декламаторов, участие в смотрах художественной самодеятельности, в предметных неделях, игре «Зарница», турслетах, совершали поездки в города,

Осенью работали на уборке картофеля, овощей в колхозе «Красное Знамя». Оказывали шефскую помощь больным и одиноким ветеранам. Приглашали участников войны и ветеранов труда на классные собрания и мероприятия, поздравляли их с праздниками. Еженедельно проводили политинформации. Работали в пятую трудовую четверть в лагере труда и отдыха в Костяеве, Лобанах, на площадке в школе.

Особенно запомнился поход на реку Елнать — 20 км пешком. По пути делали привалы: костры, песни, рассказы. Походы в осенний и зимний сказочный лес на лыжах. Ставилась цель каждого проводимого мероприятия. После оформляли альбомы. В походах и поездках раскрывался характер ученика и его взаимоотношения с товарищами, одноклассниками. Очень торжественно проходили отрядные пионерские сборы в музее и у обелиска Славы. Приглашали участников войны и ветеранов труда.

С большим волнением вспоминаю сейчас сбор у обелиска Славы. Читал реквием Кутногорский Владимир Дмитриевич (работал в техникуме), Россохацкая Г. П. Серов Ю.П. рассказывали о фронтовой жизни и боевых подвигах. За пионерскую работу я была награждена значком «За активную работу с пионерами». К работе и любому делу относилась с любовью, серьезно, с большой ответственностью.

Работала в группе продленного дня. За учебную, воспитательную работу в школе награждена почетными грамотами от администрации школы и Ивановского областного отдела народного образования.

Отработала в школе 31 год. Работать было легко, интересно и радостно. В школе замечательный, дружный коллектив учителей. Люблю детей и отношусь к ним с уважением. После ухода на заслуженный отдых я не прерываю связь с коллективом. В школе организовали кружок ветеранов «Лоскутная мозаика», где мы общаемся и осваиваем лоскутное дело.

С мужем воспитали своих хороших сыновей. Старший Сергей окончил политехнический институт. Живет в Киеве и работает инженером. Младший Владимир военный, окончил высшее авиационное училище и академию им. Жуковского.

У нас очень дружная семья. Когда собираемся вместе, вспоминаем родную школу и, конечно, учителей.

 А. В. СИРОТИНА, Т. М. ТЕРЕШИНА, «По тропам памяти людской», 2002 г., стр.67

Оцените статью
Добавить комментарий