Своими воспоминаниями о любимой учительнице делится учительница немецкого языка средней школы № 1 Наталья Николаевна Сычева:
— В первый класс я пошла 1 сентября 1959 года. Зачислили меня в класс Анны Ивановны Семьяновой. Желающих учиться у нее было очень много. На самый первый урок в классе нас собралось 43 человека. Сидели мы по три человека за одной партой. Учиться начинали в так называемой «зеленой школе». Это здание бывшей районной прокуратуры на Советской улице.
Анна Ивановна учила нас 4 года. С первого по четвертый класс. Образ учителя начальных классов у меня всегда ассоциируется именно с А. И. Семьяновой. Это была поистине настоящая учительница начальных классов: умная, спокойная, красивая, строгая, со вкусом одевающаяся. Она никогда на нас не кричала, даже голос не повышала. Говорила всегда спокойно, просто, понятно. Каждое ее слово доходило до нашего сознания.
Особенно запомнилось, как Анна Ивановна осуществляла наше нравственное воспитание. Она не читала нам нотаций и нравоучений.
Мудро и, казалось бы, очень незаметно приводя яркие примеры из жизни, подводила нас к тому, чтоб мы сами делали правильный вывод о том, что — хорошо, а что — плохо; как следовало бы поступить, а как — не надо.
Анна Ивановна старалась воспитать нас как единый, сплоченный коллектив, основанный на дружбе и взаимопонимании. Особое внимание наша мудрая учительница обращала на отношения между мальчиками и девочками. Озорные мальчишки, порой, обижали нас. Мы бежали к ней с жалобами. Тогда она твердым и серьезным голосом говорила им: «Как же вы можете обижать девочек? Ведь вы гораздо сильнее их. А они — слабые и нежные. Девочки нуждаются в вашей помощи и защите». И тут же наглядный пример из жизни: «А вот в том выпуске, что учились у меня до вас, мальчики никогда не позволяли себе толкать девочек. Наоборот, всегда пропустят их вперед, помогут им одеться, подадут пальто, проводят до дома в вечернее время, помогут нести тяжелый портфель. И даже защищали их от обидчиков из других классов. Я хочу, чтоб вы поступали так же».
Эти слова не были пустыми. Они постепенно оседали в сознании учеников. И эта прекрасная школьная дружба перерастала в любовь. Одноклассники создавали семейные союзы. В нашем классе таких пар было четыре. В других классах, где работала Анна Ивановна, есть подобные примеры.
На уроках Анны Ивановны всегда была идеальная дисциплина. Внимание всех учеников было сосредоточено на деятельности учителя. Учебный материал приводился доступно и понятно для каждого ученика. Никаких бездельников па уроках не было. Каждый ученик был занят делом. В классе была организована взаимопомощь: каждый хорошо успевающий ученик прикреплялся к слабому, занимался с ним после уроков и перед контрольными работами. Анна Ивановна контролировала нашу деятельность, сама немало занималась с учениками после уроков. И все это приносило ощутимые результаты: мы имели прочные знания, в классе создавался сильный, сплоченный, дружный костяк, который сохранялся с первого по десятый класс и к которому тянулись остальные ученики.
Мы были приучены к дисциплине, порядку, ответственности, труду. До сих пор мы ценим школьную дружбу и поддерживаем ее.
После окончания четвертого класса она передала нас совсем молодой тогда учительнице, только что пришедшей со студенческой скамьи, Татьяне Семеновне Шапоровой. Она была нашим классным руководителем и вела у нас русский язык и литературу. Молодая, энергичная, умная Татьяна Семеновна, используя советы и рекомендации Анны Ивановны, продолжала учить и воспитывать нас до десятого класса.
Я благодарна судьбе и горжусь тем, что начала учиться в средней школе № 1 у такого прекрасного и талантливого педагога, замечательного, умного, мудрого человека, как Анна Ивановна Семьянова, и продолжила обучение у таких же талантливых преподавателей, как
Надежда Федоровна Девочкина,
Тамара Константиновна Кульпина,
Екатерина Ивановна Калашникова,
Надежда Дмитриевна Попова,
Николай Антипович Дубичев,
Анна Фроловна Варгасова,
Валентина Михайловна Макарова,
Нина Николаевна Рытова,
Маргарита Павловна Тупицына,
Алевтина Алексеевна Медведева,
Зинаида Владимировна Климычева.
После окончания школы я тоже выбрала профессию учителя. Окончила Горьковский институт иностранных языков. В 1976 году вернулась в родную школу в качестве преподавателя немецкого языка. Так и пролетели уже 26 лет.
Люблю свою профессию, школу, детей. Стараюсь воспитать в них любовь к своей малой родине, школе, уважение к учителю.
А. В. СИРОТИНА, Т. М. ТЕРЕШИНА, «По тропам памяти людской», 2002 г.