Развитие народного образования в Юрьевецком уезде Костромской губернии

Конечно, вот статья с использованием курсива, выделений и проверенная на ошибки:

Развитие народного образования в Юрьевецком уезде Костромской губернии

1. Введение:

До 1918 года Юрьевецкий уезд входил в состав Костромской губернии, поэтому развитие народного образования в уезде было тесно связано с образовательными процессами в губернии.

2. Начало развития народного образования (до 1796 г.): Первые школы при Петре I и развитие при Екатерине II.

Их начало относится ко временам царствования Петра Великого, когда открывались школы в монастырях и архиерейских домах, называвшиеся «цифирными», так как в этих школах преподавались только грамота, арифметика и геометрия. Первоначально они предназначались для дворян, но затем допускались туда и дети из других сословий. До Петра Великого в России можно было получить только низшее образование в церковно-приходских школах. Особое же развитие народное образование получило во время царствования императрицы Екатерины Второй.

3. Первые шаги к всеобщему образованию: «Устав училищ малых и главных» и его реализация (1782-1800 гг.): Создание комиссии и первые народные училища.

В 1782 году Екатерина образовала «комиссию для учреждения народных училищ» под председательством Петра Васильевича Завадовского. В 1786 году эта комиссия издала первый полный «Устав училищ малых и главных», получивших, как сказано в самом Уставе, «прямое название распространять во всех сословиях общее образование для одной цели — для просвещения народа».

4. Проблемы распространения образования: частные школы и сопротивление нововведениям: Недостаточная доступность и альтернативные формы обучения.

Но то, чего добивались императрица и составители Устава, было мало доступно массе населения. Поэтому училища с успехом развивались в наиболее крупных городах, в других же местностях преобладали частные школы у дьячков, мещан, старух и т.п. Многие жители даже с появлением правительственных училищ отдавали своих детей в обучение к дьячкам или какому-нибудь отставному солдату, к своей братии — мещанину и, что досаднее всего, к старухам (из донесения 1818 г. учителя Кинешемского малого народного училища Архайзского директору училища). Частные школы и нежелательные как просветители населения «солдаты и старухи» все же внесли свою лепту в просвещение — последние, если не непосредственно своими педагогическими занятиями, то распространенному в своем родном уголке зародышей спроса на просвещение.

5. Развитие сети училищ в первой половине XIX века: Открытие уездных и приходских училищ.

Вскоре после издания Устава в Костромской губернии были открыты главные и четыре малых народных училища (в 1786-1791 гг. — в Костроме, Кинешме, Макарьеве, Нерехте, в 1800 г. — в Галиче). Учебниками для малых училищ служили: таблица азбучная, таблица для складов, российский букварь, правила для учащихся, сокращенный катехизис, священная история, пропись, руководство к чистописанию. Малые народные училища в разное время были преобразованы в уездные. С 1810 до 1840 годы учебные заведения постепенно появляются во всех уездных городах и большинстве посадов, а потом возникают и первые сельские училища, пока частные.

6. Программа обучения в приходских училищах: Предметы и навыки для разных классов.

В 1820 году открываются приходские училища в Юрьевце и Пучеже. В 1834-м — приходское училище в Лухе.

Вот программа преподавания приходского училища.

Предметы первого класса:

  • Первоначальное изучение русской азбуки.
  • Первоначальное изучение русской азбуки (письма).
  • Писать цифры.
  • Изучение трех молитв: Молитвы Господней, Верую в единого Бога, Богородице Дево радуйся и десять заповедей.

Предметы второго класса:

  • Чтение по-русски без складов.
  • Чистописание хорошее — по двум линейкам.
  • Первые четыре правила арифметики.
  • Знание сокращенной священной истории и сокращенного катехизиса.

Предметы третьего класса:

  • Беглое чтение по-русски.
  • Беглое чтение по-славянски.
  • Чистописание по одной линейке и без линейки.
  • Хорошее знание первых четырех правил арифметики с именованными числами, раздробление и превращение.
  • Правильный счет на счетах.
  • Знание сокращенной истории и сокращенного катехизиса с объяснением.
  • Рассказывать историю пространную о сотворении.
  • Объяснение православного Богослужения, Всенощного бдения, Литургии, Василия Великого, Иоанна Златоустого и Литургии Преждеосвященных Даров.

7. Училища Удельного Ведомства и Министерства государственного имущества (1842-1857 гг.): Особенности и различия в финансировании и организации.

В 1842 году открываются училища Удельного Ведомства: Махловское, Мордвиновское, Обжерихинское, Дьяковское, Кандауровское, Горбунихинское.

В 1846 году открывается училище Министерства государственного имуществаПодмонастырное.

В школах работало по одному учителю (кроме Дьяковской и Горбунихинской). Из таблицы видно постоянное число учащихся в школах удельного ведомства. Очевидно, в них было жестко определено число учащихся и отступать от нормы не разрешалось.

Вот, к примеру, число преподавателей и учащихся в школах удельного ведомства Юрьевецкого уезда за два года — 1845 и 1857 гг.

ГодыШколУчащихсяУчителейНа 1 учителя учеников
18456120167.5
18576120815

Значит, количество учащихся на одного учителя увеличивалось год от года. В училищах Мингосимущества не было постоянного числа учащихся: оно то увеличивалось, то уменьшалось. Училища Удельного ведомства были исключительно для мальчиков. Училища Мингосимущества — смешанными.

8. Финансовые аспекты народного образования в середине XIX века: Оклады учителей и расходы на содержание училищ.

С 1830 года с преобразованием двухклассных училищ в трехклассные, а кое-где и в двухклассные, расходы по их содержанию значительно увеличиваются. Вот тогдашние оклады учителей: старшего смотрителя — 307 руб. 20 коп. (около 1100 рублей ассигнациями); законоучителя — 142 руб. 95 коп. серебром (около 500 руб.); учителя — 200 руб. 05 коп. серебром (около 700 руб.); учителя искусств — 57 руб. 18 коп. серебром (около 200 руб.).
Значительно улучшается и материальное положение училищ. Все они располагаются уже в собственных помещениях — Юрьевецкое приходское приобретено городским обществом у титулярного советника Г.Андронова в 1829 году за 200 руб. На хозяйственные нужды училища отпускалось 250 руб. серебром (875 ассигнациями) и на библиотеку и учебные пособия — 42 руб. 85 коп. серебром (около 150 руб. ассигнациями).

Расходы на одну школу Министерства государственного имущества составили 99 руб. 93 коп., губернскую — 149 руб. 77 коп.

Содержание одной школы Удельного ведомства обходилось в 583 рубля, губернской — 564 руб. 76 коп.

Один ученик в школе Министерства государственного имущества обходился около 2 руб. 80 коп., губернской — 3 руб. 25 коп.

Один ученик в школах Удельного ведомства обходился в 29 руб. 15 коп., губернской — 30 руб. 42 коп.

Расход на одну сельскую школу Удельного ведомства более чем в пять раз превосходит расход на одну школу Госимущества (583 руб. и 99 руб. 93 коп.).

Совершенно особое место занимают школы Удельного ведомства. Средний годовой расход в 1858 году здесь равен 583 руб., то есть в три раза превосходит расход на приходские школы (135 рублей).

Еще более выделяется цифра годового расхода на одного учащегося: в училище Удельного ведомства29 руб., а в училище Мингосимущества2 руб. 80 коп.

9. Преобразование уездных училищ в городские и расширение образовательных возможностей (с 1878 г.): Новые типы учебных заведений и изменения в программах.

Начиная с 1878 года проходит преобразование уездных училищ в городское — юрьевецкое. Одновременно с преобразованием шло и открытие новых городских училищ. В 1879 году в Юрьевце открылось Юрьевецкое городское Миндовское высшее начальное училище. В 1899-м — низшая ремесленная школа и женская гимназия. В 1909-м — мужская гимназия. 31 мая 1872 года было утверждено Высочайшее Положение о городских училищах, что повлияло и на программы: сравним по Уставу 1828 года и по Уставу 1872 года.

Кроме того, в курс городских училищ может быть вводимо преподавание иностранных языков, бухгалтерии, ремесел и ручного труда. Как видим, с преобразованием уездных училищ в городские программа расширялась введением новых предметов (алгебры, естествознания, физики), которые в общей системе предметов занимали довольно видное место. Введение же преподавания иностранных языков, бухгалтерии и ремесел помогало этим училищам приспосабливаться к местным нуждам и облегчало учащимся поступление в среднюю школу. Расходы на содержание училища складывались из различных источников.

10. Вклад благотворительности в развитие образования: Роль пожертвований и меценатства.

Увеличение ассигнований Государственного казначейства объясняется ростом двухклассных училищ Министерства народного просвещения и, главным образом, отпуском пособия земства на введение всеобщего обучения. Пожертвования на нужды народного образования занимают вообще очень видное место. В числе первых фабриканты Н.М.Красильщиков, Н.И.Миндовский, М.Н.Кашина, Н.П.Павлов.

11. Народное образование в начале XX века: курс на всеобщее обучение: Увеличение финансирования и рост числа школ.

Особый расцвет получает народное образование в самом начале царствования государя Императора Николая Александровича. В 1893 году ему угодно было обратить «самое серьезное внимание Министерства народного просвещения на недостаточность школ», с пометкой «побольше ремесленного образования». С первых годов царствования Николая ассигнования на начальное образование стали быстро возрастать, особенно за счет земства и государственной казны. Приток средств привел к увеличению числа школ.

12. Типы учебных заведений в Юрьевецком уезде к 1903 году: Обзор существующих школ.

К 1 января 1903 года в Юрьевецком уезде насчитывалось: школ грамоты — 10, земских школ — 36, одноклассных церковно-приходских — 19, двуклассных министерских — 1, одноклассных министерских — 2.

13. Земские школы и их программа обучения: Особенности и учебные материалы.

В земских школах преподавались Закон Божий, чтение, письмо, арифметика и, по возможности, пение. В порядке объяснительного чтения давали учащимся элементарные сведения по природоведению, географии, истории.

Земские школы подразумевали 4-летний срок обучения.

Учебники в земской школе:

  • «Родное слово»К.Д.Ушинский,
  • «Азбука»Л.Н.Толстой,
  • «Книга для чтения»Л.Н.Толстой,
  • «Наш друг»Н.А.Корфа.

14. Подготовка к введению всеобщего обучения (1908-1915 гг.): Планирование и открытие новых училищ.

В 1908 году Высочайше утвержден Закон об отпуске земством пособий на введение всеобщего обучения. С этого же года в Костромской губернии приступили к составлению проектов введения всеобщего обучения. Согласно сведениями, сообщенным уездными управами и инспекторами народных училищ, остается открыть в Юрьевецком уезде 23 училища — до 1915 года. Таким образом, с открытием 23 училищ в уезде будут закончены работы по введению всеобщего обучения. Особо обращается внимание на расширение и открытие школ повышенного типа.

15. Развитие школ повышенного типа и профессионального образования: Гимназии и ремесленные училища.

К 1912 году в уезде насчитывается три школы повышенного типа. Значительное развитие получило введение преподавания ремесел: открывается класс сельского хозяйства при Лухском училище, возбуждено ходатайство об открытии класса рукоделия при Лухском женском училище. Гимназия — среднее общеобразовательное учебное заведение (семиклассные, с возможностью окончания 8-го, педагогического). Окончившим 7 классов выдается аттестат на звание учительницы начальной школы, окончившим 8 классов — домашней учительницы, а получившим при этом медаль — домашней наставницы. Окончание 8 классов давало доступ на Высшие женские курсы без экзаменов. Учебный курс в гимназии включал: Закон Божий, русский язык и словесность, историю, географию, естествознание, арифметику и геометрию, французский и немецкий языки, начало педагогики, чистописание, рисование, пение, женское хозяйственное рукоделие и танцы.

К 1915 году в уезде открыты: мужская классическая гимназия, женская гимназия имени А.С.Пушкина, Юрьевецкое городское Миндовское высшее начальное училище, Юрьевецкая ремесленная школа, приходские училища в Юрьевце — одноклассное мужское, женское; двуклассные сельские училища, Каменниковское в Каммениках, одноклассное училище Юрьевецкое фабричное, Лухское высшее начальное училище и мужское училище-одноклассное, Пучежское высшее начальное училище, Филисовское двухклассное.

16. Структура управления народным образованием в уезде: Роль Училищного Совета.

Для руководства учебными заведениями в уезде организуется Училищный Совет. Его председатель — предводитель дворянства, инспектор народных училищ 8 участка коллежский советник Владимир Никитич Морозкин; члены: учитель, инспектор высших начальных училищ Александр Иванович Клемин, преподаватель Александр Васильевич Беляев, исправник, юрьевецкий купец К.Бобыльков, председатель земской управы Валериан Алексеевич Потехин, отставной штабс-капитан Иван Всеволодович Кетов (из справочной книги по Костромской губернии и календарь на 1915 год).

17. Учительский состав и его роль в общественной жизни: Образование и влияние педагогов.

В Костромской губернии весь учительский персонал состоял в начале из лиц мужского пола и лишь начиная с 1899 года для преподавания иностранных языков приглашаются женщины. Число женщин, преподающих в школах в 1912 году, достигает 30% от общего числа преподавателей. Эту же картину мы видим и в Юрьевецком уезде. Образовательный уровень учителей — учительские семинарии, гимназии. Преподавательский состав учебных заведений — это интеллигенция нашей провинции, пользовавшаяся уважением населения. Учителя являлись участниками литературно-драматических кружков, общественно-культурных организаций. Среди учителей особым уважением пользовались: Клемин Александр Иванович — учитель естествознания, начальник высшего начального училища; Иванчиков Сергей Федорович — учитель естествознания, начальник мужской гимназии; Заварина Лидия Ивановна — учитель русского языка и литературы, начальник женской гимназии; Самарянинова Елизавета Николаевна — учительница женской гимназии; Потехин Николай Федорович — учитель физики.

18. Развитие внешкольного образования: библиотеки и культурные общества: Библиотеки и драматическое искусство.

В 70-е годы XIX века была создана первая общественная библиотека. Первой сельской библиотекой стала народная читальня в с. Обжериха, построенная на средства братьев Реформатских и подаренная крестьянам.

В 1903 году под руководством председателя земской управы В.Т.Грибунина было создано общество драматического искусства.

19. Промысловая специализация волостей и ее связь с образованием: Краткий обзор экономики уезда.

Вся территория уезда в промысловом отношении была разделена на следующие районы:

  • Фабричный — Болотновская, Макатовская, Мелечкинская, Парская, Родниковская, Семеновская, Сосновская, Филисовская волости;
  • Кустарный — Махловская, Подмонастырская, Воскресенская, Дьяконовская, Кандауровская, Гордунихинская волости;
  • Кустарно-транспортный — Мордвиновская, Соболевская, Обжерихинская волости;
  • Овчинный — Благовещенская, Покровская, Худынская и Нововоскресенская волости;
  • Портняжный — Якушевская и Порздевская волости.

(По данным книги «Кустарно-ремесленные промыслы Костромской губернии», изд. 1914 года.)

20. Заключение:

Развитие народного образования в Юрьевецком уезде Костромской губернии 2001 г.
Автор А.В. СИРОТИНА

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x